2-3 мая Всемирный экономический форум в Женеве провел Саммит роста: рабочие места и возможности для всех» (The Growth Summit: Jobs and Opportunity for All). На нём прошла презентация доклада «Будущее рынка труда/профессий» (Future of Jobs, Report 2023), в котором презентованы результаты опроса крупнейших работодателей мира по проблематике рынка труда, динамике его развития в 2023-27гг. Выводы основаны на опросе 803 компаний – это в совокупности 11,3 млн. человек в 27 промышленных кластерах в 45 странах мира со всех континентов.
Мировой рынок труда характеризуется разнонаправленными трендами. В развитых странах проблемы с безработицей пока нет, а вот в странах с низким доходом безработица выше, чем до пандемии COVID-19. Работникам с базовым образованием и женщинам приходится сложнее. Реальные зарплаты снижаются из-за кризиса стоимости жизни. К тому же ухудшаются ожидания работников относительно будущего.
В течение ближайших 5 лет адаптация технологий останется основным драйвером трансформации бизнеса. Более 85% опрошенных компаний заявили, что внедрение новых технологий, расширение доступа к цифровым коммуникациям приведёт к изменению их бизнеса.
Большое влияние будут иметь макроэкономические тренды. Рост издержек жизни в паре с низкими темпами экономического роста заставит бизнес адаптироваться.
Наибольший эффект от создания и разрушения рабочих мест ожидается от экологических, технологических и экономических трендов. Цепочки поставок становятся более местными/региональными. Инвестиции меняют географию производственных мощностей, а выигрывают те, кто найдёт баланс между частными инвестициями, размером/функционалом государства и регуляторным качеством.
При высоких скоростях технологических изменений места в экономике для неповоротливой, медлительной, склонной к коррупции бюрократии нет. Новая мантра звучит так: environmental, social и governance (ESG) standards. Экологические, социальные и управленческие стандарты – это звучит как современная версия «вся власть Советам», «земля крестьянам» или «каждой стране – устойчивое развитие».
Перед нами центральный клэш экономического развития ближайших десятилетий. С одной стороны, Государство объективно имеет гораздо меньше валидной, релевантной информации, чтобы вмешиваться в инвестиционные процессы и в ручном режиме адаптировать структуру экономики к некому подобию баланса интересов.
Эта объективность предопределена сложностью технологий, горизонтальными, сетевыми эффектами от их применения, а также беспрецедентным уровнем конкуренции в сфере новых технологий (США, Китай, Ю. Корея, ЕС, Япония и др.).
Информационное поле для самих инвесторов (куда инвестировать, в какие технологии, как синхронизировать с тем, что есть) очень сложное. Высоки риски тупиковых решений, провалов и банкротств.
Информационное поле для принятия решений захламлено структурными завалами, токсичными активами от старых инвестиционных решений, от экстраординарной монетарной и фискальной политики.
Правительства многих стран так мощно помогали бизнесу бесплатными деньгами, супердешёвыми кредитами и регуляторкой, что оказали экономике медвежью услугу. Сегодня никто толком и точно не знает, где то самое «тонко», которое порвётся и может спровоцировать лавину.
Опрос бизнеса показывает, что три самых больших драйвера чистого разрушения рабочих мест (число созданных минус число разрушенных) – это: 1) замедление экономического роста; 2) дефицит предложения и рост издержек факторов производства; 3) рост издержек жизни для потребителей.
Более 75% компаний в ближайшие 5 лет намерены адаптировать в свою работу технологии AI (искусственного интеллекта); 86% компаний внедрят цифровые платформы и приложения; 75% компаний будут использовать e-торговлю, а цифровые технологии для обучения планируют применять 81% опрошенного бизнеса.
Работодатели ожидают сокращения 23% рабочих мест в ближайшие 5 лет, особенно в сфере транспорта, медиа, развлечения и спорта. Появится 69 млн. новых рабочих мест, исчезнет 83 млн., чистое сокращение на 12 млн., или на 2% текущего уровня занятости (673 млн.)
Бизнес постепенно внедряет элементы автоматизации. По мнению опрошенного бизнеса, 34% задач бизнеса выполняется машинами, остальные – людьми. По сравнению с 2020г. уровень автоматизации увеличился на мизерный 1%. Это явно меньше, чем предсказывали бизнесмены в 2022г. Тогда респонденты полагали, что в течение 5 лет 47% бизнес-операций будет автоматизировано.
Сегодня наблюдается ревизия ожиданий бизнеса. К 2027г. ожидается, что 42% задач будет автоматизировано. В зависимости от сектора экономики этот показатель будет варьировать от 35% в аналитике и системе принятия решений до 65% в информации и обработке данных.
Ожидается большой рост рабочих мест в сфере образования (3 млн. дополнительных рабочих мест), сельском хозяйстве (3 млн.), электронной торговле и бизнесе (4 млн.).
Самые большие сокращения ожидаются в традиционной заводской промышленности, традиционных формах обеспечения безопасности и торговли. К 2027г. ожидается сокращения 26 млн. рабочих мест в бухучёте, а также кассиров, продавцов билетов, администраторов по вводу данных, выплате зарплаты, администраторов и секретарей.
Аналитическое и креативное мышление остаются самыми важными навыками для работников в 2023г. Так что лозунг «Люди, думайте! Это не больно» становится не только философским лозунгом эпохи, но и самой точной рекомендацией на современном рынке труда. Чтобы научиться/восстановить навыки «думать», надо читать, много читать. И не твиты, и заголовки.