Есть угроза, что Украину пытаются поставить в режим, который уже сделал ее самой бедной и одной из самых стагнирующих стран Европы.
Международный валютный фонд одобрил рекордную программу для Украины – кредит в $15,6 млрд., рассчитанный на 4 года. В чем уникальность программы, какие подводные камни в ней обнаруживаются? Издание «Комментарии» с этими вопросами обратилось к экспертам.
Главный экономист, руководитель по экономическим реформам Офиса простых решений и результатов Ярослав Романчук рассуждает так: «Хорошо, что деньги дали, что программу согласовали. Такая помощь – благо, особенно в условиях военного времени. При этом есть такое понятие, как моральная угроза полученных денег. Когда у тебя бардак в финансах, в макроэкономике, а тебе говорят – молодец, всё хорошо, у вас Нацбанк лучший в мире, Министерство финансов – лучшее в мире. И давайте работать в рамках той парадигмы, которая была до начала горячей фазы войны.
И это означает, что та макроэкономическая модель (по бюджетной, налоговой политике, по монетарной политике) остается прежней. То есть Украину пытаются поставить в режим, который уже сделал ее самой бедной и одной из самых стагнирующих стран Европы. С негативными темпами экономического роста в последние лет десять. С периодом, когда за 20 лет не было ни одного года сбалансированного бюджета. Со среднегодовой инфляцией за тот же период около 13%».
По словам эксперта, возвращение к этому же режиму (что прописано в условиях нового соглашения с МВФ – налоги, регуляция и т.д.) в условиях, когда экономический субъект находится в совершенно ином, чем ранее, состоянии (война и ее последствия), выглядит более чем странно.
«Как странно и то, – продолжает Ярослав Романчук, – что новая реальность не учитывается в моделях экспертов МВФ и тех людей с нашей стороны, которые ведут с ними переговоры. Все те моменты, которые были обозначены МВФ еще в декабре прошлого года, которые обсуждались во время новых переговоров (речь о восстановлении налогового режима, действовавшего до широкомасштабной войны, усилении регуляторки со стороны государства, сохранении режима госрасходов более 60% ВВП), остались. Что резко сокращает шансы Украины на то, чтобы после войны перезагрузить модель развития.
У нас останется бюрократическая экономика с высокими рисками формирования новых олигархов, новых структур, способных захватить госпредприятия, а также сесть на потоки инвестиций».
Если бы МВФ был организацией, несущей в себе новую модель экономического роста, это было бы замечательно, отмечает экономист. Но, к сожалению, мы имеем печальные примеры того, что Фонд сделал с Аргентиной, Шри-Ланкой, Тунисом, десятками других стран. В их ряду может оказаться и Украина.
«Как блок НАТО в свое время профукал российскую угрозу и недооценил Украину, так и МВФ, Всемирный банк до сих пор, похоже, не поняли, что следует искать новые модели развития для развивающихся стран, – считает Романчук. – Просто давать деньги на обеспечение бюджетной устойчивости, платежного баланса – большого ума не надо. Но что мы имеем в итоге? В 2022-м рост госдолга вырос в Украине с 48% до почти 87%. С угрозой превысить 100% в этом году. Это говорит о том, что Украина после войны будет критически зависеть от иностранных партнеров. Тогда как даже во время войны следовало искать самостоятельные источники роста. Чего наша власть не делает. И чему МВФ всячески потворствует».
Такое внимание со стороны международных финансовых организаций еще раз подтверждает максимальную поддержку Украины мировым сообществом По словам экс-директора по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» кандидата экономических наук Андрея Рязанцева, уникальность нового соглашения в том, что для предоставления такого займа МВФ пришлось изменять свою политику и значительный размер заимствования при значительном падении экономики страны в условиях войны.
«Это произошло потому, что специалисты МВФ считают именно войну в Украине причиной, которая будет значительно влиять на замедление мирового роста экономики в текущем периоде», – поясняет эксперт. Следовательно, продолжает он, поддержка Украины, в том числе для МВФ, является важным вектором выполнения своих задач в мире. «Такое внимание со стороны международных финансовых организаций еще раз подтверждает максимальную поддержку Украины мировым сообществом и убежденность в нашем быстром восстановлении», – констатирует Рязанцев.
Источник: https://society.comments.ua