ИТоги-2021. Топ-5 технологических трендов

Подводя ИТоги уходящего 2021г., вспомним ключевые события, главные новости и основные тренды мира информационных технологий, которые привлекли наибольшее внимание мировых масс-медиа. В топ-5 «Новой деловой газеты» мы включили: 1) чипы, 2) метаверсы, 3) NFT, 4) искусственный интеллект, 5) нейроинтерфейс.

 

1. Чипы

 

2021г. для производителей чипов был полон событий и изменений: климатические кризисы, пандемия, остановившая производства сразу в нескольких странах, пожар на заводе Renesas Electronics в Нака (Япония), возросший спрос на электромобили и беспилотники, развитие технологии 5G, приложений искусственного интеллекта и интернета-вещей (IoT) – все это в совокупности создало невиданный доселе спрос на чипы.

Этот спрос рождает предложение и расширение производства микросхем – уже через 2-3 года десятки новых фабрик начнут производить чипы в разных странах. Миллиардные инвестиции – а только один завод Samsung в Тейлоре (Техас, США) по производству микросхем будет стоить около $17 млрд. (плюс 2,5 тыс. новых рабочих мест) – обещают скорое (правда, регулярно отодвигаемое на полгода вперед) решение проблемы дефицита чипов и диверсификацию цепочек их поставок.

В июле 2021г. Сенат США принял закон «Об инновациях и конкуренции», предусматривающий прямые субсидии на сумму $52 млрд. для создания новых производств микросхем на территории США, увеличение на 30% финансирования Национального научного фонда и выделение $29 млрд. на инновационные разработки в области прикладных наук. Этот закон – плод совместных усилий двух партий и двух палат американского Конгресса – изначально подразумевал выделение $100 млрд. на 10 ключевых технологических областей, включая искусственный интеллект (ИИ), полупроводники, квантовые компьютеры, телекоммуникации, биотехнологии и новые источники энергии, а также $10 млрд. на создание 10 региональных технологических хабов. Одной из причин принятия данного закона могло явиться значительное снижение доли США в мировом производстве полупроводников за последние 30 лет –  с 37% в 1990-х гг. до 12% в 2020г.

А вот второй возможной причиной быстрого принятия этого закона могла стать инициатива Еврокомиссии (ЕК), анонсированная в июне 2021г. о создании Европейского альянса по процессорам и полупроводниковым технологиям. Этот альянс означает включение ЕС в мировую полупроводниковую гонку и должен способствовать укреплению европейской экосистемы проектирования электроники и созданию необходимых производственных мощностей для удвоения доли Европы в мировом производстве чипов до 20% к 2030г.

 Для достижения данной цели Еврокомиссия объявила о выделении €160 млрд. А президент ЕК Урсула фон дер Ляйен в сентябре 2021г. объявила о новом европейском законе о полупроводниках: «В то время как мировой спрос резко вырос, доля Европы во всей цепочке создания стоимости, от проектирования до производственных мощностей, сократилась. Мы зависим от современных микросхем, производимых в Азии. Так что это не только вопрос нашей конкурентоспособности. Это вопрос технологического суверенитета».

Сила Европы в области полупроводников заключается в аналоговых чипах, 2 из 4 их крупнейших производителей – европейские. ЕС хотел бы обеспечить поставки и других типов полупроводников, особенно после того, как он испытал острый дефицит микросхем, оказавший в минувшем году значительное влияние на автопром. Автомобильная, биотехнологическая и аэрокосмическая промышленности Евросоюза создают огромный спрос на чипы. Спрос рождает предложение: новый завод Bosch в Дрездене начал работу в июле, GlobalFoundries расширяет свои мощности там же в Дрездене, а компания Intel объявила об инвестициях в размере €80 млрд. евро в производство чипов в Европе.

