ЧИСТО ДУШНИЛА. Как распознать токсичного сотрудника

Всё чаще можно увидеть статьи такого типа: как работать с токсичным сотрудником? Как управлять токсичным сотрудником? У меня вопрос: а зачем вы их берёте к себе на работу? Наверное, потому что на собеседовании все милые, добрые и осознанные – и сложно понять, кто перед тобой. Тем не менее распознать душнилу можно.

Может, он хороший работник и можно потерпеть?

Признаться, так заблуждаются многие. Исследования показали, что один токсичный человек в 7 раз больше влияет на нас, чем обычные люди. Все бы ничего, но такие люди демотивируют других, отвлекают руководителя и коллег, саботируют работу – и все это ведет к снижению работы всего предприятия.

Будем честны: мы все порой ленимся, бурчим и осуждаем. Чем же мы отличаемся от хронически токсичных граждан? Концентрацией яда. Средневековый лекарь Парацельс метко сформулировал эту мысль: «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости. Одна лишь доза делает яд незаметным».

На мой взгляд, «токсичный» – довольно точный термин, он показывает, что человек отравляет все вокруг. Существует масса примеров, когда руководитель тратит время на конфликты и работу с токсичным человеком.

В 2018г. Гарвардская школа бизнеса оценивала отказ от найма токсичного сотрудника в $12,5 тыс. Сумма, конечно, адекватная для США, но и прибыли найм таких работников не дает. И она не учитывает такие последствия, как кражи, возможные судебные разбирательства, рост текучки кадров и т.д.

Майкл Хаусман в своей статье доказал, что найм одного токсичного сотрудника на 25 человек коллектива увеличивает вероятность увольнений на 46%. А исследования Cornerstone On Demand показали, что сотрудники увольняются на 54% чаще, если им приходится работать с токсичным коллегой. 

Как распознать такого и не допустить?

До собеседования

На первый взгляд – никак. Токсичность проявляет себя постепенно – в поступках и словах. Но у любого человека сегодня, как правило, есть социальные сети, и если кандидат там жалуется, конфликтует со всеми и постит только негатив, то с чего бы ему быть приветливым в коллективе?

Изучите резюме внимательно – кандидат рассуждает профессионально, смотрит амбициозно на новую работу, но в трудовой книжке много коротких сроков работы. Тут есть вопрос: почему человек, квалификация которого подтверждается документами, не задерживается на работе? Скорее всего, причина в его личных качествах.

Другое дело, если у вашего кандидата в резюме написаны более высокие позиции, подразумевающие соответствующую оплату труда. Часто на это ведутся и эйчары, и руководители: еще бы – заполучить за полцены такого сотрудника! И иногда они действительно умеют себя показать, но потом расслабляются, и коллектив превращается в ад.

Мини-кейс

У психологов бывают клиенты разного уровня, но часто руководители просят: помогите уволить токсичного человека или выжить с ним. Но это полбеды. У меня было несколько запросов, когда таким человеком оказывался главный бухгалтер. И я всегда задавал один и тот же вопрос: сколько томов трудовой книги у этого человека? И почти всегда было два (один раз – три) тома. Но руководитель оправдывался, что получил бухгалтера с опытом работы в 20 фирмах. Или она отравила 20 коллективов?

Вы приняли решение все-таки поговорить с кандидатом. Не торопитесь его приглашать в офис, можно обойтись телефонным интервью и задать следующие вопросы:

Вопрос 1. Опишите свои недостатки. Нормальный человек перечислит ряд недостатков и то, как он с ними борется. Если же человек заявляет, что у него нет недостатков – разрешите представить, его Высочество Нарцисс. Вы, конечно, его не достойны, но, так и быть, он поработает у вас. Он знает лучше всех всё и т.д. Если же что-то типа: громко чихаю или храплю – перед вами человек с позицией «мне все должны», может легко обмануть. А если человек говорит «я слишком ответственно отношусь к работе» или что-то типа такого – перед вами хороший продажник, но считает себя умнее других. Нытик, скорее всего, начнет перечислять свои недостатки и будет рассказывать, как он от них страдает. У такого человека низкая самооценка.

Вопрос 2. Бывали ли случаи, что вам не везло с коллегами? У всех бывают такие коллеги, и нормальный человек спокойно расскажет об этом без подробностей. Если же человек начинает рассказывать, какие у него везде плохие коллеги и как ему бедному было тяжело с ними, то перед вами токсик. Скорее всего, скоро и вы будете предметом его обсуждения.

