ЧТО ЖЕ БУДЕТ С НЕНЬКОЮ И С НАМИ? Оплатят ли Украине войну накануне глобального кризиса

Сегодня, пожалуй, нет тех интересующихся внешней политикой граждан Беларуси, которые бы не пытались спрогнозировать, чем и когда завершится специальная военная операция России в Украине и как это может повлиять на мировую экономику и на нас, жителей Беларуси.

Попробуем ответить на эти животрепещущие вопросы, опираясь на статистические данные из открытых источников и заявления высокопоставленных представителей некоторых стран.

  1. Вся выделяемая Украине военная или экономическая помощь оформляется в виде кредитов, которые нужно будет возвращать. Таким образом, все страны, предоставившие властям Украины оружие или снаряжение, по сути, продали свои устаревшие или списанные ввиду сроков годности товары военного назначение за деньги. Последующие правители Украины будут вынуждены эти долги гасить или обращаться с просьбами к кредиторам простить их полностью или частично, либо объявить дефолт.
  2. Денежных средств, предоставленных в долг или продекларированных как выделенные США и ЕС для пополнения нехватки бюджета «неньки» для выплаты зарплаты и пенсий, хватит ориентировочно до конца осени 2022г.

Справка «НДГ». В июне доходы госбюджета Украины от налогов, акцизов и ренты составили UAH97,3 млрд, при этом расходы почти в 3 раза больше – UAH248,7 млрд. Донорской помощи от западных партнеров не хватает даже для балансировки бюджета: за I полугодие 2022г. такой помощи поступило UAH211,6 млрд, а на обслуживание госдолга ушло UAH301,4 млрд.

Расчётный листок «перемоги»

Золотовалютных резервов в Украине остается всего на несколько месяцев, а инфляция ускоряется – в мае она составляла 18%, в июне – 20,1%. Эксперты прогнозируют, что разгон потребительской инфляции дойдет до 30% (притом что некоторые категории товаров и продуктов питания уже подорожали на 50-70%), а наибольший рост цен коснется товаров первой необходимости.

Нехватка собственного продовольствия достигает около 15-20%, что может быть нивелировано лишь за счет уехавших из страны граждан и в результате потери части контролируемых территорий – едоков станет меньше, а дефицит можно будет покрыть поставками (опять же в долг) из стран ЕС.

Лекарства для экономики Украины у власти, судя по всему, нет. Тот же глава тамошнего Нацбанка Кирилл Шевченко только и смог, что предложить увеличивать налоги, уменьшать расходы и всем хором просить деньги у Запада.

  1. Поставленного в ВСУ оружия (артиллерии, танков и прочей бронетехники, систем залпового огня, средств ПВО), судя по статистике, должно хватить еще на 4 месяца боевых действий такой же интенсивности, как ранее. Больше оружия Запад поставлять отказывается, ссылаясь на «потерю собственной безопасности».
  2. Последовательное продолжение уничтожения железнодорожной инфраструктуры Украины российскими высокоточными ракетными ударами может привести к невозможности её эксплуатации уже к концу 2022г.

5. Скорость поставки иностранного вооружения на нужды ВСУ в сочетании со скоростью его уничтожения союзными войсками и российскими ВКС не позволит ВСУ провести ни одной значимой контрнаступательной операции, даже для занятия более сильной позиции на возможных переговорах с РФ осенью этого года.

  1. Дальнейшие призывы Киева к усилению санкционного давления на РФ, самым популярным из которых на сегодня является лимитирование цен на российскую нефть, приведут лишь к сокращению нефтедобычи РФ и росту цены на сырую нефть вплоть до $220-280 за баррель в течение полугода. Что не только не нанесет ущерба экономике РФ, а, как в случае с поставками в ЕС газа, просто сократит объемы физического экспорта в недружественные страны и увеличит выручку в денежной форме, несмотря на имеющиеся на сегодня дисконты при продаже российской нефти в Индию и Китай.
  2. Каких-либо реальных перспектив на получение Украиной помощи сверх продекларированной от ЕС и США (как в форме поставки вооружений, так и в виде перепродажи российского газа зимой) не предвидится. Позитивных новостей для Киева из зоны проведения специальной военной операции нет и быть не может.

