ЦЕНА ВОПРОСА О ЦЕНЕ. Правительство разрабатывает единые стандарты ценообразования

Основной итог двухнедельного моратория на повышение цен в РБ – разработка единых стандартов ценообразования в русле системного подхода. Судя по всему, внедрение их продлится сравнительно недолго, зато с последующей коррекцией новых норм, разъяснениями и уточнениями бизнес и потребители будут сталкиваться на протяжении довольно значительного временного отрезка. Оценить новую систему ценообразования можно будет не раньше её полного внедрения и такой же системной работы над ошибками.

В данном случае качество управленческих решений важнее сроков их реализации. Недаром 20 октября Александр Лукашенко так резко выступил против половинчатых, паллиативных шагов, возложив ответственность за системный характер новых подходов на первого вице-премьера Николая Снопкова: «Не дай бог будет принято какое-то куцее, непонятное, спустя рукава решение. Ты в правительстве за это отвечаешь прежде всего. Что пропишешь губернаторам, депутатам, профсоюзам и сенаторам, то и будет».

До сих пор ценообразование в Беларуси выстраивалось и развивалось достаточно хаотично. Правительство – это, так сказать, коллективный орган отраслевых и региональных лобби, тянущих при госрегуляции одеяло стандартов и нормативов на себя, благодаря чему оно разрывается до лоскутков – исключений и привилегий отдельным отраслям и предприятиям. «Вот отсюда цены – от бардака, который загоняют в стоимость товара, и цены растут бешено. Меньше будет бардака, больше организованности, будет больше толку», – констатировал глава государства.

Очень важное заявление сделал 20 октября на пресс-конференции первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Иван Вежновец: разрабатывается единый порядок калькуляции себестоимости производимой продукции, включающий регламенты и документы, предоставляемые производителем в госорганы для согласования повышения отпускных цен либо установления новых.

По словам Вежновца, «в первую очередь вводится калькуляция себестоимости и прогноз изменения цены с четким обоснованием каждой позиции статьи затрат». Это правильно – плясать нужно от печки, т.е. себестоимости.

Любопытно, что среди необходимых документов замминистра упомянул маркетинговые исследования – «сравнение цен на аналогичные товары, выпускаемые самим предприятием либо иными субъектами, работающими на рынке Беларуси».

Много вы видели маркетинговых исследований в деловой практике последнего десятилетия, когда государство не нажимало на ценовую регуляцию так сильно, как сейчас? Вот то-то и оно: ценовой произвол противоречит рыночной конъюнктуре, стремящейся к равновесию спроса и предложения («крест Маршалла»). Если вместо «креста Маршалла» у вас все время получается невнятная загогулина, значит, стоит заглянуть за границы координатных осей, а не только проверить, под что заточены руки регулятора.

Плюсы и минусы системного подхода

По сути, «бардак», о котором говорил Лукашенко, образовался за 2010-е, когда произошли серьезные изменения как во внешнеэкономической конъюнктуре, так и на внутреннем рынке. Государство делало ставку на дерегуляцию – но цены росли, инфляция тоже. Государство нажимало на регуляторные рычаги – история повторялась: и цены, и инфляция устремлялись вперед и вверх. Думается, именно это способствовало переходу к системным шагам в ценообразовании.

По словам главы МАРТ Алексея Богданова, правовым фундаментом новой системы ценообразования станет постановление Совмина №713, принятое в развитие директивы №10 в целях защиты интересов граждан. «Суть документа – стоп неконтролируемому росту цен, т.е. выстроена система регулирования цены по всей цепочке – от производителя до прилавка», – пояснил министр. В основу постановления положены данные рабочей группы, созданной по поручению президента. Замах действительно серьезный – на большую часть потребительской корзины.

Справка «НДГ». Планируется, что новая система ценообразования затронет более 90% товаров – приблизительно 370 товарных групп, кроме лекарств, топлива, алкоголя, табака, цены на которые регулируются иными нормативно-правовыми актами.

Существующие цены на остатки потребительских товаров субъектам хозяйствования следует привести в соответствие с постановлением №713 в течение 5 рабочих дней. С 1 января будут отменены бартерные операции – кроме вертикально-интегрированного бартера, бартера в рамках ВЭД и сделок, согласованных с соответствующим госорганом. Вводится запрет на вознаграждения (бонусы) за продвижение продукции в ритейле для поставщиков отечественной продукции, что вполне логично: у такой продукции и так должны быть естественные конкурентные преимущества, начиная с ценового.

