УГОЛОК НАТУРАЛА. «Беллегпром» просит поддержать отечественную обувь из натуральной кожи

МАРТ опубликовало на ведомственном сайте вынесенный на общественное обсуждение проект изменений в постановление Совмина №703 от 22 июля 2014г. «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров». Если коротко, то на этот раз нужно встать на защиту обувного рынка – на нём творится неладное.

Мера, предлагаемая проектом постановления, очень проста и даже минималистична: «В непродовольственных фирменных и специализированных магазинах выкладка обуви, детали верха которой полностью изготовлены из натуральной кожи, производится способом, позволяющим визуально отделить указанную обувь от обуви с верхом из иных материалов, и сопровождается информационной надписью «Обувь с верхом из натуральной кожи». Зачем понадобилось отделять кожу от некожи, довольно подробно расписано в обосновании изменений. Пройдемся по этому документу, чтобы понять, что приключилось с нашей кожей и нашей обувью в 2000-20гг.

Китайская колодка

Как обычно, у нас две новости – хорошая и плохая. Хорошая новость: белорусская обувная промышленность жива, конкурентоспособна, может выпускать прочную и носкую (пусть и не всегда эстетичную) обувь.

Плохая новость: белорусская обувная промышленность, как и промышленность большинства стран нашего континента, пала жертвой азиатской экспансии на глобальном рынке обуви. Собственно, это уже и не новость: процесс начинался в 2000-е гг., уже тогда белорусские обувщики требовали закрытия рынка от дешевого китайского импорта, но схватка оказалась неравной и победил понятно кто. Не спасли даже специальные марки, которыми метили обувь.

Китайские обувщики одолели отечественных конкурентов прежде всего в нижнем ценовом сегменте. С 2000-х гг. в Беларуси выстроилась примерно такая модель потребления: обувь на зимний сезон покупается в магазине (сложные погодные условия, важен срок эксплуатации), летняя – на рынке (все равно в дырочках и из тряпочек, условия эксплуатации менее сложные, так дешевле). Сначала дешевый импорт занял летнюю нишу. При этом белорусская летняя обувь из текстиля осталась сопоставимой по цене с кожаной, да и в целом отечественный производитель сделал крен в сторону более дорогого материала и более высокой добавленной стоимости, отстраиваясь от конкурентов.

Белорусская обувная промышленность, как и промышленность большинства стран нашего континента, пала жертвой азиатской экспансии на глобальном рынке обуви

Это была ловушка: в 2010-е гг. доходы населения резко сократились, поддерживать прежнюю интенсивность потребления дорогой отечественной обуви из натуральной кожи белорусы явно не могли. Молодой специалист с доходом BYN400-700 предпочел ботинкам из натуральной кожи по BYN100-200 китайские тряпичные кеды за три копейки.

Справка «НДГ». По оценке «Беллегпрома», в 2017-20гг. доля отечественной обуви в розничном товарообороте торговых организаций составила: в 2017г. – 47,9%, в 2018г. – 45,1%, в 2019г. – 43,9%, в 2020г. – 40,7%, в I полугодие 2021г. – 34,1%.

В общем-то, можно было контратаковать китайские кеды за три копейки легендарными лидскими кедами по пять копеек – и выиграть. Но для этого следовало посмотреть на обувной рынок глазами потребителя, а не чиновника.

Поколенческий разлом

Белорусские обувщики, как и положено производственникам, абсолютизируют материал как решающий фактор при выборе обуви: натуральная кожа – ого-го как круто, текстиль или кожзаменитель – отстой для нищебродов. Это точка зрения поколения бумеров, сформировавшаяся еще при СССР. Миллениалы и зумеры так уже не думают – во-первых, им главное во что-нибудь обуться, во-вторых – у них другая мода, в-третьих – они гораздо более восприимчивы к идеям экологии и «устойчивого развития» (кстати, поддерживаемым Беларусью на официальном уровне). А в этой парадигме промышленное животноводство – одна из причин глобального изменения климата, потому говядина и обувь из натуральной кожи должны остаться в прошлом. Собственно, поэтому в современной молодежной моде, пока не регулируемой концерном «Беллегпром», с начала 2010-х доминирует обувь с текстильным верхом – прежде всего, кеды всех возможных фасонов.

