ВСЁ ПОД ЛЮТЫМ КОНТРОЛЕМ. Глава КГК выступил на заседании обеих палат Нацсобрания

Комитет госконтроля в Беларуси – особое ведомство: никто не обладает большей информацией о том, что происходит в глубинах отечественного экономического организма, чем Госконтроль. С точки зрения аналитики сводки и доклады комитета являются необходимым дополнением к статистике экономического блока правительства.

Да, бизнес-сообщество обычно брюзжит (и всегда будет брюзжать) по поводу проверок, налагаемых санкций, возбужденных с подачи КГК дел. Однако в экономике с такой долей государства, как в Беларуси, существование подобного контрольного органа неизбежно. И поскольку эта экономика в последние годы переживает очередную трансформацию, обусловленную внешними факторами, в ближайшее время роль КГК не уменьшится – напротив, скорее, возрастет.

Выступление председателя Комитета Василия Герасимова на совместном заседании ПП и СР Нацсобрания со всей очевидностью вышло за пределы стандартного отчета министра перед парламентариями по итогам года. Не секрет, что значительная часть затрагивающих хозяйственную деятельность законов и подзаконных актов, принимаемых сегодня в РБ, отражает результаты деятельности КГК и оценки руководства ведомства. «НДГ» выбрала из доклада Герасимова ту фактуру, которая напрямую связана с актуальным положением белорусской экономики.

Начнем, пожалуй, с позитива: как явствует из доклада Герасимова, каждое 6-е обращение граждан в главное контрольное ведомство разрешается положительно, а число проверок контролирующими и надзорными органами сокращается без ущерба для качества контроля. А теперь – по фактам и тенденциям.

Внутренний рынок под контролем

Поскольку главное событие последнего полугодия на внутреннем рынке РБ – это пересмотр принципов ценообразования в последнем квартале 2022г., и его последствия остаются актуальны и в 2023г., председатель КГК в своем выступлении подчеркнул: его подчиненные продолжают держать ситуацию на потребительском рынке под контролем.

«В октябре прошлого года главой государства принята директива №10 «О недопустимости роста цен» и в ее развитие правительством – постановление №713. Эти документы определили системные подходы по формированию ценообразования на потребительские товары в стране. Комитет активно принимал участие в подготовке этого постановления. Сейчас работа на потребительском рынке сконцентрирована на контроле за соблюдением субъектами хозяйствования ассортимента товаров и справедливым формированием цен с учетом установленных предельных надбавок», – заявил Герасимов.

То есть механизм удовлетворения внутреннего спроса находится под перекрестным прицелом сразу двух ведомств – контрольного и антимонопольного (МАРТ).

Справка «НДГ». В 2022г. контролеры проверили около 3 тыс. торговых объектов. В каждом 5-м объекте обнаружены нарушения цен, санитарных норм и правил, в каждом 3-м – нарушения правил торговли.

В борьбе с тем весомым взносом, который вносят в инфляцию сезонные колебания цен на плодоовощную продукцию, государство сделало ставку на стабилизационные фонды. Эффект налицо, однако налицо и определенные проблемы.

По словам Герасимова, КГК провел контрольно-аналитические мероприятия по вопросу формирования и использования стабилизационных фондов и, как нетрудно догадаться, выявил ряд нарушений и недостатков: «Не все регионы обеспечили определенные МАРТ объемы закладки под полную потребность, продолжает иметь место формальное отношение со стороны облисполкомов к выбору субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение продукции растениеводства из стабфондов, ряд складских помещений не соответствуют отдельным санитарным нормам и правилам, установлены факты неудовлетворительного качества заложенной в стабфонды продукции, несоблюдения графиков выборки продукции стабфондов».

История с ненадлежащим хранением овощей и фруктов – хит еще советских времен. Стоит отметить, что на Западе сейчас крупный бизнес делает упор на объекты складской недвижимости, призванные обеспечить безопасность цепочки поставок. Госконтролю, скорее всего, предстоит возвращаться к теме стабфондов еще не раз.

Из других резонансных тем, связанных с потребительским рынком, стоит упомянуть нашумевшее сопоставление зарплат топ-менеджмента и персонала в ритейле.

«Проанализировали зарплату в крупных торговых сетях. У отдельных руководителей среднемесячная зарплата за 2022г. доходила почти до BYN200 тыс., в то время как у продавцов – около BYN800-BYN1 тыс. В настоящее время законодательство в этом направлении совершенствуется. Некоторые сети уже сами приняли меры по снижению доходов своих руководителей», – отрапортовал Герасимов.

