«ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ И ОЧЕНЬ БЫСТРО». Практика и идеология белорусского-российского экономического партнёрства

Состоявшаяся 27 июня встреча президента Беларуси с губернатором Самарской области РФ оказалась отнюдь не протокольным событием, теряющимся в ряду других. Оценки и заявления, сделанные главой государства при приеме гостя, характеризуют как идеологию, так и проблематику белорусско-российского экономического сотрудничества в региональном разрезе. Чем интенсивнее это сотрудничество будет становиться более тесным и взаимовыгодным, тем легче обе страны пройдут начавшийся в феврале 2022г. новый, поворотный этап своего развития.

Усадив губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, посла РФ в РБ Бориса Грызлова и других высокопоставленных чиновников двух стран за круглый стол, Александр Лукашенко адресовал им очень деловитый и мотивирующий месседж: «Я предлагаю сразу определить приоритетные направления совместной работы на ближайшую перспективу. Время также диктует нам определяться, и очень быстро».

При этом дополнительно предупредил белорусских управленцев о неукоснительном исполнении контрактных обязательств перед россиянами: «Все мы должны выполнять, обязательно. Это очень важно для нашей экономики». Всё так, значение российско-белорусского сотрудничества резко возросло параллельно общему ухудшению международной экономической конъюнктуры и ужесточению санкций недружественных стран в отношении РФ и РБ.

Эх, Самара-городок!

Чтобы не питать иллюзий: стороны амбициозно планируют довести товарооборот РБ и Самарской области до $1 млрд. Это больше, чем со многими странами дальнего зарубежья. Понятно, без проблем не обходится. Одна из наиболее очевидных – изменение масштаба цен: дорожает сырье, дорожают комплектующие, дорожает конечная продукция.

Справка «НДГ». По оценке Администрации президента РБ, в 2021г. товарооборот Беларуси с Самарской областью составил порядка $700 млн., показав прирост почти в 4%. Однако в 2022г. «показатели снизились на 59% из-за сокращения импорта специфических товаров из России», в то время как белорусский экспорт вырос к прошлому году более чем на 20%.

Белорусский президент не в последнюю очередь занялся поиском баланса в товарообороте: «Хотя в текущем году цены выросли по независящим от нас причинам, Беларусь практически не снизила темпы импорта из вашей области. Мы стали закупать больше подсолнечного масла, медной проволоки, подшипников. Но это далеко не полный перечень продукции, которую мы могли бы у вас приобретать. Рассчитываем, что ваш визит в Беларусь позволит сбалансировать торговлю». Понятно, что заинтересованность в сотрудничестве тем выше, чем большие возможности не только приобретать, но и продавать свою продукцию у него имеются.

Официально заявлено, что белорусские поставщики значительно превышают объемы поставок запасных частей и комплектующих, лифтового оборудования, мебели, продуктов питания, лекарств и других товаров. Более того, Александр Лукашенко заявил о готовности увеличить объемы поставок автомобильной, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. «НДГ» уже писала, что даже в условиях сокращения потребления спрос на спецтехнику со стороны российских регионов остается устойчивым.

Лукашенко нащупал новую перспективную нишу – наряду с востребованной дорожной спецтехникой замахнуться на технику лесозаготовительную. Её производство уже налаживается в РБ, но пока не носит серийного характера.

 

Между тем, сегмент очень перспективный: «Я президенту России это все разложил. Без этого же мы не обойдемся, особенно Россия. Это (лес. – «НДГ»), как я сказал, наша другая нефть. И под это сегодня, чтобы все это развернуть как импортозамещение, надо минимум от $200 до $250 млн. Он говорит: это интересный проект, мы должны его изучить и обязательно продвигать. В правительствах надо сейчас чтобы проект этот пошел. Может быть, и Самарская область найдет в этом свое место».

Ну, лесом Самарская область не слишком богата. Зато это один из наиболее развитых промышленных регионов РФ, где производят изделия из металла, пластики, комплектующие, фильтры и еще много чего. Из-за присутствия в регионе собственного автомобильного производства там имеется куча предприятий, которые способны продуктивно сотрудничать с белорусским автопромом.

Характерно, что глава государства и тут расставил социальные акценты – создание новых рабочих мест и сохранение старых: «Интерес должен быть полный. И рабочие места должны создаваться как в Беларуси, так и в Самарской области».

Работа над ошибками

Президент на встрече с гостями из Самары уделил внимание и недавним инцидентам с автобусами МАЗ в Санкт-Петербурге.

10 июня на Витебском проспекте города на Неве загорелся автобус маршрута №116, а 23 июня на Светлановском проспекте полыхнул автобус маршрута №98 (на фото).

 

К счастью, обошлось без жертв. Президент Беларуси уже обсуждал эту тему с питерским губернатором Александром Бегловым, и тот постарался успокоить радеющего о репутации белорусских автопроизводителей нацлидера: «Говорит: Александр Григорьевич, это не стоит даже внимания».

Но Лукашенко точно знает, что стоит: «Я распереживался. Думаю, может, там действительно что-то взорвалось. Тем более что мы начали производить для Питера автобусы на газомоторном топливе. Они очень себя хорошо показали. Электробусы. Питерцы очень довольны нашей техникой. И даже наши люди, которые там были, отметили, что где бы ни были, везде автобусы белорусского производства. Второй город в России и самый красивый город в мире пользуется нашей техникой. И коммунальной. Там больше тысячи этих тракторов коммунальной техники заказали!» Ну вот, еще и МТЗ попал в сюжет.