Поскольку в настоящее время полупроводники рассматриваются многими странами как один из ключевых факторов национальной безопасности, сотрудничество и совместное финансирование производителями из разных стран становится общим мировым трендом. Так, TSMC (Тайвань) и Sony объявили о создании совместного предприятия в Кумамото (Япония), которое начнет массовое производство в 2024г. UMC (Тайвань) и Micron (США) урегулировали свой пятилетний судебный процесс, и будут сотрудничать в области логистики. А Hon Hai (известный в мире как Foxconn) купила завод Macronix (Тайвань) и планирует организовать новое предприятие по производству микросхем в Малайзии.

2. Метаверс

В июле 2021г. Марк Цукерберг позвонил заговорил о метаверсе. А уже 28 октября мы услышали о новом названии Facebook и анонсе создания виртуальной вселенной под названием Meta. По словам Марка, скоро вообще ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, ни телевидения, ни «инсты», ни даже «телеги» – одна сплошная Мета-вселенная. В уходящем году аналогичные громкие заявления мы услышали еще и от Джареда Спатаро из Microsoft и Тима Суини из Epic Games. Три громких заявления от трех компаний, каждая из которых строит собственную метавселенную.

По общепринятой версии термин «метавселенная» придумал Нил Стивенсон, который описал ее в 1992г. в романе «Лавина», а детальную картину дал в более позднем романе «Алмазный век». Сама «метавселенная» как виртуальное пространство, конвергированное с реальным (реальным ли?), размещается в киберпространстве, впервые описанном Уильямом Гибсоном в 1982г. Если копнуть глубже, эта метафорическая абстракция была описана задолго до появления киберпанка – в IV в. до н.э., древнегреческим философом Платоном.

Первой визуализацией метавселенной стал фильм «Газонокосильщик», который вопреки расхожему мнению не имеет отношения к одноименному рассказу Стивена Кинга, а наиболее удачная визуализация метавселенной была реализована сестрами Вачовски в фильме «Матрица», еще когда сестры были братьями.

Более позднее развитие феномена иллюзии реальности было предложено ученым из МIT Ризваном Вирком, который в своей книге «Гипотеза симуляции» утверждает, что мы уже можем жить в некоем подобии видеоигры, и профессором Оксфорда Ником Бостремом в статье «Доказательство симуляции», описывающей наш будущий (и, вероятно, современный) мир как компьютерную симуляцию.

Метавселенная как глобальный бизнес-проект представляет собой виртуальную симуляцию с разными уровнями иммерсивности (создающими эффект присутствия, погружения),  в значительной степени отражающую экономическую, политическую и культурную среду нашего мира. Своеобразная компьютерная игра, в которой есть создаваемый пользователями контент, в т.ч. связанный с реальной экономикой.

 

Компания Microsoft – главный конкурент Facebook на рынке метавселенных – провела презентацию своей платформы для совместной работы в виртуальной реальности с 3D-аватарами. Платформа под названием Mesh в 2022г. будет интегрирована в Microsoft Teams (ПО для совместной работы) и представляет собой продукт, предназначенный в первую очередь для корпоративных клиентов.

По словам Джареда Спатаро, главы Teams, «250 миллионов человек по всему миру используют Teams, внедрение аватаров станет первым реальным элементом метавселенной». К слову, у Microsoft есть еще один продукт – Minecraft. В эту компьютерную инди-игру в жанре песочницы, созданную шведским программистом Маркусом Перссоном, играет уже более 500 млн. игроков (о ней мы расскажем в отдельном обзоре в 2022г.).

И наконец, Epic Games – третий участник гонки метавселенных в апреле 2021г. привлек $1 млрд. инвестиций для «поддержки долгосрочного видения метавселенной». В его основе – популярная компьютерная игра Fortnite, которую Тим Суини, глава Epic Games, позиционирует уже не только как интерактивное развлечение, но и социальную сеть, общее число активных аккаунтов в которой превышает 120 млн.

Кто окажется победителем в реальной гонке виртуальным миров, мы узнаем через пару лет, а сейчас переходим к следующему тренду.

3. NFT

Это слово издатели толкового словаря английского языка Harper Collins выбрали как слово 2021г. Аббревиатура NFT, по определению Collins English Dictionary, расшифровывается как non-fungible token – невзаимозаменяемый токен, уникальный цифровой сертификат, входящий в блокчейн, закрепляющий права интеллектуальной собственности на цифровые (предметы из виртуального мира или метаверса) или любые реальные активы (произведения искусства или даже недвижимость).

