НЕ В КОНЯ КОРМ. Страны на траектории заката

В мире не бывает богоизбранных экономик. За каждым страновым экономическим успехом стоит вполне конкретный выбор их граждан и элит. Во второй половине XIX – начале XX в. шло активное формирование модели западной цивилизации. Низкие по нынешним меркам налоги, полная производственная свобода, доминирующий режим свободной торговли, настоящие деньги и защита частной собственности – вот основные ингредиенты рецепта экономического чуда.

Работа в таком режиме в течение двух поколений гарантировала создание в стране динамичной, конкурентоспособной экономики.

Аргентина

В начале XX в. Аргентина была одной из самых благополучных стран в мире. Прекрасный климат для производства сельхозсырья и продукции был безусловным сравнительным преимуществом. Зарабатывай на продаже продовольствия всему миру, развивай логистику и транспорт, инвестируй в промышленность, настраивай школы и университеты на современный рынок труда – и вперёд.

К сожалению, Аргентина заразилась авторитаризмом и этатизмом. Болезнь пустила глубокие корни в культурные, политические, экономические и образовательные элиты. Самоизоляция от настоящей экономической науки, неспособность провести детокс от марксизма, слабость и жадность интеллектуальных элит в диалоге с внешними консультантами привели к деградации правовых и экономических институтов, формированию культуры зависти, зависимости и заблуждения.

В результате в Индексе экономической свободы Аргентина в 2023г. оказалась на 144-м месте с показателем 51 балл из 100 возможных.

В 2000-22гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили всего 1,9%. ВВП страны 2022г. в долларовом выражении оказался в два раза больше ВВП 2000-го. В абсолютном выражении ВВП вырос на $314,4 млрд. За этот же период госрасходы увеличились с 25,2% ВВП в 2000г. до 37,2% ВВП в 2022г., или на $155,1 млрд.

А вот госдолг за этот период вырос с 40,8% ВВП до 84,5% ВВП, или на $404,5 млрд. Сейчас, когда кредитные ресурсы на мировом рынке существенно подорожали, Аргентина не имеет шансов выйти из красной зоны высоких рисков странового дефолта.

В 2000-22гг. среднегодовая инфляция достигла 22,7%, что указывает на хроническую неспособность власти обеспечивать макроэкономическую стабильность.

Уместно отметить, что всё это время Аргентина плотно работала с МВФ. Не лишне помнить, что эта страна также является житницей мира, вносит вклад в его продовольственную безопасность. К сожалению, такой статус сытно кормит ~3% населения, которые держат всю страну в рисках популизма и государственного интервенционизма.

Греция

Греция имеет прекрасные возможности для развития индустрии отдыха и туризма. Море и морепродукты, прекрасный климат, благоприятная выгодная география, членство в Евросоюзе – сам бог велел иметь здесь что-то вроде Дохи или Дубай. Здесь мог бы быть центр мировых финансов, а не в Сингапуре.

Однако греческие любители жизни за чужой счёт решили использовать Евросоюз не как возможность укрепить институты права и экономической свободы, а для государственного интервенционизма и укрепления номенклатурно-коммерческих связей.

Деньги ЕС активно осваивались. Кредиты динамично проедались. Аппетиты, богатства элиты росли, а ожидания греков измерялись уровнем достатка немцев или голландцев. Жизнь в долг засосала, а когда пришлось отдавать, то чуть ли не главным виновным стала Германия.

Среднегодовые темпы роста реального ВВП в период 2000-22гг. составили мизерные 0,5%. Благо за счёт Евроцентробанка (ЕЦБ) среднегодовая инфляция держалась примерно на уровне 3%. В 2000г. ВВП Греции составил $131,1 млрд., в 2022г. – $219,2 млрд. (+67,2%). ВВП на душу населения увеличился на 69,5%.

