ШО, ОПЯТЬ? Bloomberg анонсирует подготовку ЕС новых санкций против Беларуси

Кажется, всего два процесса в этом мире в последние годы неизменны и предсказуемы: 1) белорусские официальные лица рапортуют о преодолении европейских санкций в отношении нашей страны; 2) европейские официальные лица готовят новый санкционный пакет. 26-го и 27-го января агентство Bloomberg поделилось инсайдом относительно санкционных планов ЕС в отношении Беларуси. «НДГ» разбирается, откуда такая планомерность и настойчивость.

Новостная заметка агентства от 26 января, перекочевавшая затем в новостную рассылку от 27-го, основывается на инсайде: «Согласно документам, с которыми ознакомился Bloomberg, Евросоюз предложил новый раунд широких санкций против Беларуси за ее роль в поддержке российского вторжения в Украину».

Характерно, что сама публикация построена как обвинительный приговор, содержащий подробное описание состава преступления: «Россия использовала Беларусь в качестве плацдарма для нападения в Украину в феврале прошлого года, и российские войска и техника продолжают находиться в стране. Россия также наносит по Украине удары ракетами, выпущенными из Беларуси, и вооруженные силы двух стран регулярно проводят совместные учения».

Похоже, они там в Брюсселе всякий раз с удивлением и негодованием осознают, что Беларусь является союзником Российской Федерации, и эти две страны связаны многочисленными соглашениями в сфере безопасности и военного сотрудничества. Комментировать политическое обоснование экономических санкций – дело бессмысленное: официальная позиция РБ по «украинскому вопросу» регулярно озвучивается руководством и дипломатическим ведомством Беларуси.

Приводя в соответствие

Но самое интересное начинается дальше – Bloomberg пытается объяснить цель, которой призван достигнуть еще не принятый пакет санкций: «Предлагаемые меры приведут Минск в соответствие со многими пакетами санкций, которые ЕС ранее ввел в отношении России, включая ограничения на ключевые технологии и энергетический сектор страны».

Иными словами, ЕС намерен довести уровень санкционного давления на Беларусь до уровня санкционного давления на Россию. Основными мишенями является трансферт технологий и энергосектор, хотя последний – в меньшей степени: в основном с энергетической проблематикой брюссельские наполнители санкционных пакетов разобрались в 2022г.

Что европейские партнеры намерены запихать в санкционный пакет на этот раз? В публикации фигурируют очень серьезные рестрикции, способные нанести ощутимый удар, как по основным отраслям экономики Беларуси, так и по людям и компаниям, выстраивающим бизнес-схемы по обходу санкций. Фактически ЕС стремится обрубить любое взаимодействие отечественных компаний и их европейских контрагентов, окончательно вытолкнуть белорусов со своего рынка.

Что касается рынков третьих стран, то ограничителем тут выступают опасения резидентов соответствующих юрисдикций попасть под рестрикции ЕС из-за торговых операций с подсанкционной страной («вторичные санкции»). Как показала практика, это не менее опасный инструмент, чем санкции первичные.

Справка «НДГ». По данным Bloomberg, в обсуждаемый санкционный пакет планируется включить следующие санкции: 1) запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения, используемых в военных целях и способных повысить промышленный потенциал страны; 2) санкции в отношении нефти, угля, металлопродукции и золота; 3) торговые ограничения на предметы роскоши, инвестиции и предоставление определенных услуг; 4) меры, нацеленные на авиационный и энергетический сектора экономики РБ, а также ключевые источники доходов; 5) законодательство, позволяющее ЕС преследовать любого, кто помогает обойти санкции против белорусских физических и юридических лиц.

Как и в случае с рестрикциями в отношении РФ, предложения содержат «исключения для лекарств, сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также льготы на соответствующие финансовые операции с участием лиц, подпадающих под санкции». Правда, обольщаться насчет европейского гуманизма не стоит – при блокировании промышленного экспорта неизбежен соблазн хотя бы частично заменить его сельскохозяйственным экспортом, лекарства импортировать придется в любом случае и т.п. И тут нужно отдать должное бильдредакторам Bloomberg, тонко чувствующим, что к чему: новость о разработке санкционного пакета они проиллюстрировали фотографией Мозырского НПЗ, сделанной сквозь колючую проволоку ограды промзоны. Хорошая метафора, исчерпывающим образом характеризующая трехлетние попытки наших брюссельских доброхотов изолировать белорусскую экономику.

