В ночь с воскресенья на понедельник в мире большого бизнеса случилась неожиданная для всех большая рокировка – гигант развлечений Disneyсообщил о внезапной смене высшего руководства.
Речь идет о возвращении на пост управляющего концерном Роберта («Боба») Айгера (на фото), занимавшего эту должность многие годы. Якобы Айгер дал свое согласие взять на себя функции руководителя еще раз на два года, говорится в пресс-релизе Disney. Последний раз он занимал эту должность в течение 15 лет, его преемник Боб Чапек уходит в отставку.
Для акций Disney в понедельник утром замаячили существенные прибыли. Аналитик Бретт Фельдман из инвестиционного банка GoldmanSachs назвал «положительной смену персоналий» с точки зрения вкладчиков. В любом случае отставка Чапека происходит в тяжелое время для Disney. Инвесторы вправе ожидать от Айгера среди прочего проведения переоценки стратегических целей отрасли стриминга – не забывая про баланс между ростом числа подписчиков и прибыльностью. Они также, вероятно, обрадуются появлению плана по переводу спортивного телеканала ESPN с традиционного кабельного и спутникового телевидения на стриминг.
71-летний Айгер перехватывает штурвал в сложный момент не только для Disney, но и для всей сферы развлечений. Концерн должен считаться с реальностью в лице снижения готовности потребителей к новым расходам в периоды высокой инфляции. Да и поступления от кабельного телевидения с его передатчиком ABC в США падают.
Корень зла в стриминге
Проблема особого рода заключается в бизнесе стриминга. Сервисы вроде Disney+ помогают достаточно быстрому росту, но пока приносят разочаровывающие цифры глубокого минуса – оперативные убытки только прошлого квартала обернулись в $1,47 млрд. Причина – в высоких затратах на производство новых дорогостоящих фильмов и сериалов, демонстрация которых пока не прописалась в среде дорогой абонентской платы.
Уже бывший руководитель Чапек ставил задачу перед отраслью начать работать с прибылью к сентябрю 2024г. Убытки отчасти компенсируются доходами от парков развлечений, которые переживают настоящий бум после вынужденного простоя во время пандемии.
Прибыль недавнего квартала в $162 млн. не оправдала ожиданий биржи, курс акций надломился. Чапек отреагировал провозглашением мер жесткой экономии, таких как прекращение приема на работу и сокращение рабочих мест. В дополнение ко всем проблемам Disney попал в этом году в фокус агрессивных инвесторов, купивших большие пакеты акций компании и затем потребовавших изменений. Среди них оказался и известный миллиардер, руководитель хедж-фонда Дан Лёб, потребовавший продать спортивный канал ESPN.
Айгер является своеобразным архитектором нынешнего коллектива концерна Disney. В его эру правления гигант развлечений сделал громкие покупки – анимационную студию Pixar и голливудскую студию 21st Century Fox – компании, создавшие сагу «Звездных войн» и прибыльные фильмы «Марвел». Да, собственно, это и послужило исходным толчком для Disney в бизнес стриминга. В 2005-м финансовом году оборот концерна составил $32 млрд. – уже в 2019г. перед началом пандемии Айгер удвоил его до $69,6 млрд.
По сообщению WallStreetJournal, момент получения внутреннего e–mail о возвращении Айгера на верхушку управления концерна имел эффект разорвавшейся бомбы – многие сотрудники подумали о хакерской атаке и фейковом сообщении.
Контракт Чапека был лишь летом продлен до конца 2024г. А Айгер много раз подчеркивал, что больше не заинтересован ни в какой работе на Disney. Переговоры о возвращении начались лишь несколько дней назад, отмечает WallStreetJournal.
Чапек, ранее ответственный за парки развлечений, принял бразды правления в 2020г. в качестве преемника, которого пожелал выбрать сам Айгер. Disney отдал ему предпочтение перед руководителем стриминга Кевином Майером, у которого были свои виды на место шефа. Майер в результате покинул концерн и на какое-то время преуспел в качестве руководителя видеоплатформы Tiktok.
В последнее время отношения между Чапеком и Айгером носили напряженный характер, если верить сообщениям прессы. Экономический канал CNBC сообщил, что начало напряженности было положено еще ранее, в интервью Айгера, в котором он должен был пообещать Чапеку всестороннюю поддержку для обуздания пандемии коронавируса. Вновь избранный руководитель мог почувствовать обидное покровительство (со ссылкой на информированных персон).
Айгер был тогда еще и, по сути, главным контролером Чапека в качестве председателя совета директоров и покинул этот пост всего 11 месяцев назад. Возможным фактором разлада могла стать также реорганизация концерна, проведенная Чапеком, в ходе которой ответственность за бюджет была централизована. Это привело компанию Disney к более быстрому принятию решений, но руководители отдельных подразделений потеряли большую свободу в расходах и выражали недовольство.
Неуклюжими были признаны и действия компании под руководством Чапека в споре с актрисой Скарлетт Йоханссон. Голливудская звезда подала в суд на корпорацию за упущенную выгоду после того, как ее фильм «Черная вдова» был выпущен в интернете в разгар пандемии. Концерн парировал, что Йоханссон уже получила $20 млн. Спор был урегулирован во внесудебном порядке, но оставил компанию в пикантном положении.
Нерешительными признаны действия Чапека в отношении закона штата Флорида, запрещающего преподавание в государственных школах по таким темам, как сексуальная ориентация и гендерная идентичность, вплоть до третьего класса. Корпорация Disney, у которой есть большой тематический парк в этом штате, изначально никак не комментировала закон.
Чапек тогда отреагировал только после протестов сотрудников, которые, по его словам, показали ему, «насколько болезненным было наше молчание». Он объявил о прекращении пожертвований на политические цели во Флориде, а также о поддержке групп, борющихся с аналогичным законодательством в других штатах. Парламентарии штата впоследствии лишили Disney особого статуса, который давал компании широкие полномочия и особый контроль над территорией своего тематического парка, например, в отношении сборов, дорог или коммунальной инфраструктуры. Со своей стороны, Айгер рано раскритиковал закон за то, что он может нанести вред детям.
Итак, новая громкая отставка в мире большого бизнеса – чем это обернется для известного концерна развлечений?! Результат давления со стороны новых инвесторов или осознание неверно выбранного преемника пару лет назад – скоро увидим, а пока акции компании после мгновенного подъема на 6–8% и последовавшего частичного возврата на 3–4% замерли в ожидании.