ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ – СЧАСТЛИВ ЧЕЛОВЕК. AI100: отчет о развитии искусственного интеллекта. Часть 3

«Компьютерные языки будущего будут больше связаны с целями, а не с процедурами, установленными программистом».

Марвин Минский

«Искусственный интеллект достигнет человеческого уровня примерно к 2029г. В дальнейшем, скажем, к 2045г., мы умножим интеллект, человеческий биологический машинный интеллект нашей цивилизации в миллиард раз».

Рэй Курцвейл, американский изобретатель и футуролог

Тем, кто уже прочитал историю рождения проекта «AI100» – серии аналитических отчетов Стэнфордского университета и успел погрузиться в суть отчета за 2021г., «НДГ» предлагает продолжить знакомство с перспективными исследованиями и самыми значимыми достижениями за последние 5 лет в сфере искусственного интеллекта (далее ИИ). На очереди робототехника, беспилотные автомобили и здравоохранение.

Робототехника

По мнению авторов отчета, за последние пять лет достигнут значительный прогресс в сфере построения умных роботов, в основе которых лежат машинное обучение, мощные вычислительные и коммуникационные возможности, а также доступные сложные сенсорные системы. И хотя на встречу с оптимизмом авторов отчета спешит пессимизм авторов фильма Metalhead пятого эпизода четвертого сезона телесериала «Чёрное зеркало», на создание которого сценариста Чарли Брукера вдохновил робот-пес компании Boston Dynamics, все же роботы пока что не способны в полной мере использовать все достижения в области ИИ, прежде всего за счет физических ограничений окружающей среды.

Уже сейчас гибкие и подвижные робототехнические системы доступны для бытового и промышленного использования. В промышленной робототехнике с внедрением систем машинного зрения на основе глубокого обучения, роботы-манипуляторы могут собирать предметы, которые хаотически разбросаны по полу со скоростью пятилетнего ребенка, собирающего с пола игрушки. Двуногие и четвероногие роботы продолжают свое состязание в ловкости с человеком и собакой. Робот Атлант (Atlas), созданный по последнему слову техники робот-гуманоид от Boston Dynamics, демонстрирует умение прыгать, бегать, делать сальто и маневрировать на пересеченной местности и выполнять трюки паркура – умения, которые были невозможны для роботов всего несколько лет назад. Робот Spot, четвероногий робот также от Boston Dynamics, способен маневрировать в сложных условиях и уже используется на стройплощадках для доставки легких материалов и инструментов. Однако стоит отметить, что данные роботы разработаны с использованием различных методов обучения, техника их движения совершенствуется несколько лет и в основе их поведения лежит классическая теория управления, методы и технологии, используемые в автопилотах, и, конечно, кропотливая многолетняя работа инженеров и дизайнеров.

Псы-убийцы из сериала «Чёрное зеркало».

Робот Spot компании Boston Dynamics уже доступен к продаже. Стартовая цена $74,500.

21 июня 2021г. японская компания SoftBank Group и корейский автоконцерн Hyundai Motor Group договорилась о продаже 80% доли Boston Dynamics за $1,1 млрд.

Еще пример – Cassie, двуногий и безголовый робот, разработанный совместно Agility Robotics и Орегонским Госуниверситетом, использует глубокое обучение с подкреплением при ходьбе и беге. А вот исследования в области компьютерного зрения и технологий обработки естественных языков (подробнее о них в предыдущей статье) для большинства видов робототехнических систем не выходят за рамки лабораторных экземпляров.

В 2020г. развитие робототехники получило новый импульс из-за необходимости поддерживать социальное дистанцирование во время пандемии COVID-19. Сеть китайских ресторанов укомплектовала свой штат командой из 20 роботов, которые помогают готовить еду и частично выполняют функции официантов. А эстонская компания Starship Technologies, основанная создателями Skype Янусом Фриисом и Ахти Хейнлом, разрабатывает роботов-доставщиков и начала свою деятельность с доставки книг и еды в университетских кампусах. Кстати, инженерное и испытательное подразделения этой компании находятся в Таллинне. Эта и другие подобные компании фактически находятся на стыке робототехники и систем автономной доставки и решают проблему «последней мили». Пока эти роботы и системы, несмотря на рост числа применений, еще не являются мейнстримом и по-прежнему подвержены ошибкам и сбоям, особенно при развертывании на территориях, не имеющих необходимой инфраструктуры (разработанных онлайн-карт и приложений, картографических библиотек и т.п.). Кстати, один из разработчиков таких систем компания Mapbox расположила свой R&D офис в нашей столице. Да и в целом у Беларуси хорошие стартовые позиции по уровню технологических компетенций в сфере ИТ.

В дополнение к инфраструктуре развитие подобных систем требует обновления правовой базы, развитых финансовых инструментов (доступный венчурных капитал или госпрограммы). В Японии, например, сейчас обсуждается новая правовая база для обеспечения возможности автономным роботам безопасно двигаться по дорогам общего пользования – муниципалитет требует ограничить скорость до 15 км/ч, а компании поставщики автономных роботов требуют повысить скорость до 20 км/ч.

Беспилотные автомобили

Автономные транспортные средства или беспилотные автомобили являются одной из самых быстро растущих направлений робототехники, которое оказывает существенное влияние, как на автомобильную промышленность, так и на городское планирование.

Дизайн беспилотного транспорта требует интеграции ряда технологий, включая интеграцию различных сенсорных систем, различных систем ИИ – систем принятия решений, прогнозирования динамики автомобиля, оперативного изменения маршрута в реальном режиме времени, систем связи между транспортными средствами и др. Ассистенты водителя (автономная парковка, круиз-контроль и т.п.) получают все большее распространение в серийных автомобилях, производители таких систем с 2018г. участвуют в сравнительных тестах — и безусловный лидер в этой области не Tesla Autopilot (второе место), а Cadillac Super Cruise. Данные системы используют сенсоры и решения на основе ИИ для выполнения таких задач, как адаптивный круиз контроль, безопасная регулировка скорости и помощь в удержании полосы движения и безопасное маневрирование.

Оптимистические прогнозы пятилетней давности по поводу развития беспилотного транспорта не оправдались по ряду причин и в первую очередь из-за растущих требований к безопасности и сложных и меняющихся условий. Однако беспилотники уже тестируются на общедоступных дорогах – это разрешено в 29 штатах США. Без водителя беспилотные авто могут двигаться в Аризоне, Калифорнии и Флориде и Аризоне. Китай впервые запустил тестирование беспилотных авто без водителей на дорогах общего пользования в декабря 2020г.

В России работу беспилотных автомобилей регулирует принятое в ноябре 2018г. постановление правительства – разработчикам разрешено тестировать беспилотные автомобили на дороги общего пользования при соблюдении следующих ограничений: 1) за рулем обязательно должен находиться водитель; 2) все новые беспилотники должны пройти проверку в специальной организации – государственном центре НАМИ; 3) настоящее время разрешена опытная, а не коммерческая эксплуатация. Подобные ограничения существуют и в Германии.

Продолжение следует.

Для тех, кто хочет ознакомиться с оригиналами – источники ниже:

Отчет 2021 – https://ai100.stanford.edu

Отчет 2016 – https://ai100.stanford.edu/2016-report

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.