СОЮЗНЫЙ REBOOT. Беларусь и Россия начали экономическую перезагрузку СГ

Состоявшееся 4 ноября в режиме видеоконференции заседание Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства (СГ) Беларуси и России претендует на то, чтобы обозначить серьезный поворот в интеграции двух стран. Спокойно и неспешно, лидеры РБ и РФ, по выражению белорусского президента, «приступили к перезагрузке совместного экономического пространства», предполагающей «внедрение современных технологий, стилей, методов принятия решений».

«Нас тут все критиковали, ожидали, особенно в России отдельные телеграм-каналы, подпишем мы с вами или не подпишем. Мы сегодня отвечаем на этот вопрос всем Высшим госсоветом. Подписываю. Я вижу, ваша подпись под декретом стоит, всех членов ВГС. Если вы не против, я подпишу декрет. Но отвечать будем все, не только я», – этими словами, обращенными к президенту России Владимиру Путину, президент Беларуси Александр Лукашенко предварил подписание декрета, утверждающего «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства (СГ) на 2021-23гг.» и союзные программы.

По сути, Александр Григорьевич предложил другим участникам заседания ВГС разрешить интригу с утверждением ключевого пакета интеграционных документов, работа над которым отняла у сторон 3 года. Возражений не последовало – и глава государства размашисто подписал декрет прямо в эфире.

Это, кстати, не значит, что подписанный пакет документов полностью снимает все противоречия в союзном строительстве. Тем более – что состоявшееся подписание удовлетворит телеграм-каналы, мнение которых так озаботило белорусского лидера. С материализацией утвержденной повестки СГ дело еще проблематичнее – отраслевым министерствам и ведомствам двух стран предстоит на протяжении 2 лет наполнять «Основные направления» и союзные программы (в недавнем прошлом – «дорожные карты») реальным содержанием – плотью и кровью, извините за пафос. Однако главный шаг сделан – траектория на расширение и углубление союзного строительства получила одобрение всех без исключения членов ВГС.

Справка «НДГ». В повестке ВГС СГ изначально значилось 6 вопросов: 1) проект «Основных направлений реализации положений Договора о создании СГ на 2021-23гг.» + 28 программ, уже одобренных союзным Совмином, 2) вопросы торгово-экономического сотрудничества РБ и РФ, 3) военная доктрина СГ, 4) концепция миграционной политики СГ; 5) премии СГ в области науки и техники, 6) реализация и мониторинг решений ВГС.

Несомненно, первый пункт повестки перевешивал остальные пять, поскольку носил стратегический, а не тактический характер. Три года обсуждений и согласований, чехарды с количеством программ и степенью их согласованности, хочется надеяться, не прошли зря: «Основные направления» вытекают непосредственно из Союзного договора и представляют собой перечень ключевых маршрутов интеграции с указанием ответственных чиновников. Союзные программы, в свою очередь, являются конкретизацией «Основных направлений». Председатель ВГС Александр Лукашенко не зря так торжественно обставил процедуру утверждения интеграционного пакета документов: союзное строительство претворяется в четкий план – что делать, как делать и кому за это отвечать (по крайней мере, в ближайшие два года).

Лукашенко поблагодарил оба правительства и сторонних экспертов за усилия по подготовке интеграционного пакета, а членов ВГС, Постоянного комитета (ПК) СГ, парламентов двух стран призвал обеспечить практическую реализацию утвержденных программ и решений.

Два взгляда на одно СГ

Насколько можно судить по выступлениям Путина и Лукашенко на ВГС, время и обстоятельства заставили стороны сблизить позиции в вопросах союзного строительства. Александр Григорьевич буквально прямым текстом признал, что для Беларуси СГ – это вопрос выживания: «Все мы в той или иной степени осознаем необходимость дальнейшего движения вперед по пути союзного строительства. Тем самым обеспечивается защита интересов Беларуси и России в общемировом пространстве». Или еще откровеннее: «СГ для Беларуси – приоритет из приоритетов», с обязательным уточнением, что вместе мы «защищаем единые для наших братских народов исторические и моральные ценности».

По сути, события двух последних лет, при всех размолвках и недомолвках, резким ухудшением внешнеполитической конъюнктуры напомнили Москве и Минску, что они в одной лодке и нужно куда-то плыть, а не выяснять, у кого балласта больше. «Серьезной проверкой на прочность для отношений между нашими странами стало беспрецедентное внешнее давление. Можно с уверенностью констатировать, что мы эту проверку выдержали», – констатировал президент Беларуси.

