ТРАЕКТОРИЯ РОСТА: ПОКА ВСЁ НЕПРОСТО. Экономика восстанавливается, социальная направленность бюджета усиливается

По белорусской традиции глава правительства и руководители ключевых ведомств экономического блока проговаривают для СМИ ключевые тезисы обсуждаемой повестки еще до заседания Совмина. Так случилось и на этот раз, 25 октября. Адресованных белорусскому обществу месседжей два: 1) экономика РБ таки вышла на траекторию восстановительного роста; 2) социальная направленность бюджета усиливается.

Траектория восстановительной динамики

Восстановления темпов экономического роста пока статистикой не фиксируется, однако его направленность действительно позитивная. Что такое «возврат на траекторию восстановительной динамики»? Это означает, что экономика уже скатилась по обрыву падения активности (рецессия), уткнулась в дно, полежала на нем (депрессия), а теперь слегка очухалась и отталкивается от дна, чтобы начать бодро карабкаться вверх по тому же обрыву (рост).

Так что всё хорошо: примерно такие же заявления про «возврат на траекторию восстановительной динамики» во времена прошлой белорусской рецессии 2015-17гг. делали тогдашний премьер-министр Андрей Кобяков (на фото) и его первый зам Владимир Семашко. В свою очередь, сигналом перехода от лежания пластом на дне к бодрому карабканью вверх для отечественных управленцев традиционно являются несколько месяцев подряд позитивной динамики в промышленности.

Справка «НДГ». По данным Белстата, в январе-сентябре 2022г. объем промпроизводства в текущих ценах составил BYN123,8 млрд., или в сопоставимых ценах 93,9% к уровню января-сентября 2021г. В т.ч. по видам экономической деятельности «горнодобывающая промышленность» – 102,3%, «обрабатывающая промышленность» – 92,9%, «снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» – 98,6% и «водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 98%. Индекс промпроизводства за сентябрь 2022г. к августу 2022г. составил 107,2%.

Итак, промпроизводство растет, но пока далеко до восстановления. Начало отопительного сезона вселяет надежду на то, что статистика выправится за счет вида деятельности «снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом», однако основной импульс восстановлению должна придать обрабатывающая промышленность.

Заявление министра экономики Александра Червякова накануне заседания Совмина следует понимать именно в этом ключе. «После пятимесячного замедления в августе и сентябре экономика вышла на траекторию восстановительной динамики, – цитирует министра БелТА. – За счет чего растет экономика? Прежде всего, за счет сельского хозяйства, информации и связи. В сентябре стала восстанавливаться промышленность. Мы прирастаем по ключевым товарным позициям. Более чем на 20% увеличилось производство тракторов, комбайнов, интегральных схем, бытовой техники и т.д. Этот перечень достаточно обширный. Мы планируем и прилагаем все усилия, чтобы к декабрю получить 100% в месячном исчислении». То есть, как обычно говорят управленцы, «сдвигаем сроки вправо» – ждем восстановления к декабрю.

Что правительство готово позиционировать как достижение? Как и летом, достижением по-прежнему считается положительное сальдо внешней торговли. Как и весной, вторым очевидным успехом признана устойчивость экономики к внешним вызовам, ее бесперебойное функционирование и выполнение государством соцобязательств.

«Сегодня мы имеем положительное сальдо внешней торговли на уровне более $3 млрд., что обеспечивает устойчивость на финансовом и валютном рынке, дает нам возможность развивать инвестиционные проекты. Экономика работает устойчиво, и это самое главное сегодня. Это дает возможность выполнять все социальные обязательства, выстраивать инфраструктуру», – констатировал Червяков. Если к концу года экономика восстановится, этих достижений действительно окажется достаточно. Если нет – возможны варианты.

Почему белорусский Совмин-2022 держится гораздо лучше, чем белорусский Совмин-2016, хотя и люди во многом те же, и нарратив про экспорт и соцобязательства остается практически неизменным, а внешние шоки и внутренние проблемы на этот раз гораздо сильнее?

В 2015-16гг. было заметно меньше опыта, отсутствовало целостное видение траектории кризиса, зачастую просто не хватало духу признать проблемы – многомесячное падение реальных доходов населения, например, тогда долго игнорировалось. Сейчас госаппарату очевидно, кто виноват – санкции, санкции и еще раз санкции, а не инертные или, напротив, излишне инициативные исполнители. Мобилизующую роль сыграло и преодоление политического кризиса 2020г. Вот и выходит, что осмысление негатива – лучший способ его преодоления.

