В последнее десятилетие поставки продовольствия и сельхозпродукции из РБ на внешние рынки играли роль палочки-выручалочки для отечественного экспорта.
Если экспорт промпродукции или нефтехимии по тем или иным причинам (не считая санкций) переставал приносить ожидаемый результат, аграрии подставляли плечо. Вопреки распространенным опасениям АПК за счет этого ощутимо окреп: аграрный сектор продемонстрировал неплохие экспортные результаты в 2022г., а в 2023г. намерен нарастить поставки на внешние рынки.
Аграрии ставят перед собой не только амбициозные, но и стратегически перспективные задачи.
Свидетельство тому – выступление главы Минсельхозпрода Игоря Брыло на февральской итоговой коллегии ведомства. «Наша основная задача – увеличить объемы производства продукции животноводства. Начало года показывает, что результаты будут неплохие. Так, по итогам января мы произвели молока на 3,6% больше, чем за январь 2022г. Добавили 5,9% по выращиванию скота и птицы.
Считаю, что это хороший результат. В феврале производство молока уже на текущий момент увеличилось на 4%», – обозначил планы на 2023г. министр. Свежая статистика свидетельствует, что оптимизм Брыло носит вполне обоснованный характер.
Справка «НДГ». По данным Белстата, в январе-феврале 2023г. в хозяйствах всех категорий производство сельхозпродукции в текущих ценах составило BYN3008,1 млн., увеличившись по сравнению с январем-февралем 2022г. в сопоставимых ценах на 2,9%. В сельхозорганизациях произведено продукции на BYN2952,8 млн., или в сопоставимых ценах на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2022г. Скота и птицы в живом весе произведено 294,3 тыс. т (+3,8% к январю-февралю 2022г.), молока – 1279,2 тыс .т (+3,6%). В сельхозорганизациях производство скота и птицы в живом весе составило 285,4 тыс. т (+4,3%), молока – 1260,9 тыс. т (+3,8%).
АПК в поисках внутренних резервов
В той же тональности, что и глава Минсельхозпрода, высказывается и вице-премьер Леонид Заяц, курирующий АПК. Он находится в поисках резервов увеличения сельхозпроизводства: «В Брестской области недавно открылся новый свиноводческий комплекс, что позволит увеличить объемы производства мяса. В Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областях тоже немало резервов… Планируем за 2023г. повысить объемы производства молока, продукции птицеводства и растениеводства». В общем, ставится задача нарастить производство сельхозпродукции в общественном секторе АПК.
Справка «НДГ». По оценке Минсельхозпрода, в 2023г. необходимо нарастить сельхозпроизводство не менее чем на 5%, продукции животноводства – на 4,2%, растениеводства – на 8,3%. Валовой надой молока планируется увеличить на 320 тыс. т, производство говядины, свинины и птицы – на 83 тыс. т.
Характерно, что имеющиеся мощности не только делают возможным такой рост, но и предполагают его: по словам Зайца, «это позволит загрузить наши предприятия переработкой и обеспечить выход товарной продукции». Кроме того, президентом поручено в течение 2023-24гг. построить в каждой области по 10 новых молочно-товарных комплексов, а из уже имеющихся за минувший год оснащены либо переоснащены оборудованием 233 единицы.
По словам Зайца, 24 тыс. т мяса дадут недавно введенные в эксплуатацию 6 свиноводческих комплексов, еще 8 тыс. т – 2 птицеводческих предприятия. По такой традиционно выигрышной экспортной позиции, как молоко, 39 новых молочных ферм обещают в 2023г. дополнительный надой в 127 тыс. т.
В чем причина? Естественно, во внешнеэкономической конъюнктуре. Ставка на более маржинальное животноводство экономически вполне оправдана. Недаром в минувшем году глава государства, убеждая аграриев ответственно подойти к уборке рекордного урожая, объяснял: излишки вскормим скоту, получим привес, мясо переработаем и продадим на экспорт, после чего сельхозпредприятия рассчитаются с долгами.
В качестве параллели вспомним судьбу украинского зерна урожая 2022г., вывезенного через черноморские порты по условиям «зерновой сделки». Официально заявлялось, что из зерна испекут хлебушек голодающим детишкам Африки, однако нетрудно догадаться, что экономические соображения оказались весомее гуманитарных: как явствует из многочисленных публикаций европейских СМИ, украинское жито преимущественно вскормили испанским и прочим европейским хрюшкам, чтобы получить доступный по цене хамон для рынка ЕС.
Тренд на инвестиции в животноводство – результат все более отдаляющихся локдаунов 2020г., кризиса цепочки поставок 2020-21гг., общего пересмотра отношения к выбору поставщиков и трезвого осознания того факта, что в 2023г. продуктивность европейского АПК, скорее всего, упадет из-за дороговизны энергоносителей и прогнозируемой рецессии.
Внешние рынки: планы и нюансы
По словам Игоря Брыло, ежегодно белорусские аграрии открывают для себя и своей продукции 7-8 новых рынков, в целом же география отечественного продэкспорта включает порядка 100 стран. И наиболее перспективные из новых рынков заинтересованы прежде всего в животноводческой продукции: «Сейчас большое внимание уделяем рынку Китая, в частности по экспорту колбасных изделий, ветчины, птицы, говядины. Планируем и дальше вести с ними переговоры по расширению ассортимента».
