ДВЕРИ ЧУТЬ НЕ ЗАКРЫЛИСЬ. «Владельцы компании «Юркас» не стали использовать сложные схемы»

Для белорусского бизнеса нет страшнее участи, чем обвинение в уклонении от уплаты налогов и сборов. Еще страшнее становится от того, что понятие «уклонение» весьма размыто в законодательстве, от чего любые, даже легальные, попытки облегчить свою налоговую ношу могут обернуться возбуждением уголовного дела.

Едва ли не классический пример – дело годичной давности по подозрению компании «Юркас» в нарушении ст. 243 УК РБ (уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба).

Никогда не было, и вот опять

Справка НДГ». На своем корпоративном сайте компания «Юркас» позиционирует себя как «современное, стремительно развивающееся торговое предприятие», занимающееся «стабильными поставками конкурентоспособной и качественной продукции оптовым и розничным торгующим организациям, строительным компаниям и производителям». Достижения компании: победы на Международном фестивале-конкурсе «Выбор года 2016», «Выбор года 2017», «Выбор года 2018» в номинации «Сеть мультибрендовых дверных салонов №1» и «Бренд года 2017», «Бренд года 2018» в номинации «Сеть мультибрендовых дверных салонов».

Владельцев фирмы задержали в конце июня 2021г., одновременно с владельцами еще двух крупных компаний: интернет-магазина «21 век» и производителя косметики «Модум». Комитет госбезопасности спустя месяц пояснил ситуацию вокруг задержания бизнесменов.

В офисах компаний прошли обыски. Как выяснилось, владельцев всех трех организаций правоохранители заподозрили в уклонении от уплаты налогов. Как было указано в официальном комментарии правоохранительных органов, «владельцы компании «Юркас» не стали использовать сложные схемы». Супруги Юркевичи, являющиеся совладельцами компании, взяли на вооружение рабочий вариант старого способа: 37 монтажников дверей были оформлены как индивидуальные предприниматели. Соответственно, и расчет с ними проходил не через официальную зарплату с отчислениями в ФСЗН и т.д., а по договору подряда. Это также позволило не отображать в документах подоходный налог.

Подробный комментарий в ходе дачи показаний предоставил кассир «Юркас-сервис»: «Приносят мне опять-таки же все те же документы, только с квитанцией «Юркевич Т.В.», и я высчитываю по прейскуранту монтажника сумму. Если, на примере 1000 рублей, если это межкомнатные двери, то это будет где-то 70 рублей, а если это входные двери, то это будет грубо 80 рублей. Я оставляю себе эти 20 или 30% в кассе, а эти деньги забирает монтажник».

По словам самих монтажников, о том, что надо открывать ИП, их поставили перед фактом.

В итоге схема с ИП помогла компании сэкономить нелегальным способом более BYN1 млн. Уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов возбуждено в отношении не только двоих владельцев компании, но и 7 должностных лиц. Шестеро из этого числа были заключены под стражу.

В чём проблема?

Ознакомившись с обвинением в отношении «Юркаса» и разобравшись, в чем суть нарушения, вполне может возникнуть вопрос: а что тут противозаконного? Компания исполняет свои обязательства по производству дверей, монтажники получают зарплаты по договору подряда, будучи оформленными в ИП, клиенты довольны. Но вся суть уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в том, что наше законодательство усматривает в любых формах намеренного занижения налоговой базы преступление. Даже если методы занижения легальны.

Все дело в гибких нормах закона касательно этой проблемы.

Справка «НДГ». Ст. 243 УК РБ: «Уклонение от уплаты налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба»

Как видим, в отличие от сокрытия, уклонения или внесения ложных сведений, занижение налоговой базы в ст. 243 никак не конкретизируется. Отсюда зачастую возникает логичный вопрос: как легально представителям бизнеса облегчить налоговую ношу? Никак.

В юридическом лексиконе есть понятие «оптимизация налогов», которое заключается в использовании разрешенных инструментов для послабления налогового режима для себя. Целью оптимизации, естественно, является уменьшение налоговых выплат для получения большей прибыли, которую, в свою очередь, можно направить на развитие бизнеса. Тем самым становится возможным увеличение зарплат, а значит, и поступлений в ФСЗН, повышение качества продукции, поиск новых рынков, что влечет увеличение доходов, а вместе с тем и налоговых поступлений в бюджет.

Несмотря на это, фактически оптимизации налогов в Беларуси не существует, т.к. будет рассматриваться в качестве умышленного занижения налоговой базы. Из-за подобного подхода бизнес Беларуси находится в очень узких рамках и является немобильным на случай непредвиденных ситуаций. Подобный изъян налоговой системы в Беларуси, например, сильно ударил по жизнеспособности отечественного бизнеса в период первых волн пандемии Covid-19.

Для гибких формулировок в кодексах существует запасной вариант трактовки подобных норм для наших судов, если дело дошло до их рассмотрения. Таковыми являются ППВС – Постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь. Такой есть и для уклонистов от налогов – Постановление от 26 марта 2015г. №1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты налогов, сборов».

Благодаря этому документу мы можем узнать как минимум то, что

«судам необходимо обратить внимание, что уклонение от уплаты налогов, сборов влечет за собой непоступление денежных средств в бюджетную систему Республики Беларусь, осложняет финансирование государственных расходов и своевременное выполнение социальных программ».

Уже даже первая статья сразу поясняет ее государственную важность – все нарушители фактически подрывают финансовую систему страны. Но что говорится о занижении налоговой базы?

«Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений».

Больше никакой информации о том, что следует понимать под данным явлением, вы не найдете. В остальной части ППВС отсылает читателя к Налоговому кодексу, где большей конкретики также нет. Отсюда также нередко поднимается и вопрос о «дроблении бизнеса», т.е. схемы, при которой используется несколько юридических лиц по выполнению различных функций компаний.

То есть компания Х для производства товара на фабрике будет иметь юрлицо Х1, а для реализации товара использовать юрлицо Х2 в качестве розничной сети. Подобная практика широко распространена в мире и является нормой, т.к. позволяет бизнесу развиваться, открывать больше рабочих мест и на выходе платить в бюджет больше поступлений, как результат успешного ведения торговли. К сожалению, практика в Беларуси не позволяет вести дела подобным образом, из-за чего понятие оптимизации нашим предпринимателям просто неизвестно.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.