МИНПРОМ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ. Почему промсектору идёт карта?

На недавней коллегии Минпром подвел наконец итоги ушедшего 2022г. Несмотря на потерю 5,4% объемов производства сравнительно с 2021г. и вклад порядка 1,5% в падение прошлогоднего ВВП, промышленность сработала неплохо. В этой связи стоит еще раз подчеркнуть: потрясения последних лет, коренным образом изменившие внешнеэкономическую конъюнктуру, дают промсектору хороший шанс для обновления и рывка.

Отчет о проделанной работе любого ведомства всегда делится на две части: 1) «несмотря на…» (причины, препятствующие успешной работе); 2) «сумели добиться…» (показатели, демонстрирующие рост за отчетный период). Никуда от этого не уйдешь – при всех негативах 2022г., по его итогам предприятия системы Минпрома имеют полное право рапортовать о позитивных результатах.

«С учетом возникших сложностей, разного рода преград и препятствий, в целом в 2022г. промышленность сработала на максимуме и показала очень хороший результат. В частности, Минпром обеспечил выполнение практически всех ключевых показателей, продемонстрировал очень хорошую динамику по росту объемов производства, а также экспорта – в пределах 115%. Это очень достойный результат, учитывая, что предприятия Минпрома высокоэффективно сработали в 2021г.», – цитирует БелТА вице-премьера Петра Пархомчика.

Убедительно смотрятся и итоги января 2023г.: по оценке Пархомчика, первый месяц этого года Минпром завершил с темпом роста производства в 104,9%. Да и обрабатывающая промышленность в целом месяц от месяца сокращает разрыв с цифрами годичной давности.

Справка «НДГ». По данным Белстата, в январе 2023г. объем промпроизводства в текущих ценах составил BYN14,1 млрд., или в сопоставимых ценах 95,9% к уровню января 2022г. По видам экономической деятельности зафиксирована следующая динамика: горнодобывающая промышленность – 102,8%, обрабатывающая промышленность – 96,3%, снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 92,2%, водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, ликвидация загрязнений – 99,7%.

Посекторально и в целом

Вице-премьер прошелся и по болевым точкам белорусского промсектора, затронув традиционно проблемный легпром и очутившуются под санкциями «нефтянку». Легпром, как нетрудно заметить по новостной ленте ушедшего года, действительно пробудился и начал демонстрировать результаты, свойственные жизнеспособной отрасли.

По словам Пархомчика, со второй половины 2022г. легкая промышленность показала рост и в объемах производства, и в экспортных показателях: «Последние шесть месяцев присутствовала стабильная положительная динамика, за это время в объемах производства был прирост на 3,9%. Также предприятия «Беллегпрома» хорошо сработали в январе текущего года, уже есть предварительные цифры – 105,5% к уровню 2022г.».

Концерн «Белнефтехим», по словам замглавы правительства, тоже «выравнивает» режим работы. Если сравнивать формулировку про выравнивание с реальными потрясениями нефтяной отрасли в 2022г., то осторожность Пархомчика в выражениях понятна: санкционный удар по нефтепереработке был чрезвычайно сильным.

Тем не менее, в Совмине, похоже, удовлетворены реакцией нефтяников на внешние шоки: «В январе концерн вышел на темпы роста в пределах 102-103%. Эта динамика сохранится и в дальнейшем».

Министр промышленности Александр Рогожник при позитивной оценке итогов 2022г. для промышленности тоже осторожен в формулировках: «На протяжении 2022г. отрасль демонстрировала положительную динамику развития, выразившуюся в росте объемов производства и реализации, при минимальном уровне складских остатков, росте показателей эффективности – рентабельности, чистой прибыли, заработной платы, снижении затрат».

В условиях такой турбулентности, которую принес на внешние рынки 2022г., сам факт сохранения позитивной динамики является несомненным достижением.

Справка «НДГ». Объем производства промышленной продукции за 2022г. подведомственными организациями увеличился по сравнению с 2021г. на 23,5%, экспорт – на 15,3%, рентабельность продаж составила 10,5%. Отрасль сработала с чистой прибылью, выросшей сравнительно с 2021г. в 1,8 раза. Отраслевое сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное. В 2022г. продукция предприятий министерства поставлялась в 91 страну.

Крупные промпредприятия, как в Беларуси, так и на Западе числятся любимчиками государства и частных финансовых институций: большие обороты, огромный персонал, колоссальный потенциал создания рабочих мест в смежных отраслях. Белорусская промышленность – это порядка четверти ВВП. Поэтому у её бесперебойного функционирования присутствует зримое социальное измерение, упомянутое и министром: «Нам удалось избежать ненужных потрясений. Отрасль сохранила трудовые коллективы, и впервые за последние годы произошел прирост численности занятых. Обеспечена социальная стабильность на наших промышленных предприятиях».