Ровно по этой же причине в ходу эвфемизмы вроде «экокожа» и «веган-кожа», на которые жалуются наши обувщики: «Последние годы при указании состава материалов, применяемых при изготовлении обуви, термин «кожа» стали применять не только к коже натуральной, но и к искусственным материалам неживотного происхождения, в том числе используя термины «эко-кожа», «веган-кожа», «искусственная кожа», «композиционная кожа», «прессованная кожа», «синтетическая кожа». Вот она, линия разлома: «кожа натуралов» против «кожи веганов».

Справка «НДГ». По оценке «Беллегпрома», в 2017-20гг. доля потребления на внутреннем рынке обуви с подошвой из резины или пластмассы за 4 года выросла с 23,5% до 42,9%. Одновременно в 2019-20гг. существенно упала доля потребления обуви с верхом из натуральной кожи.

По сути, падение доходов населения и изменение моделей потребления привело к вытеснению белорусской обуви с верхом из натуральной кожи небелорусской обувью из ненатуральной кожи.

Сырьевая заковыка

Как на грех, белорусские кожевенники как раз готовы осчастливить обувщиков натуральными материалами. В начале года глава государства побывал на ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» (МПКО) в Гатово, в 2013г. вступившем в модернизацию. Президенту пришлось в 2014г. и 2017г. лично вмешиваться в процесс, чтобы модернизация закончилась. И она наконец-то близка к завершению! Поэтому глава государства дал поручение в течение года перевести обувщиков на отечественное сырье – благо и МПКО наконец оживает, и момент для импортозамещения чрезвычайно удачный – по всему миру рвутся и пересматриваются цепочки поставок. «Вы готовы сегодня заменить натуральную обувь на искусственную? Я не готов… И натуральную обувь мы будем производить!»

Потребителей ввели в заблуждение и впаривают вместо добротных мокасин и ботильонов из натуральной кожи белорусских коров какую-то фигню из кожзама и тряпочек, причем всего 2 пары вместо 3,2

Будем, не вопрос! Точнее, вопрос звучит иначе: «А для кого?» В 2000-е, когда все начиналось, государство даже не отслеживало большей части китайского импорта. Сейчас, учитывая реальный уровень доходов потребителя и то, что отечественная кожаная обувь находится выше доступного эконом-сегмента, её покупателями, по логике вещей, должны быть обеспеченные белорусы, с доходами выше средней зарплаты. Но они со своими денежками могут позволить себе приобретать обувь зарубежных производителей – на месте, в турпоездках или по интернету. В итоге простой налогооблагаемый люд носит китайское, недобитый средний класс щеголяет импортными лейблами, а наша ноская и прочная обувь из натуральной кожи остается без покупателей. Рискуем потерять обувную промышленность, друзья!

Справка «НДГ». Если в 2017г. товарный ресурс внутреннего рынка по отечественной обуви составлял 7,1 млн. пар., в 2018 г. – 6,5 млн., в 2019 г. – 4,9 млн., то в 2020г. – лишь 3,5 млн. пар.

Дистрибуционный провал

И где, кстати, можно посмотреть на все эти миллионы пар? А, ну да, в Минске нужно ехать в ЦУМ, ГУМ, ТД «На Немиге» и т.п. У белорусских обувщиков очень плохо с дистрибуцией своей продукции в интернете, за счет которого можно наращивать продажи. Есть исключения (например, «Марко» и ряд региональных производителей), но они не делают погоды. Будем считать, что все эти годы должностные лица просто не видят узких мест в цепочке поставок, а не игнорируют реальность.

