НЕ КАЛЬМАРОМ ЕДИНЫМ. 7 южнокорейских фильмов, которые можно посмотреть после «Squid Game»

Южнокорейское кино продолжает удивлять планету. Ещё не остыли воспоминания об оскаровском триумфе «Паразитов», а уже на всех континентах люди фанатеют от нового сеульского сюрприза – криминального триллера «Игра в кальмара», в считанные недели ставшего самым популярным сериалом Netflix.

Впрочем, неожиданным этот сюрприз стал для тех, кто совсем уж далёк от кинематографа. Истые киноманы давно признали южнокорейское кино кладезем эстетического наслаждения. Ким Ки Дук, Ли Чхан Дон, Пак Чан Вук, Пон Чжун-хо – в авторской иерархии заядлого синефила эти имена значат не меньше, чем имена Бессона, Спилберга, Тарантино.

Сегодня, когда Голливуд изрядно придушен идеологией политкорректности, южнокорейский кинематограф продолжает радовать зрителя своей неангажированной витальностью. Жёсткий, зрелищный, динамичный. Не боящийся острых высказываний. Не признающий мармеладных хэппи-эндов. Честный по отношению к человеческой природе и не желающий приносить художественную ценность в жертву идеологическим забобонам. Местами гиперболизированный, «пересаливающий лицом» – но это от внутренней экспрессии и ощущения полноты жизни. Неудивительно, что и в самом Голливуде сегодня млеют от южнокорейских новинок.

Чтобы сделать полноценный обзор шедевров «корейской волны», одного короткого топа мало – тут целый лонгрид писать нужно, а то и несколько. К тому же многие из них уже не особо-то и нуждаются в представлении. Трогательная «Поэзия», брутальный «Олдбой», стильный «Сквозь снег», пронзительный «Пылающий», медитативная «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – для истого киномана это давно уже классика. Засим, мы представим менее известные картины последних лет, которые вполне можно глянуть после «Игры в кальмара», если вы вдруг подсядете – а вы наверняка подсядете – на «корейскую волну».

«Таксист» (2017) Режиссёр Чан Хун

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Южная Корея\1440x.jpg Южная Корея не всегда была свободной и демократической. В декабре 1979г. в результате военного переворота к власти пришёл диктатор Чон Ду-хван. В мае 1980г. в городе Кванджу начались массовые протесты, участники которых требовали демократизации страны. На их подавление диктатор бросил военные части, в итоге погибли сотни людей. Именно в этот период корейской истории и происходит действие фильма.

Немецкий журналист Юрген Хинцпетер решает проникнуть в заблокированный военными Кванджу, чтобы донести миру правду о том, что творится в городе. Везти его за приличную плату вызывается сеульский таксист Ким Ман Соб – местный простак, верящий всему, что говорят по ТВ, и поругивающий протесты. Поездка в окровавленный Кванджу раскрывает ему глаза на происходящее в стране.

Фильм основан на реальных событиях – Хинцпетер стал единственным журналистом, снявшим массовые убийства во время подавления кванджунского восстания. И в этом ему действительно помогал простой сеульский таксист. История о том, как важно бывает преодолеть косность мышления и оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

«Исчезнувшее время» (2016) Режиссёр Ом Тхэ-хва

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Южная Корея\1440x (3).jpg Юная Су-рин живёт с отчимом, её мать погибла в автокатастрофе. Однажды она знакомится с мальчиком Сон-мином, у которого тоже нет родителей. В его компании ей интересно и весело. Как-то раз компания отправляется в лес, где обнаруживает загадочную пещеру, а в ней – необычное яйцо. По древней легенде, человек, разбивший это яйцо, становится жертвой страшного монстра, пожирающего время. По воле случая девочка выходит из пещеры последней, но не находит ни Сон-мина, ни его друзей. Полиция бросается на поиски детей, но тщетно. Однако через несколько дней к Су-рин подходит взрослый мужчина и говорит, что он и есть её друг, Сон-мин.

Многие в детстве фантазировали о том, что было бы, имей они возможность останавливать время. Фильм Ома Тхэ-хва изящно обыгрывает эти фантазии. Хотя история об исчезнувшем времени, скорее, грустная, чем весёлая: мало весёлого в том, что монстр крадёт годы вашей жизни.

«Звонок из прошлого» (2020) Режиссёр Ли Чхун-хён

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/5feecb8b-a615-471f-ab2b-cb8a81c01d15/1440x На дворе 2019г. 28-летняя Со-ён возвращается в дом, где провела детство. Её отец давно умер, а с матерью, которая лежит в больнице, у неё неважные отношения. Девушка потеряла мобильник, поэтому включает городской телефон. Неожиданно раздаётся странный звонок, и на том конце провода встревоженная незнакомка со слезами просить о помощи. Выясняется, что незнакомку зовут Ён-сук, ей тоже 28 лет, и она живёт в этом же доме, но… в 1999г.