В целом экспортный сегмент белорусского АПК становится более гибким и адаптивным по отношению к постоянно меняющейся внешней конъюнктуре. Например, в рамках недавнего визита Александра Лукашенко в Иран был подписан меморандум о взаимопонимании между Госкомстандартом РБ и тамошней организацией по стандартизации.
Еще свежий пример: в марте Минсельхозпрод РБ на фоне проблем с молоком в России постановлением №31 от 10 марта т.г. снизил предельные экспортные цены на ряд подешевевших позиций в этой товарной группе (порошковые и гранулированные молоко и сливки). В целом отрасль стала и конкурентоспособнее, и разворотливее.
В значительной степени с этим и связан оптимизм руководства отечественного АПК. «Несмотря на некоторые временные затруднения, я не вижу проблем с реализацией нашей продовольственной продукции за рубежом», – констатировал в минувшем месяце вице-премьер Заяц. Поэтому на повестке дня наращивание белорусского продовольственного экспорта в 2023г. до $8,5 млрд. и более.
Справка «НДГ». В 2022г. экспорт продовольствия и сельхозсырья достиг $8,3 млрд., увеличившись в сравнении с 2022г. на $1,6 млрд. (+24,2%). Удельный вес продукции АПК в общем объеме белорусского экспорта достиг 22%. Сформировалось отраслевое положительное внешнеторговое сальдо в размере $3,4 млрд., на $1,3 млрд. (59%) превышающее аналогичный показатель 2021г.
Еще один нюанс, демонстрирующий качественное улучшение экспортной стратегии АПК и во многом предопределивший сегодняшнюю ставку на животноводство, состоит в том, что наши пищевики в 2020-23гг. научились наращивать долю в экспорте более маржинальной продукции. Среди молокопродуктов такие позиции – прежде всего сыры и сливочное масло. Логично схожим образом выстраивать и выигрышную стратегию по мясу.
Справка «НДГ». В 2022г. произведено 129 тыс. т сливочного масла, что на 9 тыс. т больше, чем в 2021г. В 2023г. запланировано производство 133 тыс. т масла. Сыра в 2022г. выпущено 278 тыс. т, что на 13 тыс. больше, чем в 2021г. Планы на 2023г. предусматривают производство 300 тыс. т.
Внешние рынки: прогнозы и тенденции
Насколько конъюнктура внешних рынков благоприятствует амбициозным экспортным планам белорусского АПК? Всё как обычно: отчасти благоприятствует, отчасти – нет. Например, индекс продовольственных цен ФАО ООН в феврале 2023г. снижался 11-й месяц подряд: его пик пришелся, как нетрудно догадаться, на март прошлого года. Поэтому сосредоточимся на данных ФАО по мясу и молоку.
Справка «НДГ». Среднее значение Индекса цен на молочную продукцию ФАО в феврале 2023г. составило 131,3 п., что на 3,6 п. (2,7%) ниже январского значения и на 10,2 п. (7,2%) – соответствующего периода 2022г. Это объясняется падением цен на все виды молочной продукции, наиболее значительно – на сливочное масло и обезжиренное сухое молоко на фоне ослабления глобального спроса. На мировые экспортные цены повлияло увеличение экспортного предложения, включая запасы сливочного масла, сыра и обезжиренного сухого молока, в Западной Европе, где сезонные поставки молока в последние месяцы превышали среднемесячные показатели.
Среднее значение Индекса цен на мясо ФАО в феврале достигло 112 п., что на 1,9 п. (1,7%) ниже значения за аналогичный период 2022г. Мировые цены на мясо птицы продолжили снижаться восьмой месяц подряд из-за избыточного предложения. Мировые цены на свинину выросли на фоне опасений касательно низкой численности поголовья и повышения внутреннего спроса в Европе. Цены на говядину, снижавшиеся с июня 2022г., в феврале практически не изменились.
Наш основной экспортный рынок по мясу, российский, характеризуется в последние годы падением объемов импорта этого продукта в РФ. На высвободившееся место приходят либо российский производитель, либо белорусский. При этом по птице и свинине россияне полностью закрывают потребности внутреннего рынка, по говядине – примерно на 80%.
Китай все еще борется за восстановление поголовья свиней после АЧС, однако пытается делать это за счет внутренних резервов, по возможности сокращая импорт. По говядине китайцы намерены нарастить внутреннее производство сразу на 5% – так сказать, с белорусским размахом. По курятине КНР наряду с ЕС и Саудовской Аравией входит в тройку крупнейших глобальных потребителей.
ЕС, понятно, в обозримой перспективе не сможет закармливать своих сельхозпроизводителей беспрецедентными дотациями. Ожидается, что в текущем году производство свинины в ЕС и Великобритании сократится, зато спрос вырастет. С курятиной ситуация иная: у ЕС имеется обширный экспортный потенциал, парализованный птичьим гриппом в Азии.
Справка «НДГ». По прогнозу Минсельхоза США (USDA), мировой экспорт свинины в 2023г. упадет на 2% и составит 10,5 млн. т, мировой экспорт говядины – на 1%, до 12,136 млн. т. Глобальный экспорт курятины может продемонстрировать рекордный рост на 3%, до 14,1 млн. т.