Справедливости ради стоит отметить: в мировой практике топ-менеджмент крупных компаний большую часть своего вознаграждения получает не в качестве зарплаты, а в качестве переменных выплат по итогам работы, санкционируемых владельцами или акционерами, всевозможных финансовых производных вроде опционов, дающих право льготной покупки акций предприятия и т.п.

Впрочем, о намерениях взять на карандаш порядок начисления годовых бонусов топ-менеджменту глава КГК не говорил – зато «акцентировал внимание на необходимости повышения зарплат продавцов и кассиров торговых объектов», пообещав рассмотреть вопрос «в ходе ближайших контрольных мероприятий в отношении крупных ритейлеров».

Схемы и темы

Информационные материалы КГК всегда представляют собой подлинный кладезь уникальных сведений о популярных как в госсекторе, так и в частном бизнесе финансовых схемах, как правило, робко и изящно выстроенных на границах правового поля. Нынешнее выступление главы контрольного ведомства в Нацсобрании в этом смысле не было исключением.

Сначала о госсекторе. Василий Герасимов предложил ввести ответственность за нерациональное и неэффективное использование средств госорганизаций. По словам главы КГК, его подчиненные онлайн «без излишнего вмешательства в деятельность организаций» анализируют годовые планы и процедуры проведения госзакупок, после чего вносят предложения об исключении дорогостоящих и непервоочередных трат. «Разница в стоимости идентичных товаров и услуг, запланированных к приобретению сопоставимыми друг с другом субъектами, достигала в отдельных случаях 15-кратного размера. Причем нарушений законодательства здесь может и не быть, но принцип экономности не соблюдается. Всего в прошедшем году органами комитета внесены предложения по оптимизации расходов в различных отраслях на десятки миллионов рублей», – объяснил актуальность проблемы руководитель КГК.

Безусловно, идея хорошая, но трудноосуществимая. Скорее всего, она вызовет в госсекторе волну сугубо показушной экономии в духе строительства потемкинских деревень из палок и обычно применяемой в сочетании с палками субстанции. Так или иначе, Госконтролю при разработке механизмов контроля за эффективностью госсектора придется изрядно попотеть.

Справка «НДГ». За счет инициированного Госконтролем сокращения расходов бюджета на непервоочередные нужды (включая излишества в объектах строительства), в 2022г. сэкономлено порядка BYN100 млн.

Традиционная для белорусских реалий бизнес-схема – необоснованное посредничество. Ну, знаете: «прокладки», «оболочки», «живопырки» и т.п. По словам Герасимова, в 2022г. КГК плотно занялся мясо-молочной отраслью, устранив необоснованных посредников при экспорте и увеличив загрузку госпредприятий.

С подачи Госконтроля появилось постановление Совмина №379 от 9.06.2022г. «О ценах на отдельные виды товаров при реализации по внешнеторговым договорам», вводящее предельные минимальные цены на отдельные виды мясо-молочной продукции (чтобы не скупали по дешевке для экспорта), а также запрет департаментом ветпроднадзора Минсельхозпрода на выдачу посредникам экспортных ветеринарных документов на мясную и молочную продукцию.

Вдобавок мясокомбинаты и райпо теперь лишены возможности продавать непереработанное мясное сырье (туши, полутуши и четвертины). «Мясная кампания» выдалась жаркой, но интерес комитета к отрасли закономерен: мясокомбинаты существуют для того, чтобы перерабатывать мясо, а не перепродавать его странным юрлицам, не имеющим отраслевых компетенций.

Справка «НДГ». В 2022г. за грубейшие нарушения ветеринарно-санитарных норм из Реестра производственных объектов, перерабатывающих сырье животного происхождения, исключено более 50 псевдопроизводителей. Возбуждено 32 уголовных дела в отношении 70 должностных лиц псевдомясокомбинатов.

Наконец, стоит упомянуть описанную в выступлении Герасимова и любопытную во всех отношениях схему занижения налога на прибыль: «Для этих целей субъект привлекал займы у своих аффилированных лиц под необоснованно высокие ставки по сравнению с уровнем процентных ставок в банках (в 2-3 раза). В результате практически весь генерируемый доход субъекта перетекал в карманы учредителей и связанных с ними лиц под видом расходов по обслуживанию займов». При этом клиенты компании получали займы под 60-75% годовых, весомо уточнил председатель КГК. Короче, поскольку сектором микрофинансов давно стоило заняться, ведомство инициировало ряд изменений в законопроект «О потребительском кредите (микрозайме)».

Среди других отраслей, упомянутых в докладе, отметим лесное хозяйство и, конечно же, ЖКХ. Впрочем, и без них очевидно, что в обозримой перспективе КГК не останется без работы.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.