Тема общения во времени не нова: в 2006г. её в лирическом ключе развили американцы мелодрамой «Дом у озера», а в 2008г. – россияне в романтической комедии «Тариф новогодний». Южнокорейский «Звонок из прошлого» – жёсткий триллер, где нет места ни лирике, ни романтике. Мысль о том, что будущее зависит от прошлого, проиллюстрирована здесь с пугающей наглядностью.

«Звери, что цепляются за соломинку» (2020) Режиссёр Ким Ён-хун

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Южная Корея\1440x (4).jpg Работник бани находит в шкафчике раздевалки забытую посетителем сумку, которая доверху набита деньгами. Он относит её на склад забытых вещей, но всё чаще подумывает забрать деньги себе. Сотрудник портовой таможни пытается договориться с коллекторами об отсрочке долга, который оставила его бывшая. Девушка, подрабатывающая проституткой, вместе с одним из клиентов решает прикончить своего мужа, ставшего распускать руки. Истории этих незнакомых между собой людей причудливым образом переплетутся и повлияют друг на друга.

Эта лента определённо понравится любителям нарративных головоломок в духе Ричи & Тарантино. Снятая в нелинейной манере а-ля Pulp Fiction, свои перипетии она презентует зрителю не в хронологическом порядке, так что смотреть их надо внимательно, чтобы не упустить нить повествования.

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Южная Корея\1440x (5).jpg«Ночь в раю» (2020) Режиссёр Пак Хун-джон

Молодой парень Тхэ-гу – боец одного из кланов ганпхэ, корейской мафии. Босс конкурирующего клана предлагает ему перейти на его сторону, но Тхэ-гу отвечает отказом. Вскоре в аварии погибают его сестра и маленькая племянница. Парень вершит возмездие – расправляется с боссом конкурентов – и теперь война между кланами неизбежна. Тхэ-гу отправляется на далёкий остров Чеджу, чтобы на время затаиться. Там он встречает Чэ-ён, смертельно больную девушку, которая и сама не очень-то хочет жить. Но, возможно, эта встреча поможет снова вдохнуть в её сердце любовь и вкус к жизни.

«Ночь в раю» – смесь гангстерского триллера и психологической драмы. Перестрелки и драки здесь перемежаются тихими, пасторальными сценами, раскрывающими отношения двух одиноких людей. Картина лишена романтизации криминального мира, но зато в ней угадывается дань людям, которые, даже занимаясь незаконными делами, чтут определённые кодексы и заповеди.

«Суровое испытание» (2011) Режиссёр Хван Дон-хёк

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Южная Корея\1440x (7).jpg Это не самый новый фильм – ему уже 10 лет – но мы его всё же отметим, и не только потому, что снял его тот же режиссёр, что и «Игру в кальмара». В самой Корее эта лента произвела эффект разорвавшейся бомбы и привела к серьёзным общественным переменам.

Сюжет её основан на реальных событиях, которые произошли в 2005г. в школе для глухих Инхва, где молодые студенты подвергались жестокому обращению и сексуальному насилию со стороны администрации. Виновные тогда отделались сравнительно мягко, но история на этом не закончилась. Писательница Кон Джи-ён написала об этих событиях роман, а Хван Дон-хёк поставил по нему фильм, который вызвал широкий общественный резонанс. Дело насильников было возобновлено, они получили по заслугам, а законодатели приняли «Законопроект Догани» (в честь корейского названия фильма), отменяющий срок давности за преступления на сексуальной почве против несовершеннолетних и инвалидов. Фильм и связанная с ним история – урок тем, кто наивно полагает, что в современном мире можно безнаказанно творить насилие, а потом прикрываться сроком давности.

«1987» (2017) Режиссёр Чан Джун-хван

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Южная Корея\1440x (2).jpg И ещё один фильм на основе реальных событий. 14 января 1987г. сеульский студент Пак Чон-чхоль, арестованный за участие в акциях протеста, умер в камере для допросов. Власти хотели скрыть факт пыток, но это стало катализатором ещё более массовых протестов. Плюс внутри самих властных структур нашлось немало людей, не желающих больше мириться с безобразиями режима. Всё это привело к тому, что Южная Корея избавилась от диктатуры Чон Ду-хвана.

«1987» – фильм по большей части жёсткий и мрачный, но в то же время исполненный надежды. Это история о том, как, оправившись после расправы в Кванджу, корейцы собрались духом и снова нашли в себе силы сказать диктатуре «Нет!» И на этот раз у них получилось. Дорогу, как известно, осилит идущий.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.