СПАСИБО, КУРИЦА. МАРТ сообщило о завершении перехода к новой системе ценообразования

Любой процесс, как известно, имеет конец и начало. Вот и переход к новым принципам ценообразования в Беларуси, начатый в первых числах октября 2022г., объявлен завершенным. Официальное подведение его итогов наверняка еще последует, но промежуточные выводы о результатах битвы за то, как калькулировать цены, «НДГ» предлагает подвести уже сегодня.

Как и любое историческое событие, завершение периода перехода к ценообразованию по-новому имеет конкретную дату. 20 января министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов сделал в телеэфире следующее заявление: «Что касается вопроса ценообразования, то постановление правительства №713 «О системе регулирования цен» действует. Мы все с вами ходим в магазины и видим, что ситуация с ценами стабилизировалась. Если раньше и были какие-то перебои с товарами, то сейчас все восстановилось и переходный период бизнеса закончился. На данный момент товары на полках магазинов присутствуют в широком ассортименте… Если проблемные вопросы возникают, то все решается оперативно, в целом ситуация стабильна».

Дополнительную стабильность, по словам Богданова, ей придает контроль за соблюдением нового законодательства о ценообразовании, осуществляемый МАРТ и его добровольными помощниками – ФПБ, Советом Республики Нацсобрания и депутатским корпусом в целом.

Тестируя ценники

Заявление Богданова получило косвенное подтверждение чуть раньше. Как мы помним, лихой осенью 2022г. символом возвращения к ценовой стабильности для населения стало постановление №61 «О регулировании цен на мясо кур, цыплят-бройлеров в виде частей тушки», принятое 7 октября со сроком действия 90 дней. Приступая к разработке и имплементации новых правил, МАРТ закономерно начало изменения с упорядочения ценообразования на самый дешевый вид животного белка.

«НДГ» осенью писала, какие сложные и неоднозначные экономические процессы сопряжены с разделкой обычной куриной тушки. Бизнес ворчал, но ценники переписывал. Народ хихикал, но курицу покупал исправно. 90 дней истекло, и вышло постановление №5 – о том, как нам разделывать туже тушку уже в новом 2023-м году.

Справка «НДГ». Постановление МАРТ от 9 января № 5 «О регулировании цен на мясо кур, цыплят-бройлеров в виде частей тушки» закрепляет подходы к ценообразованию, аналогичные содержащимся в постановлении №61: при разделке тушки кур, цыплят-бройлеров на части цены на них должны формироваться с учетом отпускных цен (цен приобретения) на тушки, норм выхода, коэффициентов пищевой ценности частей тушки. Стоимость двух полутушек или передней и задней четвертин не должна превышать стоимости самой тушки, а стоимость иных частей тушки – стоимости тушки, увеличенной на 10%.

Постановление №5 – очень недвусмысленный и прозрачный сигнал, несмотря на то, что ограничено оно сроком в 80 дней. Это как в школе – повторение и закрепление новых знаний о новых правилах. Безусловно, коррекция этих правил еще возможна, но радикального пересмотра уже ожидать не стоит, о чем недвусмысленного говорили и глава государства, и члены правительства, и руководство МАРТ.

Практическую обкатку новая система ценообразования уже получила – за ноябрь-декабрь. Причем декабрь характеризуется повышенным спросом и повышенной потребительской активностью, в связи с чем накануне рождественско-новогодних праздничных дней контроль за ценами на товары повышенного потребительского спроса был усилен. «Результаты контрольных мероприятий показывают, что в продаже присутствовал широкий ассортимент мясной, молочной продукции, рыбы и продукты ее переработки, продукции с новогодней тематикой. Однако были выявлены нарушения, субъектам выдано 99 рекомендаций по их устранению», – сообщила БелТА начальник управления торговли и общепита МАРТ Наталья Мельникова.

Справка «НДГ». По данным МАРТ, контрольно-аналитические мероприятия проведены в отношении 525 объектов торговли, в том числе в формате мониторинга – в отношении 213 организаций.

Таким образом, тестовые испытания система прошла, в том числе в специфических новогодних условиях, когда с полок метут всё. Вот потому-то и имеет смысл подводить итоги, какими бы предварительными они ни были.

Цены, назад!

Собственно, это уже начал делать и сам Алексей Богданов. 1 января глава МАРТ в телеэфире заявил: «Мы впервые в истории нашей страны увидели дефляцию – в октябре и ноябре. Сегодня мы имеем минус 2,1% – замедление инфляции, это рекорд для нашей страны. Люди ходят в магазин и видят, какая цена стоит на полке. У нас практически все цены остановились в росте, многие из них снизились и продолжают снижаться. Чемпионом по снижению цены на сегодняшний момент является непродовольственная группа товаров».

Справедливости ради: дефляция в Беларуси наблюдалась и ранее, обычно в летние месяцы, характеризующиеся сокращением спроса и падением цен на сезонные товары (овощи и фрукты). Но по осени умеренные дефляционные процессы мы и впрямь наблюдали впервые, к то же сразу с рекордом.

