КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В «ВИНТИК». Этому вас точно никто не учил: софт скилс

Сегодня мало получить корочку об образовании – все чаще при приеме на работу оценивают ваши софт скилс. Что это такое и как их развивать у себя и тестировать у подчиненных, рассмотрим в этой статье.

Это не дань моде, а хороший расчет. Сами по себе софт скилы не создают добавленную стоимость и не делают ничего? А вот и нет! Умение провести продажи, эффективная работа без конфликтов, снижение текучки и т.д.? Все это деньги.

В любом объявлении о работе, кроме профессиональных требований, есть и требования к человеку: коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение вести диалог, управлять своими эмоциями, грамотно конфликтовать, обозначать личные границы и т.д. Все это и есть софт скилс.

Итак, софт скилс – это личностные качества работников, которые прямо или косвенно раскрываются в процессе профессиональной деятельности. Для каждой профессии – свои навыки и своя степень их реализации: есть общие и специфические. Например, хорошему продажнику нужно умение вести переговоры, а бухгалтеру они нужны чуть меньше. Хотя почти любой сотрудник ведет хоть какие-то переговоры, но степень знания этого навыка у всех может быть разной.

Что особенного в софт скилс в 2022г.?

  1. Пандемия и все, что было после нее, существенно изменили рынок труда – сейчас мало старых софт скилс, вырос спрос на самоорганизацию, обучаемость, умение поддерживать здоровые отношения. Например, наняли вы хороших сотрудников и перевели их на удаленку, а навыков самостоятельной работы у них нет. И что стоят их дипломы, сертификаты и опыт, которые были получены в доковидные времена?
  2. По исследованиям Bruegel, к 2030г. 47% профессий будут освоены искусственным интеллектом. Уже эти системы наступают на пятки высококвалифицированными навыками. Это значит, что технические навыки начинают уступать навыкам общечеловеческим. Важны будут креативные, творческие люди. Спрос на личность, а не на «винтик». Поэтому уже сейчас крупные компании начинают исследовать и внедрять софт скилс. Скорее всего, это единственное, что будет отличать человека от искусственного интеллекта.
  3. Софт скилс для сотрудника и компании создают базу для развития. Например, специалист, у которого есть навыки лидера, будет ценен компании как руководитель в будущем. А самому специалисту будет интересно развиваться в компании, где дают развиться его сильным человеческим качествам.

Какими бывают софт скилс и как их развивать?

Списков и классификаций софт скилс весьма много, что не автор – свое «авторское» видение. Можно найти списки от 5 до 72 навыков, которые у себя необходимо прокачивать. Выделим всего 12.

  1. Умение решать проблемы. Сотрудник приходит в компанию не для того, чтобы их создавать. Это требует от человека навыков мыслить нестандартно, иметь большой кругозор и уметь брать на себя ответственность.
  2. Принятие решений. Этот навык важен не только лидерам и руководителям – мы все принимаем решения. Это может быть важно и критично, если человек умеет анализировать всю доступную информацию, владеет методами принятия решений, иногда просто имеет интуицию и способность убеждать людей идти этим путем. Даже уборщик должен грамотно распланировать свой день.
  3. Широкий кругозор. Именно в эпоху «Гугла» важны люди, которые имеют набор конкретных знаний, умеют сопоставлять важные факты. Развивать можно с помощью путешествий, книг, статей, коротких видео, подкастов и коротких курсов.
  4. Стрессоустойчивость. Сегодня ни один коллектив не может гарантировать стабильность на 5-10 лет – выживают те, кто быстрее соберет нервы и тело в кулак и будет двигаться дальше.
  5. Умение работать в команде. Серьезные задачи в наше время решают не гении-одиночки, а коллективы. И как сложатся связи, зависит от сотрудников. С переходом на дистанционные и гибридные формы работы именно горизонтальные связи делают коллектив. Вы же не знаете, что они в сети делают без вас. Остается надеяться только на их софт скилс и порядочность.
  6. Лидерство. В 2022г. едва ли не каждое предприятие работает в условиях риска и высокой неопределенности, поэтому важно, кто ведет коллектив и куда. Требования к лидеру растут – если раньше говорили о прирожденных качествах лидера, то сегодня смело можно говорить, что мало природных данных – нужно учиться, иначе не будет результатов.
  7. Самоменеджмент. Сегодня сотрудник во многом автономен – получил задание и что-то там себе делает. С другой стороны, с сотрудником, который более самостоятелен, вам нужно меньше нянчиться – вы экономите свое время. Поэтому преимущество будет у того, кто лучше сможет выстроить life-work-balance и расставить приоритеты.
  8. Адаптируемость. 2020г. перечеркнул жесткие формы организации труда, если раньше вы могли установить КПЭ (ключевые показатели эффективности), выписывать премии, то сегодня эти модели не работают. Исследования показали, что рост зарплаты увеличивает продуктивность персонала только до определенных пределов, а дальше важнее удовольствие и самореализация – все, как Маслоу завещал.
  9. Коммуникация. В моей практике был дизайнер, который боялся рассказывать свои идеи на совещаниях. И толку было от его идей? Другой пример: если ваш программист не может адекватно объяснить заказчику проблемы или новые идеи, то это уже потеря для вас. Навыки коммуникации must have, особенно в наше время, – это все.
  10. Обучаемость. К вам приходят люди разной квалификации и умений, а с другой стороны, развитие сотрудника и предприятия в целом – это новый опыт. Даже обувному мастеру нет-нет да и встречаются новые модели туфель. А для вас это возможность создавать коллектив без оглядки на чью-то древность. Это позволяет эффективно использовать бюджеты на развитие персонала. Ведь каким бы профессионалом ни был бухгалтер, все равно отчетность нужно вести в условной 1С и подавать электронные отчеты.
  11. Управление конфликтами. Избегать конфликтов не получится долго – иногда они необходимы: не все наши клиенты или поставщики такие, как мы хотим, сотрудники тем более. Поэтому умение вести себя в конфликтных ситуациях – жирный плюс для сотрудника.
    12. Эмоциональный интеллект. Он включает в себя суммы навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивации и желания других людей и свои собственные. Это, пожалуй, ключевой навык. Потому как единственное наше преимущество над искусственным интеллектом – это эмоции. На этот показатель смотрят сегодня многие руководители, наравне с профессиональными компетенциями.

