КГК СХОДИЛ ЗА ХЛЕБУШКОМ. Проверки выявили нарушения при ценообразовании в каждой четвертой точке

Ускорение инфляции и глобальный скачок цен на продовольствие не обошли Беларусь стороной. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что в такой ситуации власти Беларуси прибегнут к контролю над ценообразованием, и «НДГ» предсказывала это. Поход КГК по магазинам принес те цифры, которые мы и ожидали увидеть, и, честно говоря, они впечатляют.

Хотя Госконтроль вел свой мониторинг цен с начала года, прологом к его экспедиции по торговым точкам стало совещание у президента 22 октября, где Александр Лукашенко четко очертил область вероятных угроз и рисков: «Мы подходим к зимнему периоду, и, помимо противоэпидемических вопросов, стоит задача сдерживания роста цен, чтобы они не превышали приемлемый для населения уровень. Особенно это касается стоимости продуктов питания… Вопрос вопросов. Есть кому этим заниматься. Занимайтесь. Чтобы не было потом каких-то неприятных разговоров на эту тему». Правительство, сталкиваясь с удорожанием сырья, энергоносителей, комплектующих и т.п., занимается: подведомственные ему производители в госсекторе тоже поднимают цены. Таким образом, весь вопрос в торговле, в балансе интересов производителя и продавца.

Еще более важное соотношение – баланса цен и доходов, и о нем Лукашенко тоже высказался исчерпывающе: «Есть тема, и очень важная, и она правильная, которую поднимают люди, – соотношение роста цен и доходов населения. Людям все равно, какие будут цены в магазине. Были бы деньги в кармане, чтобы по этим ценам приобрести товар. И вот эти пропорцию и баланс надо поддерживать во что бы то ни стало». И это правда: ни для кого не секрет, как обстоят дела с потребительским оптимизмом населения и почему оно важно при выходе из политического кризиса. При этом белорусский внутренний рынок – достаточно узкий: даже незначительные колебания спроса и предложения способны спровоцировать непропорционально резкие ценовые скачки.

В былые годы ценовой контроль со стороны государства традиционно вызывал в бизнес-сообществе вялое, но устойчивое неприятие: «Рыночек все порешает». Понятно, на фоне пандемии, глобального кризиса цепочки поставок, долларовой инфляции, санкций и т.п. так уже не скажешь. Чтобы рыночек смог хоть что-то порешать, сперва придется поработать КГК.

Как там в подсобке?

Итак, в ходе проверок Госконтроля в январе-сентябре 2021г. нарушения ценообразования выявлены в 494 из 2044 торговых объектов. Причем ценообразование дает сбои не применительно, допустим, к тигровым креветкам, хамону, сибасу и авокадо. Отнюдь: преимущественно речь идет о наиболее востребованных и доступных продуктах в большинстве товарных групп. Дело обстоит буквально так, сообщает КГК: «В ходе мониторинга, проведенного в столичных торговых объектах крупных ритейлеров, выявлено завышение торговой надбавки на свежие огурцы, томаты, яблоки на 19,5-25%, свинину – на 4%».

В ходе проверок Госконтроля в январе-сентябре 2021г. нарушения ценообразования выявлены в 494 из 2044 торговых объектов. Ценообразование дает сбои не применительно, допустим, к тигровым креветкам, хамону, сибасу и авокадо

Общая тенденция примерно такова: понеся ощутимые потери в 2020г. из-за самоизоляции и массовых беспорядков, ритейл в 2021г. во многом интуитивно пытался наверстать упущенное. Инфляция, традиционно ускорившаяся в начале осени, сокращение ассортимента из-за сбоев в цепочке поставок, санкции и ряд других факторов подталкивают его к тому, чтобы попытаться отыграть потерянное на обороте за счет наценок. В пресс-релизе КГК фигурирует почти эталонный пример такого рода про ИП из Толочинского района и его торговый павильон: «При формировании розничных цен на вареные колбасы, сардельки и сосиски из мяса цыплят-бройлеров применялась торговая надбавка в размере 40% при установленном максимуме 20%, на сметану – 20% (15%)». Раздувание наценки на наиболее дешевые и ходовые товарные позиции – это, конечно, тупиковый путь в ритейле.