Инвестиции в основной капитал + рост социальных затрат

Есть, впрочем, еще один фактор – последовательность. Можно предположить, что военная жилка премьер-министра Романа Головченко посодействовала повышению исполнительской дисциплины госаппарата. На заседании Совмина премьер сообщил, что ключевые параметры работы правительства и Нацбанка на 2023г. остались без изменений, т.е. прогнозные ориентиры те же. Коррекции Минэкономики подвергся всего один показатель – естественно, это инфляция, предельный уровень которой в ходе совещания президента с экономическим блоком повысили до 7-8%.

«Напомню основные цифры: темп роста ВВП должен составить 103,8%, реальные располагаемые денежные доходы населения должны увеличиться на 4,1% при росте реальной зарплаты на 4,6%. Прирост инвестиций в основной капитал – 22,3%. Инфляция – не более 7-8%. Все важнейшие параметры балансируются между собой», – актуализировал параметры прогноза на 2023г. Головченко. Теперь берем эти цифры и сравниваем с подписанным главой государства 9 декабря 2021г. указом №481 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития РБ на 2022г.».

Справка «НДГ». Указом №481 рост ВВП в 2022г. запланирован в размере 102,9% к уровню 2021г., реальных располагаемых денежных доходов населения – до 102%, инвестиций в основной капитал – до 103,3%, экспорта товаров и услуг – до 106,3% к уровню 2021г. Инфляцию предполагается удерживать на уровне не более 6%.

Понятно, что реалистичность – не тот критерий, по которому следует оценивать отечественное экономическое прогнозирование: пусть последние годы из утвержденных параметров мало что сбывается, по советской традиции («пятилетку за три дня») их основная функция – зажечь, воодушевить, окрылить, хотя и с ней они справляются понятно как. Зато сопоставление прогнозов и фактических показателей позволяет обнаружить не только самую уязвимую точку (инфляция), но и потенциальные точки роста.

В озвученных Головченко цифрах на 2023г. таких точек две – инвестиции в основной капитал (+22,3% в 2023г. против +3,3% в 2022г.) и экспорт. И премьер считает их ключевыми факторами роста в будущем году: «Первое – опережающий рост внутреннего спроса за счет наращивания инвестиций в основной капитал. Планируется реализация 129 региональных, 51 импортозамещающего и 14 интеграционных проектов на BYN4,1 млрд., которые обеспечены источниками и механизмами финансирования. Кроме того, будет построено 4,3 млн. кв. м жилья, в т.ч 1,3 млн. кв. м с господдержкой».

Что касается экспорта, то всё еще проще и лаконичнее: «По расчетам Минэкономики, развитие внешних рынков дает возможность нарастить валютную выручку на $2,5 млрд. при увеличении экспортных поставок в РФ на $1,4 млрд. и в КНР на $300 млн.».

Таким образом, белорусская экономика возвращается на привычную ей кейнсианскую лыжню, где инвестиции – распределенное в будущем времени потребление и мотор экономической активности.

Это и предполагает усиление социальной направленности бюджета: потребителя следует подпитать финансово, чтобы к нему вернулись оптимизм и способность «купляць беларускае». Министр финансов Юрий Селиверстов уже анонсировал соображения своего ведомства относительно РРДД трудящихся: «Бюджетная сфера получит больше. Основной упор на зарплату. Планируется рост фонда оплаты труда. Также бюджетные расходы связаны с такими соцвыплатами, как стипендии, пособия, питание в учреждениях образования».

Еще более развернуто высказался на заседании Совмина премьер: «Расходы на финансирование социальной сферы увеличатся на 17,5% к оценке текущего года. В т.ч более чем на BYN10 млрд. увеличатся расходы как на здравоохранение, так и на образование. Темп роста расходов на здравоохранение составит 116%, на образование – 119%. На 19,3% будут увеличены расходы на оплату труда в бюджетной сфере, на 16,5% – на выплату пенсий, на 15,8% – на выплату социальных пособий». Как видим, логика в действиях правительства есть. Принесут ли эти действия желаемый результат – совсем другой вопрос.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.