Конечно, софт скилс гораздо больше, и вы можете выискивать и развивать в себе любой. Чем не софт скилс правильно дарить подарки или уметь организовать мероприятие в коллективе?

Какие нужны мне?

Все сугубо субъективно.

С точки зрения сотрудника – выпишите свои конкретные рабочие ситуации и проекты, когда вы показали хорошие или плохие результаты, и подумайте, каких навыков вам не хватило.

С точки зрения нанимателя – все то же самое: опишите свои бизнес-процессы и подумайте, нужны ли там переговоры, коммуникация, креативность и т.д. Выпишите их списком и ищите людей, у кого есть такие качества. Причем можно не просто оценить, есть или нет, а попробовать их прошкалировать от 1 до 10. Например, 1 – это не умею выступать публично, а 10 – выступаю, как знаменитый стендап-комик или лектор. Например, бухгалтер нам нужен с навыком 4 из 10, а маркетолог – 9 из 10.

Как измерить?

Есть вполне валидные тесты для каждого навыка. Например, эмоциональный интеллект замеряет тест EQ-i, а для тестирования коммуникативных навыков используют кейс-метод и т.д. Все нужно измерять для одной цели – понимать, кого нужно искать для проекта. Ведь команда – это не только хард скилс, это и взаимодействие. Не бывает футбольной команды, где одни вратари или нападающие – нужны все.

Что развивать?

Тут два подхода: развивать те, которые у меня слабые, но нужны для моей профессии, и развивать сильные. Да, я не ошибся. Сильные тоже нужно развивать. Это может стать вашей фишкой. Например, мне был известен аудитор, который умел хорошо выступать публично и объяснять другим. И он зарабатывал не аудитом, а тем, что был наставником для нескольких бухгалтеров.

Куда пойти?

Кратко опишем три пути развития софт скилс у себя и у других: ставить себе задачи, которые требуют тех или иных навыков, самообучаться и пойти на курсы.

Первый подход основан на том, что, если вы хотите развить у себя какую-либо характеристику, нужно на работе ее практиковать. Например: хочу уверенно выступать на совещаниях – я беру слово на совещаниях и практикуюсь. Подход хороший, но его лучше всего все-таки дополнить обучением.

Самообучение: тут широкий круг – от статей в интернете до книг. Тема качества материалов заслуживает отдельной статьи (или книги), но можно предложить некие советы:

1. Развивайте только один-два навыка одновременно.
2. Отдайте предпочтение научным направлениям в психологии – там результат более или менее гарантирован.
3. Лучше всего не читать книгу за ночь, а начинать практиковать. Без практики эти знания мертвый груз. Ну знаете вы, как вести себя в ситуации стресса. И? Вы вспомните это?
4. Есть много курсов на Coursera и других уважаемых платформах – там собрано все, с другой стороны, это и возможность подтянуть язык.
5. Учиться по книгам, статьям, видео. Не стоит себя обманывать, что вы изучаете что-то, просто подписавшись на инстаграм или тик-ток-эксперта.
6. Будьте брезгливы при выборе литературы. Если книга пестрит таким оборотами, как «новинка», «уникальный метод», «5Д-психология», – следует ее избегать. В лучшем случае потеряете время.
7. Найдите себе наставника: это необязательно психолог, а возможно, коллега, друг или знакомый. Кто-то уже прошел этот путь. Развивать одному софт скилс – вы серьезно?

Ну и третий подход – курсы. Позволим несколько советов по их выбору.

  1. Один курс – один навык. Супер-пупер-интенсив – тянет деньги, а через 2-3 недели в голове ничего. Курсы – это про деньги.
  2. Отдавайте предпочтение курсам с практикой.
  3. Если есть возможность заниматься офлайн, то лучше так. Да, это чуть дороже и по времени неудобно. Маленький намек: до 2020г. курсы по коммуникации, переговорам и прочим софт скилс в формате онлайн сообществом психологов не признавались. После 2020г. эти исследования исчезли.
  4. Учитесь не у супергуру, а у профессионалов. Основа тренинга – практика. Покажет вам ее супердорогой тренер из США или опытный психолог из Беларуси – не имеет значения. По многим софт скилс есть международные протоколы. Экономьте деньги.

Здорово, что мы перестаем быть для нанимателя просто винтиком, а начинаем его интересовать как личность. Но этой личностью нужно стать.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.