Сравним эти цифры с показателями фискальной политики. В 2000г. госрасходы Греции составляли 46,8% ВВП, в 2022г. уже 55,5% ВВП, или $121,7 млрд. Госдолг же увеличился с опасных 105,4% ВВП в 2000г. до безнадёжных 177,4% ВВП в 2022г. В абсолютных цифрах госдолг вырос на $250,2 млрд. (для сравнения: ВВП за этот период вырос всего на $88,1 млрд.).

При таком размере экономики и госбюджета отдать такой долг нереально, особенно в ситуации высоких процентных ставок. Значит, греки опять будут ставить вопрос о его реструктуризации и частичном списании. Повышать налоги – дальше некуда. Разве что активизировать кампанию по продаже островов, т.е. распродавать родину за долги.

Греция – яркий пример того, что сам по себе факт членства в Евросоюзе не гарантирует устойчивого развития и процветания. Греция и Ирландия вступили в ЕС примерно в одно время. Сегодня ВВП на душу населения Ирландии почти в 5 раз больше, чем у Греции, а про качество экономической политики вообще нечего говорить.

Япония

В 1950-80-е Япония стала ярким примером экономического чуда. Японцы гнались и почти догнали Америку, но в 1980-е захотелось ускориться при помощи господдержки и проектов. Надорвались, остановились и загнали себя в более чем 30-летнюю стагнационную ловушку.

В 2000г. ВВП Японии составил $4,97 трлн., а в 2022г. – $4,23 трлн., на $735 млрд. меньше. За этот период ВВП на душу населения сократился на $5351. В 1980г. ВВП Ю. Кореи был $65,4 млрд. ($1715 per capita). В Японии ВВП в 1980г. – $1,13 трлн. ($9659 per capita).

Прошло чуть больше 40 лет. В 2022г. Ю. Корея получила ВВП в $1,7 трлн. ($32250 per capita), а Япония – $33822 per capita. Если в 1980г. разница между японцами и корейцами по ВВП на душу населения был в 5,6 раза, то в 2022г. всего на 4,6%.

Япония «купилась» на ложную теорию о том, что государство может заменить частные инвестиции в качестве локомотива роста и развития. Кейнсианство и дирижизм в теории, вытеснение частного рынка в политэкономии – вот причина заката японского чуда. В период 2000-22гг. среднегодовые темпы роста Японии составили мизерные 0,7% ВВП при среднегодовой инфляции за этот период 0,3%.

Вместо того чтобы вернуться к истокам феномена «экономическое чудо», японцы решили прислушаться к советам МВФ и американских кейнсианцев. В 2000г. госрасходы были на уровне 36% ВВП, в 2022г. – уже 445% ВВП. Такой стремительный рост присутствия государства в экономике увеличил размер бюджета государства только на $74,1 млрд.

А вот что произошло с госдолгом. В 2000г. он был на уровне 135,6% ВВП, в 2022г. – уже 261,3% ВВП. В абсолютных цифрах госдолг увеличился на $4324,9 млрд. В этот же период ВВП сократился на $734,9 млрд.

Так что Японии срочно нужна перезагрузка и очищения от тех порочных практик, которые медленно, но уверенно ведут некогда мирового лидера в статус середняка.

Италия

Италия – страна классического традиционного Запада. Богатейшая история и культура, столетия традиций свободной торговли и семейного бизнеса, активное включение в первые две промышленные революции, активное участие в создании экономической архитектуры Евросоюза – всё это Италия.

Развитая страна, член всех возможных престижных организаций и клубов. Итальянские элиты не были готовы адаптироваться к новому уровню конкуренции и открытости мира после 1990-х. Бюрократия, высокие налоги, лоббирование трансфертов из бюджета ЕС и от ЕЦБ, активное развитие «серой» экономики – вот чем ответила Италия на вызовы XXI в. Посмотрим, к чему привёл такой курс.

В 2000г. ВВП страны достиг $1,15 трлн., в 2022г. – более $2 трлн. ВВП на душу населения увеличился с $20,1 тыс. в 2000г. до $34,1 тыс. в 2022г. Рост есть, пусть медленный, но есть. В 2000-22гг. среднегодовые темпы роста составили мизерные 0,4% ВВП. В 2000г. госрасходы составили 46,5% ВВП, а в 2022г. уже 56,8% ВВП.