Хуже того, из обоснования нашего законодательного новшества следует, что значительная часть белорусов или ходит босиком, или обувается в параллельных мирах.

Справка «НДГ». Анализ динамики товарного ресурса внутреннего рынка обуви 2017-20гг. концерна «Беллегпром» свидетельствует: объем потребления обуви в РБ не превышает 20 млн. пар в год. В соответствии с нормативами рационального и фактического потребления (3,2 пар на душу в год) этот показатель должен составлять порядка 30 млн. пар, считают авторы обоснования.

Среднемировое значение норматива рационального потребления – около 2 пар, так что цифра 3,2 с учетом климата похожа на правду. Однако стоит отметить, что современный потребитель мало двигается, много времени проводит в автомобиле, а с 2020г. вообще норовит отсидеться на самоизоляции. Так что, возможно, истина где-то посередине между 2 и 3,2 нормативными парами.

Итак, потребителей ввели в заблуждение и впаривают вместо добротных мокасин и ботильонов из натуральной кожи белорусских коров какую-то фигню из кожзама и тряпочек, причем всего 2 пары вместо 3,2. Какого экономического эффекта государство хочет добиться, собрав свой многопалый и многопяточный обувной резерв из натуральной кожи воедино под шильдочкой «Обувь с верхом из натуральной кожи»?

Справка «НДГ». Согласно экспертной оценке «Беллегпрома», за счет предлагаемых мер возможный рост объемов производства обуви из натуральной кожи составит в пределах 5%, что соответствует примерно 200 тыс. пар обуви из натуральной кожи, в стоимостной оценке – порядка BYN1 млн. в год (в отпускных ценах производителей). Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от увеличения объемов выпуска обуви «Беллегпром» оценивает в BYN0,2 млн. в год.

Характерно, что про маркировку надписью «Обувь с верхом из натуральной кожи» веб-страниц интернет-магазинов и маркетплейсов соответствующей тематики не сказано ничего.

«Потребителей ввели в заблуждение и впаривают вместо добротных мокасин и ботильонов из натуральной кожи белорусских коров какую-то фигню из кожзама и тряпочек, причем всего 2 пары вместо 3,2. Какого экономического эффекта государство хочет добиться, собрав свой многопалый и многопяточный обувной резерв из натуральной кожи воедино под шильдочкой «Обувь с верхом из натуральной кожи»?»

Голос из зала

В порядке общественного обсуждения указанной идеи однозначно стоит отметить очень правдоподобный и логичный анализ рыночной конъюнктуры в обосновании. Этот анализ столь хорош, что не сопоставим с предлагаемыми мерами – «уголком натуралов» и табличкой. Ребята, не нужно мельчить. Давайте сделаем обязательным информирование потребителя о материалах, из которых выполнена обувь и её основные элементы (верх, подкладка, подошва) – собственно, как это уже делается в крупных интернет-магазинах.

Далее, если «Беллегпром» действительно намерен сбывать свое многолапое обувное богатство, а не просто показывать его по телевизору, стоит создать современную сбытовую сеть. А именно: в онлайне – обувной маркетплейс (наряду с интернет-магазинами отдельных предприятий), в офлайне – сеть точек, совмещающих функции шоу-рума, пункта самовывоза и собственно розничного магазина, причем без понтов и площадей, но с удобствами.

Ну и самое главное – меняйте ценовую политику. Вы вот насчитали 3,2 пары для рационального потребления в год, но в переводе на розничные цены (BYN100-200 за пару) это эквивалентно BYN320-640, от половины зарплаты молодого специалиста до целой. Между тем, как свидетельствует опыт фирменных сетей «Marko» или «Belwest», скидка 10-15% уже дает какие-никакие продажи, а скидка 25-50% делает эти продажи оживленными.

Нужно выбирать: или мы спасаем обувную отрасль (а она этого заслуживает) – или расставляем шильдочки про натуральную кожу ради BYN0,2 млн. в год.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.