Справка «НДГ». Номинальная начисленная среднемесячная зарплата на подведомственных предприятиях составила в 2022г. BYN1704, продемонстрировав рост к 2021г. на 19,4% при задании 19,3%. Темп роста среднемесячной зарплаты по подведомственным Минпрому организациям значительно превышает темп ее роста по РБ.

Экспортная составляющая

Статистика по системе Минпрома, охватывающей порядка 250 предприятий, как правило, лучше статистики по промсектору страны в целом. Однако в белорусских условиях любую статистику корректирует всего один показатель – экспорт. Тем более он важен для сектора, от которого зависит около четверти ВВП.

Первый замминистра промышленности Александр Огородников накануне итоговой коллегии министерства очень красочно описал изменения конъюнктуры на внешних рынках белорусских предприятий за последние два-три года:

«До прошлого года у нас был непростой 2021г., когда большинство предприятий почувствовали на себе все воздействия COVID-19 – от разрыва традиционных логистических цепочек до смены поставщиков. Поэтому определенные опыт и умения у менеджеров сохранились. Но в 2022г. пришлось решать абсолютно новую задачу – минимум $1 млрд. экспортной продукции нужно было переориентировать с рынков недружественных стран – Евросоюза, Северной Америки, Украины. Весь миллиард, который планировали, мы переориентировали».

Как известно, по итогам минувшего года белорусский экспорт сократился на 5,4% к 2021г., включая упавший на 4% экспорт товаров. Стоимостный объем экспорта предприятий Минпрома, выросший на 15,3%, оценивается руководством министерства в сумму свыше $6 млрд. Совершенно понятно, по каким направлениям достигнут рост, отчасти компенсировавший утрату подсанкционных рынков сбыта: преимущественно Россия и ЕАЭС, поскольку КНР, еще один дружественный обширный рынок, сам является «мастерской мира».

Пархомчик констатировал, что ставка на Россию и других соседей оказалась правильной: «Если взять по Минпрому, то темп роста экспорта в РФ за прошлый год составил 150%, в страны СНГ – 141%. Причем буквально по всем дружественным странам, странам ЕАЭС достигнута положительная динамика». Из выступлений руководства Минпрома на отчетной коллегии следует, что непосредственно на Россию пришлось $4,9 млрд. экспорта подведомственных министерству организаций.

Очевидно, что в 2023г. к авральной переориентации добавятся поиск и освоение новых рынков. Оборотная сторона экспорта – импортозамещение: его реализация позволит загрузить имеющиеся мощности, создать новые, обеспечить продажи и прибыль. Белорусские официальные лица уже не вполголоса, а прямым текстом заговорили про обострение конкуренции за российский рынок.

Справка «НДГ». Объем производства импортозамещающей продукции предприятиями Минпрома в 2022г. составил $5,4 млрд., или 118,3% годового плана, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности достиг 44,5%.

Почему промсектору идёт карта?

Частично на этот вопрос уже ответил замглавы Минпрома: потрясения последних лет (начиная с глобального локдауна 2020г. и заканчивая войной в Украине) разбалансировали спрос и предложение на мировых рынках. Физический объем товаров сегодня важнее, чем деньги на счету, складские запасы под рукой – залог безопасности предприятия, а не обуза. То, за что традиционно критиковали белорусский промсектор в 2010-е гг., неожиданно стало его конкурентным преимуществом.

В 2022г. ситуация в этом плане изменилась еще более радикально: перестало существовать 30-50% экономики Украины, началась деиндустриализация ЕС – причем не столько восточноевропейской его части, сколько старых промышленных стран еврозоны, начиная с Германии.

Второй фактор – российский. Москва прокредитовала Минск на RUB105 млрд. ($1,7 млрд.) с целью совместного импортозамещения. Судя по последним оценкам должностных лиц, 16 проектов уже согласованы, еще 10 – ждут своего часа в Минпроме.

Недавно было утверждено соглашение о единой промышленной политике РБ и РФ. Россия обеспечила стране-союзнику широкий спектр конкурентных преимуществ: дешевые энергоносители, почти все виды сырья, доступные кредитные ресурсы, открытие для сбыта нашей продукции своего внутреннего рынка, уже расчищенного от конкурентов санкциями. В патовой ситуации прошлогоднего санкционного цунами этот фактор оказался решающим.

Третья составляющая довольно очевидна, о ней говорят настолько часто, что тема уже приелась и стала сбрасываться со счетов. С одной стороны, Беларуси удалось в постсоветскую эпоху сохранить и основательно модернизировать индустриальный потенциал еще советской эпохи. С другой – любое наследство обычно сопряжено с обременениями: скроенные по лекалам мобилизационной экономики крупные промпредприятия зачастую нечувствительны не только ко внешним шокам, но и к внешней конъюнктуре. Как показала жизнь, источник экономического роста обнаруживается и в достоинствах, и в недостатках, следует только трезво их оценивать и рационально использовать.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.