Разобраться с антибелорусским санкционным пакетом ЕС намерен на будущей неделе, параллельно прохождению всех процедур 10-м пакетом антироссийских санкций и ограничению цен на российские нефтепродукты. Поскольку предлагаемые меры требуют одобрения со стороны всех государств-членов ЕС, существуют надежды, что принятие этих санкций либо удастся отсрочить, либо добиться каких-либо изъятий из перечня предлагаемых мер. Оба этих сценария обещают выигрыш по времени, однако, по сути, не меняют ничего: Брюссель унифицирует («приводит в соответствие») рестрикции в отношении обеих частей Союзного государства России и Беларуси, пытаясь блокировать их экономическое развитие.

Что случилось с ЕС?

Понятно, что обсуждать еще не принятый санкционный пакет нет смысла. Тем более, сдвоенная публикация Bloomberg содержит элемент шантажа, особенно на фоне сделанного 24 января заявления Александра Лукашенко о предложении Киева заключить пакт о ненападении. Гораздо продуктивнее попытаться разобраться с логикой, которой руководствуется ЕС в отношениях с нашей страной последние годы.

Начнем с того, что лежит на поверхности. Брюссель, судя по всему, обескуражен низкой эффективностью санкций против Беларуси и, в общем-то, спокойно-миролюбивой реакцией руководства РБ на обвинительную риторику и санкционные оплеухи. Еще в августе 2022г. премьер-министр Роман Головченко констатировал: «За полгода у нас экспорт в так называемые недружественные страны составил $3,5 млрд. Я думаю, что какое-то отрезвление все равно произойдет. Более того, сигналов о готовности работать с нами очень много».

На протяжении прошлого года глава правительства не раз повторял: «Мы не уходим из Европы». В начале лета министр промышленности (сейчас – вице-премьер) Петр Пархомчик, оценив потери белорусского машиностроения на рынках Украины и ЕС примерно в $1,5 млрд., философски заметил: «Туда продается продукция «Бобруйскагромаша», тракторы МТЗ и другое. Рынок закрыт по другой продукции, а эта техника продолжает поставляться в Европу».

Наконец, министр экономики Александр Червяков в ноябре 2022г. прямым текстом заявил: «Прямые потери от прекращения поставок в Европу составили около $6 млрд., но на рынках России и Китая мы восстановили $5 млрд. – почти 80%». Безусловно, разработчики санкций ожидали других результатов и другой реакции.

Второй аспект нового витка санкционной активности ЕС связан с импортом – поставками в Беларусь комплектующих, оборудования, технологий и т.п. В контексте импортозамещающих белорусско-российских союзных программ, разработка которых шла на протяжении 2022г., получается, что все это работает не только на РБ, но и на РФ. Очевидно, что это действительно тревожит Брюссель, иначе не было бы в инсайде Bloomberg формулировки про товары и технологии двойного назначения, теоретически применимой к любому отечественному грузовику и технологиям его сборки. И за этим не только военные или геополитические соображения, но и простое осознание того, что белорусская обрабатывающая промышленность сейчас и в ближайшей перспективе по ценам получает энергоносители и сырье по более конкурентным ценам, чем европейская, потому для ЕС имеет смысл сделать ставку на технологические преимущества.

Наконец, синхронизация антибелорусских санкций с антироссийскими. Её мы наблюдаем с 2020г., когда артиллерийские системы в Украине стреляли на несколько порядков реже, самолет Ryanair в Минске еще не приземлялся, а белорусский хлоркалий благополучно следовал на перевалку в Клайпеду. Полная унификация санкций в отношении Беларуси и России, о которой пишет Bloomberg в обеих новостных заметках, по существу, будет означать признание Союзного государства РБ и РФ де-факто.

Наконец, последний аспект – не столько геополитический, сколько геоэкономический или геостратегический, как кому больше нравится. Весной 2022г., фактически отрезав ЕС от дешевых энергоносителей из РФ, США нанесли чреватый неотвратимыми последствиями удар по экономике своего главного конкурента – Европы. Как повел себя в этой ситуации ЕС? Его санкционный удар по России (и по её союзнику Беларуси) оказался гораздо более мощным и всеобъемлющим, чем американские рестрикции.

Стоит вспомнить заявление главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, прозвучавшее в апреле 2022г.: «Эта война должна быть выиграна на поле боя». Отчаявшись и далее получать дешевые энергоносители, сырье, человеческие ресурсы со своей восточной периферии, ЕС сделал ставку на получение всего перечисленного в результате военной победы над Россией. Если сегодня Брюссель озвучивает заявку на унификацию антибелорусских санкций с антироссийскими, то означает она, прежде всего, перенесение той же логики на Беларусь.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.