ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ. Психологические проблемы роста бизнеса

Безусловно, бизнес всегда детище его учредителей. И каждый хочет, чтобы его бизнес рос, давая плоды. Иногда он не растет по объективным причинам, а иногда все дело в собственнике – вернее, в его установках на жизнь и на бизнес.

Кейс

Ко мне обратился мужчина, которому 45 лет, и его бизнес уже 5 лет не растет, но и дает прибыль на уровне хорошей зарплаты, но не уровня дохода собственника. Вроде бы все есть, кроме того, что сам собственник не был готов для роста бизнеса. И речь идет не о навыках или квалификации, а о психологических установках.

Отрывок из сессии:

  • Скажите, как проходят у вас совещания?
  • Мы собираемся вместе, проводим время, обсуждаем все детали.
  • А есть ли у вас отделы? Должностные инструкции?
  • Нет, все и так все понимают.
  • А на совещании как фиксируются решения?
  • ….

Чтобы бизнес рос, он должен быстро перейти от модели стартапа к организации – правила, документы, инструкции, разделение обязанностей и т.д. Если этого нет, то нет и организации. Это просто собрание людей, клуб по интересам. Так что если вы хотите расти, то сразу же создавайте организацию – на этапе стартапа, возможно, нужно поддерживать боевой дух и т.д., а на этапе развития происходит рутинизация бизнес-процессов, и правит система, а не человек.

Что мешает построить систему?

Даже если бизнес – ваше детище, дайте ребенку жить. Настройте правила и систему, а сами займитесь его развитием, а не обслуживанием. Могут быть такие установки:

  • Ничего без меня не получится.
  • Только я знаю, как правильно.
  • У меня все исчезнет, если я позволю себе расслабиться.

Узнали? Да, это такие руководители, которые и руководят, и сами грузят, в бухгалтерии разбираются и сами технику чинят и т.д.

А у человека нет более 24 часов в сутки, поэтому бизнес растет по мере возможностей руководителя. В примере, который я привел в начале, рабочий день начинался в 7.00 и заканчивался в 21.00. Ладно бы бизнес не рос, но человек выгорал, имел проблемы в семье. Что делать?

  1. Описать все процессы в своей компании.
  2. Выделить те, которые можно делегировать.
  3. Постепенно, отмечая все риски, делегировать и выводить процессы из-под своего личного контроля. Тут не стоит торопиться – так проще победить тревогу и обучить свой мозг к тому, что хоть что-то может существовать без вас.

Делегировал. Но я же не достоин

Часто бизнес не растет, потому как собственник понимает, что «он не достоин роста». Как это может выглядеть:

  • Мы не можем повышать цену.
  • Мы не знаем, как выиграть этот тендер.

В народе такое называют «синдром самозванца». Таких обращений очень много, и иногда они звучат так: «Я понимаю, что я могу работать лучше, но не получается», или «я не могу поднять цену», или «кто я такой, чтобы открывать свое дело?». Корни этого синдрома в низкой самооценке и в неприятии своего успеха.

Начнем с последнего. В нашей культуре так сложилось, что человек не должен высовываться, привлекать внимание других и т.д. Это сложилось исторически: на наших землях было много бед. И чтобы выжить, не стоило привлекать к себе внимание. Это стало такой обратной селекцией. Выжили те, кто был «как все». Поэтому быть успешным – это привлечь к себе внимание и быть наказанным обществом. Например, мне часто приходится слышать от вполне успешных людей, что им будут завидовать и за успех придется отвечать.

Такие убеждения можно проработать следующим образом.

Декатастрофизация. Это самое простое. Задайте себе вопрос: что самое страшное произойдет, если мне кто-то будете завидовать? Или: могу ли я быть успешным? Ответ будет иногда не очень страшный. Например, если мне будут завидовать, то, возможно, придется поменять свое окружение. Тогда это выбор: что для вас дороже – конкретный человек или успех своего дела?

Задать себе вопрос: «Что со мной не так? Почему мне нельзя?» и записать все ответы. По каждому можно проверить на реальность.

Например:

  • Я недостаточно квалифицирован, чтобы поднять цену.
  • Хорошо! А чего вам не хватает, чтобы быть квалифицированным?
  • Знаний этого, этого и…
  • Насколько это критично?
  • Не знаю, наверное, можно и без этого.
  • Тогда чего вы на самом деле боитесь?
  • Не соответствовать новой цене!
  • В чем?
  • В знаниях.
  • А можете ли вы поднимать цену постепенно?
  • Это идея.
  • А параллельно изучайте то, что вам нужно.
  • Отлично.
  • Давайте составим график или критерии повышения цены.
  • Какие критерии?
  • Например, каждому 10-му клиенту я повышаю цену на 5 рублей.
  • Идет.

Это один из примеров. Но что в нем: постепенный рост и не оспаривание идеи клиента, а ее адаптация. Если начать оспаривать идею клиента, то он может потерять тягу учиться и становиться лучше. Поэтому рост должен быть постепенным.

Но иногда бизнес растет слишком быстро. И это тоже проблема. Руководитель, например, только научился управлять небольшой командой, а она уже больше в два раза или еще больше. Что делать тут с эффектом самозванца? Запишите себе все, почему вы не достойны роста. И по каждому пункту найдите себе метод снижения этого страха. Это может выглядеть как таблица из трех граф: страх, его решение и другие альтернативы.

Например:

Я боюсь, что кто-то из моих продавцов украдет мою базу данных и мой бизнес, поэтому отдел продаж я закрываю на себе.

Решение:

Защитить информацию, подписать соглашения о конфиденциальности, сделать распределенную базу данных с общим доступом только для себя. Ваши варианты?

Альтернатива:

Перестать тревожиться, а предпринять меры по защите бизнеса и информации. Выйти из операционки.

Иногда наш самозванец имеет свои корни в такой установке: «Если я стану успешнее, то мне придется отвечать за большее и я не справлюсь». Тут ответ простой – учиться, учиться и еще раз учиться.

Еще одна проблема – отношения с инвесторами. На начальном этапе мы берем часто чужие деньги под идею. Часто показывается оптимистичный план, который с реальностью немного расходится. Но бизнес растет. И несколько тысяч долларов на старте становятся вашим ежедневым оборотом. И тут возникает вечный вопрос: «Почему я пашу, а он получает все? Не буду развивать этот бизнес дальше!» На выходе – бизнес топчется на месте.

Решения:

  1. Решить на берегу с инвестором стадии роста компании и распределение долей после выхода в рост.
  2. Принятие того, что инвестор тоже рисковал и его прибыль – это не зарплата, а плата за риск.
  3. Принять своего инвестора как партнера. Или предложить пересмотреть инвестиционные условия после выхода на определенные показатели. Это следует закрепить.

Как видим, бизнес – это система организационных правил и связей, которые формируются и зависят от психологии его учредителей. Это говорит о том, что главный инструмент бизнеса – это его руководитель, и он должен расти вместе со своим бизнесом. Если сами не справляетесь, то есть много специалистов: от консультантов до психологов. Это дешевле упущенной выгоды.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.