Регулирование опта и розницы правительство намерено осуществлять через установление дифференцированных предельных максимальных надбавок по перечню потребительских товаров. В этом плане интересен шаг, предложенный МАРТ для преодоления надбавочной мультипликации на стыке опта и розницы: «Данный вид надбавки носит совмещенный характер, т.е объединяет оптовую и розничную надбавку вне зависимости от количества оптовых звеньев. Таким образом, предполагается, что необоснованное посредничество будет исключено». Конечно, гарантий, что это сработает нет, однако проблема сформулирована верно: на стадии опта генерируются значительные скидки на объемы, на стадии розницы – столь же значительные наценки на единичный продукт.

Там же, на стыке опта и розницы, хорошо просматриваются плюсы и минусы системного подхода: плюсы – возможность убрать «прокладочные» звенья («необоснованное посредничество» в терминологии МАРТ), минусы – риск того, что цепочка поставок не регенерируется без этих звеньев, поскольку вместе с ними исчезнет мотивация.

Регламент для ценника

МАРТ еще только предстоит, по словам Богданова, разработать 5 регламентов для конкретных административных процедур по ценообразованию, но процесс уже запущен. С 20 октября, по словам министра, любое повышение отпускных цен производителей подлежит согласованию с облисполкомами и Мингорисполкомом в зависимости от места регистрации юрлица, либо с республиканским госорганом, если речь об организации, ведомственно подчиненной такому органу.

Существуют, впрочем, ценовые подвижки, которые не нужно согласовывать. Глава МАРТ пояснил, что в эту категорию попадают истечение сроков проведения мероприятий по продвижению товара (акции, скидки, распродажи), по которым есть договора с ритейлерами. Сюда же относятся договора поставки с новыми контрагентами или изменение условий поставки с действующими, но не выше отпускных цен, определенных в прейскурантах поставщиков или в положениях о скидках на 20 октября.

Производители могут изменять цену без согласования с контрольными органами в случае повышения цен или тарифов, регулируемых государством, и в случае повышения налогов либо обязательных платежей, входящих в себестоимость продукции: такое повышение тоже не нуждается в согласовании, если оно пропорционально росту налогов и их удельному весу в себестоимости.

Справка «НДГ». Согласование повышения цены с госорганами производится в срок не более 10 рабочих дней с даты поступления документов, если товар скоропортящийся (срок годности не более 30 дней) – не более чем за 5 рабочих дней.

Интересны и подходы МАРТ к регулированию цен на импорт. Оно будет осуществляться по той же модели – через дифференциацию предельных надбавок для импортеров. Механика ценообразования для импорта хорошо известна и понятна регулятору, признал Богданов: «Если раньше этих надбавок у импортеров не было и можно было 200-300% накрутить, сегодня эта ситуация будет исключена».

Исключена ли? Есть огромная инерция той же продовольственной розницы, которой десятилетиями оборот обеспечивали отечественные продукты, а прибыли – импорт, нацениваемый по самое «не могу». Собственно, это один из драйверов нашей инфляции.

Богданов сообщил, что все новации с ценообразованием импорта были рассмотрены с участием самих же импортеров. «Вводится обязанность импортера иметь обоснование контрактной входной цены. В принципе, эта процедура уже многими из них проводилась, – информировал Богданов. – Если импортер ввозил, например, из РФ подсолнечное масло, он проводил исследования: брал 5-6 производителей из России, выбирал наиболее выгодный вариант и у себя хранил эти данные. Это была необязательная процедура, а теперь с целью подтверждения обоснованности импортной цены ее должны будут выполнять все компании, которые занимаются ввозом товаров, определенных в постановлении». Стоит отметить, что худно-бедно, но эта мера срабатывала даже будучи необязательной – по крайней мере, применительно к подсолнечному маслу.

Так или иначе, оценивать новую систему ценообразования можно будет лишь тогда, когда она заработает. Пока в том, что предлагает МАРТ, четко просматривается как общая антинфляционная логика, так и логика отдельных шагов, с которыми зачастую согласятся даже убежденные противники ценового регулирования. Критерий истины – практика, поэтому всем нам – производителям, потребителям, ритейлерам и даже регуляторам, – предстоит пережить волнительный и насыщенный эмоциями переходный период.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.