14 июля 2022г. стало известно, что президент Александр Лукашенко удовлетворил ходатайство о помиловании Руслана Алиева, осужденного в 2016г. в связи с совершением преступления по ч. 3 и ч. 4 ст. 328 УК РБ. Согласно нашему законодательству, путем поглощения наказаний Алиеву было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 14 лет.
Справка «НДГ». Ч. 3 ст. 328 УК РБ: незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 Уголовного Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему.
Ч. 4 ст. 328: те же действия, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза.
Этот кейс примечателен тем, что в первые за всю историю уголовной практики в Беларуси президент помиловал гражданина, совершившего наркотическое преступление в составе ОПГ. Видится, что данное событие связано с деятельностью ряда гражданских инициатив.
Так, незарегистрированное движение «Матери-328» с весны текущего года собирали подписи под петицией на имя президента с просьбой пересмотреть отдельные положения уголовного законодательства в сфере антинаркотической борьбы и смягчить наказание отдельным осужденным, в том числе путем помилования.
Помимо этого, оргкомитет по созданию партии «Демократический союз» с осени 2021г. составлял список лиц, осужденных по ст. 328 УК РБ, в отношении которых уголовные дела требовалось пересмотреть из-за наличия в них определенных нарушений.
Более того, вопрос совершенствования законодательства в сфере антинаркотической борьбы постоянно поднимается на уровне председателя Совета Республики Нацсобрания Натальи Кочановой.
14 человек на скамье подсудимых
Что до уголовного дела Алиева, то история для Беларуси сегодня классическая. Неустановленные следствием лица, завлечение через интернет-магазины, альфа-PVP и т.д. Обвинялся Алиев в том, что фактически являлся одним из звеньев в работе данной ОПГ по транспортировке особо опасных психотропных веществ. Согласно приговору, «Алиев извлекал ранее незаконно приобретенные руководителями организованной группы и размещенные неустановленными лицами в специальных тайниках, которые затем незаконно с целью сбыта хранил при себе, незаконно перевозил и осуществлял подготовку части данных особо опасных веществ к употреблению и незаконному сбыту приобретателям».
Всего спустя 6 лет Руслан Алиев вновь оказался в объятиях матери. А мог бы и через 14
Примечательно, что это одно из немногих уголовных дел в сфере наркотических ОПГ, где руководители группы привлечены к ответственности. Сегодня такое представить проблематично. Большинство таких групп курируются из-за рубежа, вся основная деятельность ведется через интернет-магазины и телеграмм-каналы, где сбытчикам гарантируется практически полная анонимность. Под удар попадают рядовые кладмены, коим Алиева посчитал белорусский суд.
Всего по данному уголовному делу на скамье подсудимых оказалось 14 человек. Однако следствие определило, что в данном ОПГ принимали участие и иные неустановленные следствием лица, по которым продолжает вестись отдельное делопроизводство.
В дело вмешался Верховный суд
Однако на этом история не закончилась. Удивительным образом по протесту зампредседателя Верховного суда осенью 2018г. судебная коллегия этой инстанции рассмотрела дело по-новому и пришла к выводу, что изначально президиум Мингорсуда рассмотрел данное дело с нарушениями требований ч. 1 ст. 414 УПК РБ. То есть суд рассмотрел дело только в пределах доводов протеста прокурора, игнорируя все производство по делу в полном объеме. В итоге было определено отменить судебное постановление от 2016г. и передать дело на новое апелляционное рассмотрение.
Итогом нового рассмотрения стало исключение некоторых квалифицирующих признаков у фигурантов дела и снижение сроков наказания на 1-2 года у отдельных осужденных. Алиеву наказание было снижено с 14 до 13 лет.