Справка «НДГ». По данным Белстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в декабре 2022г. по сравнению с ноябрем 2022 г. составил 100,4%, с декабрем 2021 г. – 112,8%. Базовый ИПЦ, исключающий изменение цен административного и сезонного характера, в декабре 2022г. по сравнению с ноябрем 2022 г. составил 100,1%, с декабрем 2021 г. – 114%. Цены на продовольственные товары в декабре 2022г. составили 100,7% к ноябрю 2022г., 113,8% к декабрю 2021г., за январь-декабрь 2022г. к январю-декабрю 2021г. – 116,5%; на непродовольственные товары – 99,6% к предыдущему месяцу, 113,7% – к тому же месяцу прошлого года, 116,8% – к аналогичному периоду прошлого года, на услуги – соответственно 101,1%, 110% и 110,9%.

Насчет отмеченных министром непродовольственных товаров: кризисное поведение потребителей вообще предполагает отказ от покупки товаров длительного пользования и мелочную экономию на всем остальном, чтобы, так сказать, на черный день хватило. Так что осторожность и даже скаредность граждан сыграла на усиление дефляционного давления. Продовольственные товары, согласно раскладке Белстата по структуре потребления для расчета ИПЦ, составляют 36,84% в расходах граждан, непродовольственные – существенно меньше (6,42% – обувь и одежда, 5,68% – предметы домашнего обихода и бытовая техника и т.п.). Так что первую скрипку играли и играют расходы на продовольствие – если не питаться регулярно и разнообразно, ни домашний обиход, ни бытовая техника уже не понадобятся.

Декабрьская статистика по инфляции Нацбанка подтверждает правоту министра: осенью правительству удалось притормозить инфляцию и снизить остроту того, что на Западе сейчас называют «кризисом стоимости жизни». Однако это именно тактическая победа, за которую если и стоит выпить шампанского, то отнюдь не в новогодних масштабах.

Справка «НДГ». По данным Нацбанка, характеризующим разброс компонентов ИПЦ по их темпам роста, в сентябре 2022г. 73% цен демонстрировали годовой рост свыше 10%, 16% – в интервале 5-10%, 8% – в интервале 0-5%, а 2% – снижение цен. В декабре 2022г. рост свыше 10% зафиксирован у 56% компонентов ИПЦ, в интервале 5-10% – у 20%, в интервале 0-5% – у 18%, снижение цен – у 7%.

А помнишь, как всё начиналось?

О том, что в 2023г. регуляторные веяния ушедшего года получат продолжение и развитие, свидетельствует еще один шаг антимонопольного ведомства. Если кто забыл, 2022г. на потребительском рынке РБ начинался с введения социальных скидок на товары первой необходимости для уязвимых категорий населения. Шаг этот был симптоматичным и вполне оправданным, и жаль, что спустя считанные месяцы очередная волна санкционно-военных ударов по белорусской экономике во многом нивелировала его результаты. 28 декабря МАРТ и 14 торговых сетей продлили на I квартал 2023г. соглашение о возможности получения отдельными категориями населения социальной скидки.

Социальная скидка невелика (до 10%), однако сейчас, когда после перехода на новые принципы ценообразования, количество акционных и дисконтных продаж резко сократилось (это видно даже по цвету ценников в магазинах), её ценность для потребителя возрастает многократно. Социальные скидки и карты – и инструмент социальной политики, и стимул к поддержанию экономической активности потребителей, необходимой для функционирования экономики в целом.

В начале прошлого года введение системы социальных дисконтов транслировало розничной торговле мощный и недвусмысленный сигнал – жить впредь придется не с наценки, а с оборота; для оборота необходимо поддержание посещаемости; для посещаемости нужен ассортимент социально значимых товаров первой необходимости по конкурентным ценам, обеспечиваемым соцскидками.

Справка «НДГ». По данным МАРТ, с 17 января 2022г., т.е. даты подписания соглашения, по начало декабря 2022г. выдано и активировано около 1,5 млн. социальных карт, позволяющих приобрести товар со скидкой. Сумма предоставленной скидки составила порядка BYN21,5 млн.

Понятно, если бы нужда в системе социальных скидок отпала из-за нормализации инфляционных процессов и роста уровня жизни граждан, о ней бы тихо и ничуть не сожалея забыли. Однако продление соглашения, как и предшествовавшая ему ревизия моделей ценообразования, как и социальная направленность бюджета на 2023г., свидетельствуют: ни у МАРТ, ни у правительства в целом нет иллюзий касательно благосостояния граждан, их потребительского оптимизма и покупательной способности – сокращение реальных располагаемых денежных доходов (РРДД) населения РБ и розничного товарооборота в 2022г. практически совпали, составив 3,7%.

Справка «НДГ». По данным Белстата, РРДД населения РБ в январе-ноябре 2022г. составили 96,3% к уровню января-ноября 2021г. Розничный товарооборот в Беларуси в 2022г. составил BYN67,5 млрд., или 96,3% в сопоставимых ценах к уровню 2021г.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.