Культура отмены неправильных народов шагает по миру. Отменять планируется русских, примкнувшим к ним белорусам – приготовиться.
Только некоторые недавние новости:
Премьер-министерка Эстонии заявила, что «посещение Европы – не право, а привилегия», и призвала не выдавать гражданам России шенгенские визы. О том же толковал президент Украины в интервью The Washington Post: он призвал не просто не пускать помянутых граждан в Европу, но и выслать тех россиян, кто уже там находятся.
При этом, отметим, он заявил, что выгонять нужно всех без разбору, в том числе тех, кто выступает против российской власти: «Какие бы ни были русские… пусть едут в Россию». Инициативу обсудят на встрече министров иностранных дел Евросоюза в конце августа. Поддержали ее не только традиционно любезные по отношению к русским страны Балтии, но и такие сдержанные в свое время страны, как Швеция и Финляндия, например. Глава МИД Чехии тоже посчитал запрет на шенген «эффективной санкцией», отметив, что «не может быть и речи об обычном туризме для россиян».
2. Из книжных магазинов Российской Федерации уходят не только модные писатели вроде Джоан Роулинг и Стивена Кинга, но и крупные зарубежные издательства. При этом не играет никакой роли, если сотрудничающие с ними партнеры из России активно не одобряют украинскую военную операцию. Связи обрубаются, исключений не делается ни для кого.
В помянутой уже Финляндии ограничили продажи для российских туристов, а финские обменники не принимают российские рубли. Да что там, возмущенный гражданин из России жалуется в инстаграме: ему накинули 5 евро на счет в пиццерии за то, что он русский. Отметим, гражданин уехал из Российской Федерации как раз потому, что не одобрял действий своего правительства в Украине. «Очень глупо, больно и обидно», – резюмирует он.
В общем, новый железный занавес опускается со скрежетом и лязгом. И конечно же, с визгом энтузиастов, сторонников коллективной ответственности, концепция которой долгое время считалась преступной и неприличной после Второй мировой войны. Нынче, впрочем, другие времена настали, грабли снова готовы лупить по лбу.
Был такой довольно гнусный еврейский анекдот времен общественного антисемитизма: «Гевалт, Циля, у нас на улице евреев бьют!» – «Успокойся, Моня, ты по паспорту русский». – «Так они там бьют по морде, а не по паспорту».
Как видим, сегодня стараются бить и по морде, и по паспорту, поддерживающих и отрицающих без различия, – просто по факту национальной принадлежности, которую человек, вообще-то, не может выбирать. Иначе все бы рождались в каком-нибудь теплом краю у моря с мулатками и пальмами.
Здесь ключевое отличие нового железного занавеса от прежнего, проржавевшего. Раньше речь шла о культурной экспансии: никто из западных ястребов «Холодной войны» не отказался бы, если бы Советский Союз разрешил у себя макдональдсы или книжки Кинга. Их, наоборот, всячески пытались продвигать. Отгораживались, с обеих сторон, от опасного влияния («подрывного», говорили у нас тогда), а не от всех граждан враждебной страны скопом.
Сейчас макдональдсы со стивенами уходят сами, инициативно и добровольно. Речь идет именно что о неприязни по национальному признаку, не столько к неправильному правительству, сколько к неправильному народу. Отношение народа к правительству и его действиям роли не играет, о том прямо говорится.
Возражают, что народ-де в массе своей против правительства не восстал, а потому заслуживает остракизма. Надо понимать, что, вообще-то, «восставший народ» – это очень сильное упрощение. В политике действует не отдельно взятый человек и не народ скопом, но большие человеческие группы, со своими лидерами, обеспечением и поддержкой.
Относительно большие, но никак не бОльшие, чем всё население. Активная его часть во все времена и во всех народах составляет абсолютное меньшинство. Скажем, в Гражданскую войну в России воевало совсем небольшое количество населения, но копоти, как говорится, успели дать с обеих сторон.
И слава богу, что активные в меньшинстве – именно в ней, в активной части, наряду с честными прожектёрами и деятельными пассионариями сосредоточены все самые злобные и безответственные человеко-единицы. Какой бы характер не носила ее активность – оппозиционный или провластный.
Случается и так, что среди активных и влиятельных общественных групп попросту не находится тех, кто выступает за реальные интересы большинства. И запросто это большинство игнорируется, ну или фальшивые интересы начинают навязываться ему активными посредством манипуляций. Словом, какой общественный строй ни возьми, правит меньшинство, – хоть в России, хоть в Штатах, хоть в Республике Маршалловы Острова.
Отдельно же взятый человек, неважно какой национальности, должен отвечать исключительно за себя лично, а не за решения своего правительства или электоральные результаты. Разумеется, он может одобрять или не одобрять действия власти или оппозиции; может выражать свое одобрение или неодобрение с разными степенями пафоса и энергии.
Это исключительно его личный выбор, который в идеале должен быть добровольным, но на практике сами видим, что получается. В любом случае идеи коллективной ответственности представляют собой нечто дремучее и позорное. От них до коллективного фюрера один шаг.
Давайте, в конце концов, скажем честно: всерьез говорить друг другу «моя страна», «ваша страна», попрекая неправильными державными действиями, могут разве что правители, причем абсолютные. Всё остальное – манипуляции политруков с коллективной ответственностью или коллективным чувством вины, когда на основании географии/гражданства человеку указывается, с чем он должен соглашаться или не соглашаться.