В начале 2023г. вышел 10-й ежегодный доклад «VAT gap in the EU. Report 2022» с анализом состояния уплаты налога на добавленную стоимость в Евросоюзе. НДС – ключевой инструмент для наполнения государственного бюджета во всех странах ЕС. В 2020г. доля поступлений от НДС в общих налоговых поступлениях варьировала от 20 до 50%. В ЕС-27 средний показатель составляет 26%.
Ученые оценивают налоговый разрыв по НДС (VAT Gap) за период 2016-20гг. В 2020г. общие потери из-за налогового разрыва по НДС (разница между расчетным объемом поступлений от НДС и фактическим) в ЕС-27 составили 92,73 млрд. евро, или 9,1% совокупных обязательств по уплате НДС (VAT Total Tax Liability (VTTL). Это на 2 п.п. меньше, чем в 2019г., или на 31 млрд. евро. Общие обязательства по НДС в 2020г. в ЕС-27 оцениваются на 1024 млрд. евро, а поступления – 931 млрд. евро. В 2019г. это соотношение было 1124 млрд. евро против 1000 млрд. реальных поступлений.
VAT Policy Gap (разрыв по сбору НДС, вызванный решениями властей) составил 45,8% от расчетной номинальной суммы, или 1043 млрд. евро. Эта сумма состоит из разрыва по ставке (rate gap) – 231 млрд. евро и разрыва ввиду предоставления льгот (812 млрд. евро).
Этот показатель указывает на потерю поступлений по НДС ввиду применения льгот и особых режимов. Есть стандартная ставка НДС, но она по самым разным причинам не устраивает отдельных производителей/сектора, которые через полисимейкеров «пробивают» себе льготы.
Поступления по НДС составили 54,2% от расчетной суммы поступлений по данному налогу, то есть от той суммы по НДС, которая поступила бы в бюджет в случае применения одной стандартной ставки без льгот и исключений.
Следует обратить внимание не только на номинальные ставки, но и на эффективные ставки НДС в ЕС-27. Наименьшая эффективная ставка НДС в 2020г. в Евросоюзе была в Испании – 8,3% при стандартной номинальной ставке в 21%. Следом идут Германия – 9,3%, Франция – 9,4%, Италия – 9,6% и Кипр – 9,9%. В 2020г. Германия сократила стандартную ставку НДС с 19 до 16%, льготную ставку – с 7 до 5%. Австрия сократила НДС на отдельные сектора (продовольствие, туризм, услуги культуры, издательская деятельность). Ирландия снизила НДС на туризм и гостиницы с 13,5 до 9%.
Разница между оценочной суммой поступлений от НДС и фактическим объемом поступлений очень сильно отличается в разных странах ЕС. Самый малый разрыв зафиксирован в Финляндии (1,3%), Эстонии (1,8%) и Швеции 2%). Самый большой – в Румынии (35,7%) и на Мальте (24,1%). В абсолютных цифрах максимальный разрыв зафиксирован в Италии (26,2 млрд. евро), Франции (14 млрд. евро) и Германии (11,1 млрд.). Медианный разрыв по сбору НДС составляет 6,9%.
На основе анализа администрирования налога на добавленную стоимость в ЕС можно сделать следующие выводы:
1. Налог на добавленную стоимость – регуляторное, понятийное решето, а не универсальный, нейтральный, легкий в администрировании налог. Интерпретация понятия «добавленная стоимость» превратилась в творчество налоговых оптимизаторов, инспекторов и чиновников – против производителей товаров и услуг.
2. Страны ЕС, по сути дела, устроили конкуренцию по оптимизации налоговой нагрузки по НДС. Она также идет внутри каждой из стран в отношении разных секторов экономики. Равенства всех субъектов хозяйствования перед НДС не существует.
3. НДС открывает огромные возможности для властей по интерпретации НДС в отношениях с отдельными предприятиями и секторами. Тем самым он является мощнейшим генератором коррупции.
4. Главными бенефициарами НДС являются международные компании по оптимизации налоговой нагрузки, налоговые консультанты, налоговые инспектора/контролеры, а также полисимейкеры, которые раздают секторальные или индивидуальные льготы по НДС.
5. При всей мощи правовой системы Евросоюз бессилен в установлении единых, универсальных правил уплаты и администрирования НДС во всех странах – членах Союза.
6. НДС никогда не будет работать так, как его задумали теоретики, данный налог рассчитан на администрирование идеально работающими роботами в условиях институционального вакуума, а не для реальной жизни.