Беглов почему-то уверил Лукашенко, что причина аварии МАЗа – короткое замыкание. Иная версия у вице-губернатора Санкт-Петербурга Кирилла Полякова, экспертную оценку которого цитирует в своем материале-расследовании «КоммерсантЪ». Поляков плотно работал со специалистами МАЗ, несколько дней подряд проводившими полный аудит технического состояния автобусов модели МАЗ 203947. Наши земляки предположили, что «горение началось в моторном отсеке вследствие попадания масла из системы гидропривода вентилятора на горячие части двигателя», и пока разбираются в деталях происшествия. «Специалисты МАЗа не исключают вероятность того, что в условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек при поставках комплектов гидропривода могла произойти замена проверенных фланцев на другие, аналогичные по техническим характеристикам, но не имеющие проверенных референций», – пишет в своем Telegram вице-губернатор. Ну, референции, конечно, следует проверять своевременно.

Справка «НДГ». МАЗ-203947 – работающая на сжиженном природном газе модификация модели МАЗ-203047 с китайским двигателем Weichai, производимая без американских и европейских агрегатов. В рамках идущей в Санкт-Петербурге транспортной реформы законтрактована поставка 889 автобусов МАЗ.

Надо сказать, что к инциденту подошли ответственно все: и президент, распереживавшийся из-за такого большого контракта, и заводчане, оперативно проведшие работу над ошибками. Вице-губернатор Поляков сообщил, что МАЗ «уже приступил к изготовлению аналогов этих компонентов с полным контролем каждой детали, все они будут превентивно заменены», и что «все последующие поставки пассажирской техники по существующим контрактам будут дополнительно проверены перед отгрузкой на предмет возможных утечек рабочих жидкостей системы гидропривода с отражением данного параметра в протоколе приемосдаточных испытаний». К слову, тот же «КоммерсантЪ» в своей публикации отмечает высокий уровень работы белорусских автопроизводителей с рекламациями по качеству.

«Из-за стиральных порошков и куска хлеба»

Отдельного упоминания заслуживают оценки, которые дал экономическому сотрудничеству РБ и РФ на текущем этапе президент. Во-первых, гигантский российский рынок открыт сегодня белорусской продукции, которую недружественные страны ранее ограничили санкциями. Во-вторых, в интеграционных отношениях снова сработало правило «не было бы счастья да несчастье помогло»: внешняя конъюнктура подтолкнула и Россию, и Беларусь к импортозамещению.

Две стороны – Москва, несколько лет назад сократившая помощь союзнику просто так, «без проверенных референций», и Минск, который и рад бы был поставлять больше при хронически отрицательном сальдо двусторонней торговли, да непонятно, что купят, – пришли к новому общему знаменателю сотрудничества.

 

Те примерно $1,5 млрд., которыми за последний период Россия поддержала Беларусь, в общем-то, представляют собой целевое финансирование импортозамещения. Перспективность подобного подхода видна и по микроэлектронике, и по автомобилестроению, и по другим отраслям.

Справка «НДГ». По итогам 2021г., товарооборот РБ и РФ составил $40,053 млрд. (135% к уровню 2020г.), из которых $16,392 млрд. (124,6%) пришлось на белорусский экспорт, $23,66 млрд. (143,3%) – на импорт из РФ. Отрицательное сальдо товарооборота составило $7,2684 млрд. В минувшем году на долю РФ пришлось 49% всего товарооборота РБ, 41,1% белорусского экспорта (против 45,1% в 2020г.) и 56,6% импорта (против 50,4% за 2020г.). За 2021г. в структуре белорусского экспорта появилась 31 новая товарная позиция на сумму $0,6 млн. Экспорт услуг в РФ за тот же период составил $2,799 млрд., импорт услуг из РФ – $1,659 млрд. Сальдо торговли услугами сложилось положительным и составило $1,14 млрд.

Не скрывая радости по поводу достигнутого, белорусский президент призвал держать процесс на контроле, не позволяя ему съежиться до мелкого частного схематоза на местах. «Мы рады тому, что мы в полном объеме востребованы на российском рынке. Сегодня уже вопрос не стоит, как продать, как это было раньше. Сегодня стоит вопрос, как удовлетворить спрос прежде всего нашей России, огромной страны, по тем товарам, которые мы производим. Задача нашего правительства – ни в коем случае не отказать ни по одному из направлений, не оставить контракты неудовлетворенными. Мы об этом много в последние дни вели речь и с президентом России, говоря об импортозамещении. Это вопрос номер один. И мы договорились, что очень жестко будем контролировать этот процесс», – объяснил глава государства.

В последнем случае предлагаемая Александром Григорьевичем жесткость опирается на хорошо памятный ему негативный опыт 1990-91гг. Тогда, например, поставки продовольствия из БССР в РСФСР зачастую блокировались под надуманными предлогами, и большая часть советских табачных фабрик внезапно встала на капремонт, породив дичайший дефицит сигарет. Огромные объемы потребительских товаров придерживались на оптовых складах накануне неизбежных перемен.

 

Совмин СССР в ту пору, что называется, за последние полушки, за золото из ЗВР, накупил за рубежом потребительских товаров, чтобы смягчить нарастающий дефицит, но усилиями чиновничества областного уровня передвигалось все это по железным дорогам с такой скоростью, что, например, мороженая рыба или сливочное масло элементарно портились. Короче, недовольная местная номенклатура тогда через падение уровня жизни проталкивала политические изменения. Сейчас административный саботаж такого рода можно политкорректно назвать кризисом цепочки поставок или в духе времени списать на санкции, если что.

Так что Лукашенко вполне своевременно предупредил: «В противном случае мы приведем к тому, что породим внутреннее недовольство людей и повторим то, что было при распаде Советского Союза. Помните, из-за стиральных порошков и куска хлеба мы породили недовольство людей. А потом никчемные политики добавили, и страна, огромная империя, развалилась. И вот мы сейчас пожинаем эти плоды. Поэтому этих ошибок допускать ни в коем случае нельзя».

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.