Выступление Путина было посвящено преимущественно плюсам глубокой экономической интеграции. Главный выигрыш Владимир Владимирович обозначил прямым текстом: «Вы сами знаете, что сейчас происходит на мировых рынках нефти и газа. Республика Беларусь сегодня получает газ от России в 7-8, а то и – в отдельные моменты – в 9-10 раз дешевле, чем на европейских спотовых рынках. И даже если сравнивать с поставками нашим потребителям по долгосрочным контрактам «Газпрома» – и то в 3-4 раза дешевле».

Дело за малым – перенести это конкурентное преимущество в другие отрасли и сектора. Интеграция делает такой сценарий вполне реализуемым: «Экономики двух стран начнут функционировать на основе общих, согласованных правил и норм, что откроет новые, действительно широкие перспективы для их поступательного развития и даст большой положительный эффект, который ощутят все без исключения отрасли». Упомянуты были также «равные, унифицированные условия ведения бизнеса» и ускоренное благоустройство «единого миграционного и визового пространств». Это хороший прогностический признак: если российский федеральный чиновник упоминает рынок труда, то, скорее всего, у него серьезные намерения.

Еще экономики

Ни для кого не секрет, что камнем преткновения в работе над союзными программами помимо энергоносителей до сих пор выступали фискальные и таможенные разногласия. Судя по всему, эти преграды теперь близки к преодолению. С энергоносителями тоже ситуация лучше, чем обычно: как заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко, «уже к июлю 2022г. мы должны разработать принципы функционирования объединенного рынка газа, а до 1 декабря 2023г. с учетом этих принципов подписать соответствующие дополнения к союзной программе».

Промсектору обеих стран обещан унифицированный доступ к госзаказу и госзакупкам, а также проекты по импортозамещению продукции третьих стран.

Прозвучал на ВГС и важный анонс для аграриев: «На основе интеграции белорусской и российской системы ветеринарного и фитосанитарного контроля будут установлены единые правила поставок продовольственной продукции на рынок СГ». Дай-то Бог, а то в условиях глобального продовольственного кризиса молочные или мясные войны членов СГ будут смотреться откровенным издевательством над здравым смыслом.

Было заметно, что оба президента довольны масштабами экономического взаимодействия. «За январь-август текущего года двусторонняя торговля увеличилась почти на 36%, до $24 млрд., – сообщил Путин. – Но у Александра Григорьевича данные за девять месяцев: там, как он уже сказал, $28 млрд. просматривается – это очень хороший показатель». Что ж, экономика периодически притормаживает локомотив интеграционного строительства, но она же выступает залогом его надежности и безальтернативности.

Справка «НДГ». Россия занимает 1-е место по размеру прямых инвестиций в экономику РБ (около $4 млрд.). В Беларуси работают около 2400 российских компаний. РБ занимает 1-е среди стран СНГ место среди торговых партнёров РФ и 4-е место – среди всех торговых партнеров РФ с долей около 5%.

Третий – никогда не лишний

Дополнительную пикантность ВГС придавало то обстоятельство, что Путин вышел в эфир прямиком из Крыма, из Севастополя, да еще в День народного единства – или, если называть вещи своими именами, капитуляции гарнизона польских оккупантов в Кремле перед лицом ополчения. Предсказуемо на ВГС СГ было упомянуто развитие сотрудничества России и Беларуси в военной области.

Но это не единственный нюанс, отсылающий к сложным и зачастую непредсказуемым отношениям двух частей СГ с третьими странами. На стадии подведения итогов заседания глава государства неожиданно посетовал: «Хочу в заключение членам Высшего госсовета пожаловаться. Украина закрыла для Беларуси небо, и мы никак не можем попасть через Украину в Крым. А там у нас и собственность, и другие есть проблемы. И вот Владимир Владимирович мне все обещал-обещал, что с собой возьмет в Крым, покажет новинки, что там нового сделано. А сделано немало. По дороге провезет в Крым. Но вот сегодня один уехал и меня с собой не пригласил. Поэтому я вот с такой жалобой перед членами Высшего госсовета выступаю».

Беларусь, как мы помним, не признала Крым частью России. Украина, увы, не оценила этого жеста, как и многих других шагов Беларуси на южном направлении. Поэтому намерение слетать в Крым в кампании Владимира Владимировича – это своего рода «открытка» президенту Украины Владимиру Зеленскому. Владимир Владимирович, действительно, свозите Александра Григорьевича в Крым – возможно, это вернет Владимиру Александровичу чувство юмора и политического реализма.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.