Для тех, кто в танке, можно объяснить суть NFT на примере популярной игры World of Tanks. Например, если вы приобрели в этой игре китайский основной боевой танк «Тип 59», то вы не можете его продать. Никогда и никому. Легально. Если бы владели этим же танком в форме NFT, у вас была бы легальная возможность его продажи как своего собственного. То есть эта технология в своем потенциале способна оказать существенное влияние на экономическую реальность виртуальных экономик (метаверсов).

Ну, а пока NFT воспринимается в общественном сознании как предмет безумных спекуляций цифровыми активами. Вот лишь несколько примеров. Первая публикация в Твиттере, которую сделал основатель этой платформы Джек Дорси, по информации BBC, была продана за $2,9 млрд. (что?); краткая видеозапись с матча NBA длиной в 13 секунд была продана за $208 тыс., а анимация котика по имени Nyan Cat обошлась ее счастливому обладателю всего в $590 тыс.

4. Искусственный интеллект

«Новая деловая газета» посвятила этому технологическому тренду серию статей. Но из событий года мы хотим выделить один важный этап в этическом понимании и принятии данной новой технологии событие, которое, безусловно, окажет влияние на понимание необходимости развивать правовое поле в сфере искусственного интеллекта и в нашей стране.

В 2021г. в РФ был принят Национальный кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Кодекс носит пока рекомендательный характер по этическим вопросам применения ИИ для всех участников – он устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми могут руководствоваться участники отношений в сфере искусственного интеллекта. Среди основных принципов, прописанных в кодексе: человеко-ориентированный подход при развитии технологии, безопасность работы с данными.

По словам Игоря Пивоварова, главного аналитика Центра искусственного интеллекта МФТИ, «мораль и нравственность – это то, чем руководствуется человек при принятии решений. Так как искусственный интеллект сейчас не принимает никаких решений, у него нет морали и нравственности, соответственно, к нему и этика неприменима. В этом плане «этика искусственного интеллекта» – это оксюморон. Но в данном случае идет речь об этике разработчика и пользователя, то есть принятый документ – это кодекс этики для разработчиков и пользователей».

5. Нейроинтерфейс

В 2021г. американская компания Synchron Inc. впервые в истории получила разрешение Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) на начало клинических испытаний настоящего нейроинтерфейса, способного связать человеческий мозг и компьютер. Предполагается, что в перспективе данная технология погрузит нас в матрицу и окажет значительное влияние на жизнь людей с ограниченными возможностями.

А уже 23 декабря 2021г. в Твиттере появилось первое сообщение от 62-летнего американца Филипа О’Кифи, страдающего амиотрофическим склерозом. Сообщение было опубликовано при помощи устройства, непосредственно имплантированного в мозг.

Директор компании Synchron Томас Оксл, в аккаунте которого был размещен текст «Привет, мир! Короткий твит. Монументальный прогресс», утверждает, что это первый случай, когда кто-то смог писать сообщения в социальных сетях напрямую через нейроинтерфейс. Это был символический день для технологии, которая может действительно помочь парализованным людям поддерживать связь с внешним миром.

Компании Synchron удалось опередить другие компании, включая Neuralink Илона Маска, в получении разрешения от FDA на тестирование коммерческих и прикладных продуктов. А по данным компании PitchBook, стартапы, которые борются за рынок нейроинтерфейсов, в 2021г. получили инвестиции в сумме более $133 млн.

Synchron планирует привлечь к исследованию 6 пациентов из США. И в отличие от нейроинтерфейсов, которые требуют операций на мозге, нейроинтерфейс от Synchron вводится практически неинвазивно, а именно через кровеносный сосуд в основании шеи в другой сосуд, расположенный в мозге. В случае, если данный эксперимент закончится с положительным результатом, Synchron ожидает трехлетний процесс одобрения этой технологии в FDA. И по оценкам компании, данная технология может появиться на рынке уже в 2025г.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.