КИТАЙЦЫ РВУТ ВСЕХ. Что происходит в экономике Поднебесной значительного для Евразии

Данной статьёй автор вовсе не предполагает акцентировать ценность и неповторимость китайского прорыва в лидирующие экономики мира. Правильно понимая послания президента России Владимира Путина, мы интуитивно чувствуем, что мир качественно поменяется в перспективе 50 лет в силу разрушения неоколониализма. Так что нас ждут многие открытия и многие модели успеха «третьих» ещё вчера стран.

Но коль скоро мы говорим о «гонке за лидером», то уместно анализировать те приемы и конкурентные преимущества, которые Китай с успехом использует: почти 40 лет экономика КНР росла на 10-15% в год.

Китай является крупнейшим в мире производителем абсолютного большинства видов промышленной продукции. Страна первенствует по объему экспорта – свыше 100 видов продукции. По разным оценкам, в экономическом отношении к 2040г. она обгонит США в 3 раза.

Сегодня КНР ставит отраслевые мировые рекорды:

за 19 дней строится 57-этажный дом;

• за 8 часов переносится станция остановки ж/д транспорта;

• за 3 часа переоборудуется (меняет структуру) транспортная развязка;

• за 3 года возводится морская нефтяная платформа;

• за 30 минут вы получаете обед из ресторана в 5 км от вас.

Кадровый ресурс их всё

До того момента (80-е гг. ХХ в.), пока США не предприняли промышленную экспансию в КНР с целью получения управляемой планетарной фабрики, огромный человеческий ресурс КНР не был востребован собственной и слабой индустриальной машиной страны.

30 последних лет содержали, как сейчас мы констатируем, три очевидные экономические модели (политики партийной стратегии КПК) использования факта промышленной колонизации КНР корпорациями США и Европы.

1. Китай полностью 24/7/365 продемонстрировал трудовую лояльность и даже выторговал «право раба» работать на себя в четвертую смену.

2. Накопив сноровку и откупив (самортизировав на 200%) средства производства, экономика занялась глобальным копированием всего – от технологий до логистики и менеджмента – и успешно выложила на рынки уже «свой» товар.

3. Создав финансовую инфраструктуру под действующие тяговые отрасли, экономика КНР грамотно распорядилась полученным хозяйством безудержных 30 лет инвесторов и, словно белорусская трясина невнимательным грибникам, предложила выскочить из себя без корзинки и сапог.

Здесь стоит вспомнить, что все 25 лет президенту Беларуси ложились на стол проекты по массовому привлечению инвесторов в экономику страны. Однако то ли наши министры в отсутствие компартии Китая не так хитры оказались, то ли финансовые закрома и их распорядители на Западе от Беларуси просчитали свои риски попадания в «объятия белорусских болот», но к нам не пришел серьезный капитал, который бы позволил извлечь значимую стратегическую пользу.

Китайский паровоз ушёл

Несомненно, опыт Китая анализируется (кем положено) и в РБ, только вот горизонта стратегического планирования, как в Поднебесной, в низинной Беларуси воспроизвести не получается (при колоссальных компетенциях управленцев экономикой).

Что до деловой части общества, то здесь в выводах из опыта КНР интересен ряд деталей, мелочей, которые, как известно, являются самыми вкусными изюминками в булочке.

Общепринятая в ХХ в. нравственность постсоветских (в первую голову, славянских) предпринимателей – в части порядочности в бизнесе с партнерами из мира капиталов – оказалась слабым местом большинства участников экономической деятельности в условиях т.н. свободного рынка.

Здесь опростоволосились многие, от челноков до директоров крупных заводов, которые пришли «на рынки» с простодушием вчерашних инженеров СССР. 30 лет мы могли бы копировать и воссоздавать у себя, но значительная часть элит доверилась «международному разделению труда».

Попытки пойти «путем американских корпораций» и заказывать в сборочном цеху КНР всё изделие, только переклеивая цетлик за выходом из таможни, были успешно или менее успешно применены на первом (выше описанном) из трех этапов самыми шустрыми белорусскими и российскими предприимчивыми людьми, но масштабировать их опыт не очень стремилась инертная управленческая номенклатура (ни в РБ, ни в РФ).

Сейчас паровоз ушел. Недавняя презентация на Минском бывшем велозаводе потерпела фиаско: к услугам минчан прекрасный парк желтых велосипедов и скутеров, но, увы, не made in BY.

По авторскому мнению, перспективен только один (с вариациями) стратегический вектор кооперации с предприятиями КНР: заказ комплектующих у разных производителей с обязательным (!) удержанием коммерческой стратегии в собственном сейфе. При этом если Беларусь не перестанет расшвыриваться кадрами, то потенциал именно в конструкторском и модельном проектировании машин, механизмов и мини-заводов локально прикладного производственного назначения.

Продолжение следует

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.