Вопрос 3. Когда и как вы последний раз повышали квалификацию? Если человек недавно повышал, то это говорит о том, что ему интересно новое, он инициатор своего развития. Если же человек говорит, что давно учился или ему нечему учиться, то перед вами тот, который «все знает» и ему незачем узнавать новое. Тоже вариант токсичности, ведь он уже умнее вас.

После этих простых вопросов можно отсечь наиболее популярных токсиков и пригласить на собеседование тех, кто вам кажется нормальным – не палится.

Следует оговориться, что «токсичный» – это термин для разных людей. Как и яды бывают разные, так и токсики. Это могут быть:

  1. Прокрастинатор – такой будет переносить собеседование, может долго отвечать на почту, отправлять почту ночью или рано утром.
  2. Самоуверенный нарцисс. Этот человек по умолчанию лучше вас всех вместе взятых, и вы его недостойны. Собеседование он может сразу затребовать с гендиректором, уровень его притязаний будет не просто завышен, а даже неадекватен. В его резюме могу быть слова: «лучшие», «первые в городе или отрасли» и будет много достижений разной степени значимости. Один такой кандидат не поленился и прикрепил все грамоты из школы. Мужчине было 37.
  3. Агрессивный бунтарь. Будет игнорировать корпоративные правила и обычаи, ему все не так, любит спорить, нетерпим к любой критике. На встрече будет вести себя дерзко, даже шутить. С другой стороны, не стоит путать его с человеком с просто плохим настроением.
  4. Придирчивый гиперперфекционист. Делает все хорошо и идеально, но из-за этого очень долго, выражает высокие требования к другим, что делает жизнь с ним просто невыносимой.
  5. Неосмотрительный экстремал. Способен на решения импульсивные, неуправляемые, его стиль работы будет неаккуратный. На собеседование приедет на байке, у него обилие тату, его интервью превращается в шоу.

Собеседование

Итак, душнила добрался до собеседования. Здесь важны не только профессионализм рекрутера, но и интуиция и вещи, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

• До интервью можно обратить внимание на детали: опоздал ли человек, как он поздоровался и как ставит себя с эйчаром. Еще до собеседования понаблюдайте, есть ли физические проявления (неуверенность в себе, руки дрожат, расселся неприлично, сам начал что-то делать – не путать с волнением!). Иногда может быть индикатором одежда: яркие и красивые тона всегда выбирают нарциссы, подчеркнуто строго может быть одет конфликтный человек.
  • Манера говорить. Если кандидат легко, без разрешения переходит на ты, задает вопросы не по работе, начинает заигрывать или показывать свое превосходство, то это важные звоночки токсичного человека.
  • Обсудите с кандидатом его прошлое место работы: если там только его достижения, а заслуги коллег не упоминаются или даже унижаются, то гоните его в шею. У таких все плохие, бездари и лентяи.
  • Не опирайтесь только на свое мнение, попросите еще кого-то из коллег побеседовать с кандидатом, которого вы заподозрили в токсичности. Иногда мы проецируем на людей наши травмы и стереотипы, и можно отказать нормальному.
  • Попробуйте подвергнуть сомнению достижения кандидата. Например: «Просто не верится, что вы один столько делали?» Токсичному человеку будет сложно себя сдержать, и он начнет атаковать. Средний человек способен спокойно отвечать на такие вопросы.
  • Иногда токсичного человека можно вывести «на чистую воду» проективными фразами такого типа: «Все люди неблагодарные…», «Сколько ни работай – начальник не оценит…», «Времена не те…», «Тяжело, когда один видит только правильное решение…». Токсичный человек может вас «поддержать», и сам все вывалит.
  • Если у вас есть сомнения, то можно воспользоваться методиками на эмоциональный интеллект, опросником агрессивности Басса-Дарки или Томаса-Килманна «Поведение в конфликтной ситуации» и т.д.
  • Поговорите с предыдущим работодателем. На прямой вопрос люди обычно отвечают так: «Ой…» А если кроме шуток, никто не любит душнил, и вам дадут адекватную образную связь.

Пробный период

Вы взяли человека на работу, но не спешите с ним подписывать контракт. Для того чтобы человек раскрыл себя, достаточно пару недель. Иногда хватает и одного дня в новом коллективе. Это «золотое время», когда вы можете уволить человека максимально безболезненно. Дальше, когда трудовой договор подписан, идут за схемами, как уволить. Но это совсем другая история.

Выбирайте тех, с кем вам будет приятно работать. Ведь лучше с умным даже потерять, чем с токсиком найти.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.