Справка «НДГ». По данным КГК, в Гомельской области в двух магазинах одной коммерческой структуры торговая надбавка на сахар составляла 29,5% вместо установленной законодательством 15%; рис – 61,5%, овсяные хлопья – 72%, пшено – 90%, макаронные изделия – 57% (вместо 30%); подсолнечное масло – 33-42% (вместо 25%); бедро цыпленка-бройлера – 28,3%, тушку цыпленка бройлера – 50% (вместо 20%).

В общем, это одна и та же история – про то, что сейчас легче заработать на копеечных «Геркулесе», пшенке и макарошках для бедных, чем на деликатесах для VIP-публики. Характерно, что в обоих примерах речь идет не про столицу и не про областные центры, где цены поддавливают, с одной стороны, прекрасно видимая мускулистая рука госрегулятора, а с другой – невидимая рука рынка с ценниками конкурентов. Нет, это белорусская глубинка, где конкуренция призрачна и невелика – даже состоятельные минчане, не привыкшие сверять цифры в чеках, очутившись в провинции, порою начинают тихо шалеть от особенностей местного ценообразования.

Справка «НДГ». По результатам контрольно-аналитических мероприятий субъектам хозяйствования направлено 895 рекомендаций об устранении выявленных нарушений, 49 организаций оштрафованы на общую сумму BYN4,8 млн. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 566 человек.

Обходной маневр пищевика

Благодаря рейду КГК по торговым точкам в рамках мониторинга цен белорусские должностные лица наконец проникли в суть изощренного тактического трюка производителей, позволяющего последним, если очень-очень хочется, все-таки повышать цены даже в условиях контроля со стороны государства. В пресс-релизе этот финт описывается так: «Некоторые субъекты хозяйствования пытаются обойти требования законодательства посредством установления более высоких цен на якобы новые виды изделий. Так, добавление к наименованию продукции одного слова повлекло разницу отпускной цены тушки цыпленка-бройлера до 15%».

Косметические изменения в рецептуре, фасовке, упаковке и т.п. товара позволяет присвоить ему новое название, после чего на него устанавливается новая цена. Понятно, в идеальных рыночных условиях добавленная стоимость должна быть оправдана: усовершенствованный продукт призван удовлетворять некую дополнительную потребность, в свою очередь, оправдывающую его подорожание. В белорусских реалиях это обычно не работает: продукт с добавочным магическим словом и по новой цене просто вытесняет изначальную более дешевую версию.

По материалам проверки КГК направил в Совмин предложения о принятии мер реагирования и внесении соответствующих изменений в законодательство. Проекта изменений пока нет, поэтому обсуждать нечего. Однако описываемый КГК нехитрый трюк – не только белорусская, но и общеевропейская практика. Она обусловлена размыванием критерия новизны продукта в современном ритейле. Производитель за счет имитируемой новизны пытается нарастить продажи, но обычно теряет на выводе нового продукта на рынок и его акционном продвижении в рознице. Если ни того, ни другого нет, а изменения исчерпываются добавочным магическим словом и ценой, то ради цены они и производятся.

Справка «НДГ». По данным Nielsen и Advantage, в 2018-20гг. из 120 новых продуктов, ежедневно выводимых на европейский рынок, «выживают» только 30%.

Другие нарушения, зафиксированные в ходе мониторингов КГК, еще более бесхитростны: «Отсутствие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментными перечнями; нарушение санитарно-эпидемиологических норм, требований техрегламентов и т.д.». Поэтому ключевым вопросом остаются цены, отчасти – ассортимент. Явно основываясь на анализе результатов прошлых мониторингов, сотрудники КГК снабдили пресс-релиз характерной ремаркой: «На рынке республики не наблюдается дефицита продовольствия. Как правило, перебои с поставками отдельных видов товаров обусловлены ненадлежащей организацией работы со стороны производителей и субъектов торговли».

Это так: и теоретически, и статистически продовольственная безопасность Республики Беларусь несомненна. Если «ненадлежащая организация работы» обернется сбоями в цепочке поставок наподобие американских или западноевропейских, то почувствуем мы это в первую очередь по ритейлу.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.