Минский городской суд поставил точку в одном из самых громких коррупционных дел за всю современную историю Беларуси. В места, не столь отдаленные, отправятся бывшие руководители всех четырех предприятий важной для экономики страны отрасли.
Приговор по этому делу, получившему в СМИ название «сахарного», был вынесен судом Заводского района Минска 30 декабря 2021г. На скамье обвиняемых находились десять человек, пятеро из которых бывшие руководители четырех белорусских сахарных заводов. Эти предприятия включены в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
Самый большой срок – 13 лет – получил экс-директор Городейского сахарного завода Михаил Криштапович. К 11 годам лишения свободы приговорили бывших директоров сахарных предприятий Николая Прудника (Слуцк), Дмитрия Егорова (Скидель), а также экс-руководителя Жабинковского сахарного комбината (ЖСК) Виктора Миронова. Бывший гендиректор ЖСК Анатолий Гладкий получил 8 лет.
7,5 лет проведет в колонии бывший руководитель «Белорусской сахарной компании» (Москва) Дмитрий Кириллов. Предпринимателя из Москвы Сергея Каноненко за дачу и получение взяток наказали 7 годами.
Дополнительно все наказаны штрафами от 3 тыс. до 5 тыс. б.в. с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на срок 5 лет каждому. Отбывать наказание они будут в исправительной колонии в условиях усиленного режима.
Помощь в передаче взяток оказывали Сушкова, Фоминых и Пашкевич. За пособничество первую наказали 3 годами колонии, остальные получили ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа на срок 4,5 года каждой.
«В ходе судебного следствия установлено, что обвиняемые Криштапович М.В., Прудник Н.П., Егоров Д.В., Миронов В.Г., являясь лицами, занимающими ответственное положение, а также Гладкий А.Л., Кириллов Д.В. и Кононенко С.С. в составе организованной группы с 2007 по 2020 год получали взятки в особо крупном размере за совершение в интересах взяткодателей действий, связанных с закупкой полипропиленовой тары для нужд сахароперерабатывающих предприятий, поставками сахара через товаропроводящую сеть в адрес ряда субъектов хозяйствования Российской Федерации, а также Кыргызской Республики и закупкой сахара-сырца у иностранных предприятий и его перевалкой», – сообщала Генпрокуратура, представитель которой поддерживал обвинение.
Кононенко и Кириллов также передавали взятки директорам сахароперерабатывающих предприятий за обеспечение регулярной и бесперебойной закупки полипропиленовой тары, изготавливаемой на подконтрольном им предприятии.
За годы коррупционной деятельности обвиняемые получили взятками свыше $5,4 млн., 1,5 млн. евро и RUB27 млн. В долларовом эквиваленте – более $7 млн. Эти деньги с них взысканы в солидарном порядке в доход государства как неосновательно приобретенная выгода.
На приговор суда первой инстанции обвиняемые и их защитники подали апелляционные жалобы. «В некоторых из них просили приговор суда отменить, производство по уголовному делу прекратить, в других – приговор изменить по причине несогласия с назначенным наказанием вследствие его строгости.Прокурор, участвующий в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, высказал мнение о законности, обоснованности и справедливости приговора, предлагал оставить жалобы обвиняемых и их защитников без удовлетворения. Судебная коллегия по уголовным делам Минского городского суда согласилась с мнением прокурора», – сообщает Генпрокуратура.
Приговор суда Заводского района Минска в отношении всех обвиняемых оставлен без изменения и вступил в законную силу. У них отныне новый статус – осужденные.
Как это было
О задержании директоров сахарных заводов стало известно в январе 2020г. Тогда самолет «Белавиа», летевший из Минска в Мюнхен, по указанию президента развернули над польским Вроцлавом, экстренно посадили в Гродно и провели задержании ряда топ-менеджеров.
Затем появились сообщения о взятии под стражу директора «Белорусской сахарной компании» (Москва) Дмитрия Кириллова, руководителя российской компании «Полимер» Сергея Кононенко.
Завесу тайны в этом деле приоткрыл КГБ в начале февраля 2020г. в сюжете БТ. Официально сообщалось, что уголовные дела возбуждены по фактам получения и дачи взяток. Были названы и фамилии фигурантов. Под стражей оказались директора четырех сахарных предприятий Беларуси: Михаил Криштапович (Городейский комбинат), Виктор Миронов (Жабинковский сахарный завод), Николай Прудник (Слуцкий комбинат) и Дмитрий Егоров (Скидельский завод).
Представитель КГБ заявил, что от деятельности так называемой «сахарной мафии» только за один год в госбюджет не поступило около $70 млн. Взятки раздавал, по версии госбезопасности, глава российской компании «Полимер» Сергей Кононенко. «Кононенко при пособничестве Кириллова передавал директорам заводов незаконные денежные вознаграждения, взятки в размере от 1 до 2,5 долларов США за каждую тонну отгруженной продукции. Ежегодно суммы взяток исчислялись сотнями тысяч долларов», – утверждал сотрудник КГБ.
Криминальная схема незаконного обогащения была такова: «Директор Городейского сахарного комбината Михаил Криштапович предложил представителю российских коммерческих структур Кононенко и директору БСК Кириллову организовать в Беларуси бизнес по производству упаковки для сахара. Для этого в России создали фирму-прокладку «Полимер», а в Беларуси – завод «Евротарекс» по производству мешков для сахара. Сырье для производства российский «Полимер» продавал по завышенным ценам. Белорусский завод работал в ноль, вся прибыль оставалась на счетах российского посредника, обналичивалась при помощи российских лжепредпринимательских структур и распределялась между тремя подельниками в равных долях. Директора четырех белорусских сахарных заводов вступили в преступный сговор с руководителем БСК Кирилловым и представителем российских коммерческих структур Кононенко, направленный на систематическое получение взяток за организацию отгрузки белорусского сахара от БСК в адрес заранее согласованных коммерческих структур».
Не преминул высказаться об этом деле и глава государства. 14 февраля Александр Лукашенко заявил, что задержанные дали признательные показания и просили не лишать их свободы: мол, готовы даже работать на благо родины в самом захудалом колхозе. На что Лукашенко отреагировал так: «Мы вилами уже навоз не грузим, поэтому сидите». По его словам, все четверо во всем сознались: «Признались, где воровали, все поотдавали. Все, говорят, забирайте, только в тюрьму не сажайте. А кто тебя посадил в тюрьму? Ты сам себя посадил. Никто их не гнобил, не бил, пальцы в дверь не засовывал. Посадили и сказали: только правду. Все написали, с кем были связаны, кому возили, кому давали. Провели обыски – собственности немерено: там десятки самых современных автомобилей, квартиры десятками, особняки и огромное количество денег».