Итальянская социалистическая республика превратилась в государство-синдикат, в котором власти канализируют ресурсы итальянских и европейских налогоплательщиков в собственные коммерческие проекты.

В 2022г. госрасходы Италии составили $1142,8 млрд. – на $609,4 млрд. больше, чем в 2000г. За это время госдолг вырос с 109% ВВП до 144,7% ВВП, на $1661 млрд. Для сравнения: ВВП за этот период вырос на $864,8 млрд. Перед нами типичный пример разрушения фундаментов здоровой экономики, проедания капитала, накопленного предыдущими поколениями. Итальянцы воспроизводят ту же среду, которая некогда похоронила Римскую империю.

Франция

Франция эволюционно, в рамках Европейского Союза скатилась в статус социалистической антилиберальной демократии. Агрессивное большинство с подачи марксистского класса интеллектуалов, которые доминируют в системе образования и информации, существенно расширили свои требования к Государству.

Госрасходы выросли с 51,7% ВВП в 2000г. до 58,5% в 2022г., или на $922,3 млрд. За этот период ВВП увеличился с $1,37 трлн. до $2,78 трлн. (на $1417,8 млрд.). Среднегодовые темпы роста реального ВВП в период 2000-2022гг. составили 1,3%.

Нет сомнений, что крупный формально французский бизнес, который давно стал глобальным, продолжает входить в мировую промышленную элиту. При этом он отчитывается и показывает валовое производство во Франции. Обладая мощным лоббистским потенциалом, он добивается благоприятного для себя налогового, регуляторного и кредитного режима.

Синдикат «Большое государство – Большой бизнес» доминирует во Франции и на уровне ЕС. Только сейчас его припёрла к стенке инфляция и резкий рост нагрузки на банковскую и финансовую систему. Госдолг Франции в 2000г. составлял 58,9%, в 2022г. – уже 111,1%, или более $3 трлн. За это время госдолг вырос на $2288,3 трлн. – на 67% больше, чем вырос ВВП. Явно не в коня корм.

Франция медленнее, но не менее уверенно движется по пути расширения государственного интервенционизма в экономике, увеличения бремени для налогоплательщиков, особенно для малого бизнеса.

В Индексе экономической свободы Франция оказалась на 54-м месте, Италия – на 44-м, Германия – на 25-м, Ирландия – на 10-м, Греция – на 85-м. Франции, как Италии, срочно нужен институциональный катарсис, Бастилия наоборот. Проблема в том, что общество в лице жёлтых жилетов, противников пенсионной реформы, требует ровно противоположного курса.

Развивающейся стране с низким уровнем доходов, слабыми правыми институтами, без сильного традиционного, интегрированного в мировую экономику большого бизнеса копировать модель Франции или Италии – это обрекать страну на Олигархат/Схематоз, погружать её в колею стагнации и ресурсного проклятия.

Украина

Эта страна находится в зоне выработки стратегии долгосрочного развития, создания новых институтов современного государства. В этой интеллектуальной работе принимают участие различные группы влияния и организации. Большинство из них идут по инерционному пути интеллектуальной лени и теоретического обезьянничания. Мол, берём то, что есть в Евросоюзе, что рекомендует МВФ, что предлагают международные консалтинговые организации, копируем всё в украинское законодательство, получаем кредиты, техническую помощь из ЕС/G7 и надеемся получить немецкое (после Второй мировой войны), ирландское или тайваньское экономическое чудо.

Такой подход – теоретическая и практическая ловушка. Она выгодна для кланово-олигархического класса и разрушительна для остальных. Можно сколь угодно много проводить финансовых Рамштайнов, инвестиционных Лугано, финансовых Лондонов. Никто и ничто не заменит простой, проверенный временем, одобренный наукой режим экономической свободы.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.