В сочетании с ускоренной процедурой выдачи местному населению российских паспортов, выплатой пенсий все вышеперечисленное говорит о том, что украинскому правительству при подписании нового мирного договора, уже не с ЛНР и ДНР, а с РФ придется исключить из своей территории как минимум 6 субъектов – Крым, Луганскую, Донецкую, Херсонскую, Запорожскую и Харьковскую области. Если этого не произойдет осенью, то зимой к списку могут добавиться Николаевская, Одесская, Полтавская и Сумская области. Дальше – больше.

У нынешнего украинского руководства просто не останется ни чем воевать, ни за что воевать, если каждый день войны приносит лишь территориальные, людские и материальные потери и новые долги, возврат которых в Киеве считают возможным лишь в гипотетической конфискации ЗВР РФ. А тут все очень забавно может получиться: руководство РФ уже начало национализацию иностранных активов недружественных стран – примером является «Сахалин-2». Но если собрать доли в акционерном капитале ведущих российских кампаний из нефтегазового и горнодобывающего секторов, то только их вполне можно оценить в те же замороженные $330 млрд ЗВР. Что с лихвой компенсирует России потери денежных средств ЗВР, и она опять, как и в случае с желанием большинства стран ЕС перейти с долгосрочных контрактов на спотовые цены, окажется в выигрыше.

Центры принятия решений

Что же касается ЕС и США, то они на протяжении 2023-24гг. будут зализывать раны – последствия собственных недальновидных действий, в частности экономических санкций в отношении РФ и РБ. Лишь к 2025г. страны «золотого миллиарда» окажутся способны выйти из глобального кризиса, к которому мир движется в силу своей зависимости от того, как обстоят дела в США.

Справка «НДГ». Индекс S&P 500 (котировки акций 500 крупнейших компаний) падает начиная с января 2022г., когда СВО еще не велась. Неплатежи по арендному жилью и ипотеке в США охватили уже 20% домохозяйств, в то время как в 2008г. неплатежи 30% домохозяйств оказались триггером мирового финансового кризиса.

Если добавить сюда «ковидные» выплаты 2020-21гг., то 2 года восстановления экономики – это еще потрудиться нужно. А если вспомнить про прошлогодние триллионные инфраструктурные пакеты администрации Джо Байдена, то сюжет становится еще более предсказуемым.

В Китае, третьем ките мировой экономики, около 1 млн покупателей жилья отказываются платить по ипотечным кредитам на общую сумму около $100 млрд, поскольку строительство остановилось из-за банкротства крупнейшего оператора жилой недвижимости Evergrande. Строительные поставщики и подрядчики также бойкотируют свои кредиты в знак протеста. Система зависает, рынок недвижимости на наших глазах рушится во многих странах, и это, к сожалению, в нынешней ситуации неизбежно.

Актуальными сегодня остаются 3 сценария: 1) самый крупный мировой экономический кризис, который западные СМИ уже пытаются списать на российскую СВО; 2) попытки залить его эмиссионными деньгами в конце осени 2022г. – начале зимы 2023г. Лично я склоняюсь к третьему сценарию, который будет представлять собой комбинацию первых двух. По его итогам произойдет передел бенефициарных собственников как экономических активов, так и страновых блоков.

Что касается Украины, то её судьба – урок новейшей истории о том, что не стоит искать себе союзников «за три моря», необходимо учитывать не только интересы всего своего народа или отдельных его групп, но и интересы своих соседей, не предавать память предков и не придумывать себе историю в стиле фэнтези. Закончатся деньги – закончится и первый этап СВО. Увы, мы не знаем, какие жертвы предстоит понести народу Украины по воле своих взбалмошных и безответственных правителей на следующем этапе.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.