Международный валютный фонд (МВФ) выпустил весенний обзор экономики Европы «Балансирующие действия Европы: укрощение инфляции без рецессии» (Regional Economic Outlook. Europe. Europe’s Balancing Act: Taming Inflation without a Recession).
В 2023-24гг. Европа будет находиться в сложном положении. Одновременно нужно снизить инфляцию, поддержать экономический рост, сохранить финансовую стабильность, снизить госдолг, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность. При текущем объёме накопленных долгов, структурных дисбалансах, удушающей регуляторке и налоговой нагрузке справиться с решением этих проблем нереально.
На конец апреля 2023г. МВФ фиксирует следующую картинку. Инфляция снижается, но медленно, оставаясь на неприлично высоком уровне. В 2022г. она составила 15,2%, а в 2023г. прогнозируется на уровне 10,4%, в 2024г. – 6,3%. В развитых странах Европы инфляция в 2022г. достигла 8,4%, в 2023г. прогнозируется на уровне 5,6%, в 2024г. – 3,0%. В зоне евро инфляция в 2022г. – 8,4%, в 2023г. прогноз в 5,3%, в 2024г. – 2,9%.
В развивающихся странах Европы (кроме Беларуси, России, Турции и Украины) инфляция в 2022г. составила 14,1%, в 2023г. прогнозируется на 11,7%, в 2024г. – 5,5%.
После роста экономики (реальный ВВП) на 2,7% ожидается минимальный рост в 0,8% в 2023г. и в 1,7% ВВП в 2024г. Развитые экономики в 2022г. выросли на 3,6%, в 2023г. ожидается только 0,7%, в 2024г. – 1,4%. Развивающиеся страны Европы в 2022г. выросли на 4,4%, в 2023г. будет только 1,1% и в 2024г. – 3,0%.
Европейский центральный банк (ЕЦБ), как и другие центральные банки Европы, вынужден ужесточать монетарную политику, чтобы стабилизировать цены, т.е. снизить инфляцию до примерно 2% годовых. Такая мера заставит правительства, финансовые организации, коммерческий сектор пересмотреть свои бизнес-планы и бюджеты. Неизбежно увеличение ресурсов, необходимых для обслуживания долгов. Сделать это будет очень даже непросто, потому что давать долг странам с уровнем госдолга ~100% ВВП и выше проблематично.
Валовой госдолг стран зоны евро в 2014г. был 92,8% ВВП ($12,54 трлн.), в 2022г. – 90,9% ВВП ($15,1 трлн.), Франции в 2014г. 94,8%, в 2022г. – 111,1%, в Германии – 75,3% и 66,5% ВВП, Италии – 135,4% и 144,7% ВВП, Нидерландах 67,9% и 48,5% ВВП, Испании – 105,1% и 112% ВВП, Британии – 86,1% и 102,6% ВВП.
Среди самых больших стран Европы мы видим позитивные тренды в управлении государственными финансами Германии, Ирландии, Нидерландов, Скандинавских стран. Ухудшили свою фискальную позицию Франция, Испания, Италия и Греция.
Как зону евро, так и Евросоюз разрывают разные страны. Одни настаивают на монетарной и фискальной дисциплине, другие – на продолжении политики монетарной и фискальной разнузданности.
Вот оценки и рекомендации МВФ: «Сохранение финансовой стабильности на рынках, в банковских и небанковских финансовых институтах потребует тщательного мониторинга, планирования на случай непредвиденных событий и совершения быстрых корректирующих действий… Правительства должны проводить более амбициозную политику фискальной консолидации. Более жёсткая фискальная политика поддержит монетарную политику в борьбе с инфляцией, поможет центральным банкам добиться их целей при более низком уровне процентных ставок при позитивном эффекте на снижение издержек обслуживания государственного долга и обеспечения финансовой стабильности. Это также восстановит исчерпанное фискальное пространство и способность правительства справляться с большими шоками в будущем».
Европа не обойдётся без структурных реформ. Это значит рост банкротств, слияний/поглощений, числа ликвидируемых токсичных и неработающих коммерческих проектов. «Субсидии «зелёным» секторам экономики должны быть ограничены в объёме. Они должны быть чётко таргетированы для минимизации искажений внешней торговли и единого рынка». Это значит, что возрастает интенсивность «зелёного» лоббизма, удлиняется очередь желающих получить поддержку ЕС и национальных правительств. Предсказуемо увеличение конфликтности между теми странами, которые смогут помочь своему бизнесу дотациями/льготными кредитами и теми, кто останется ни с чем. В таком случае зелёная повестка дня с высокой вероятностью превратится в яблоко раздора.
Так или иначе, но анализ от экспертов МВФ позволяет лучше сориентироваться во внешнем контексте российско-украинской войны, в которой наша страна выступает отнюдь не посторонним наблюдателем, и доскональнее понять те вызовы и риски, которые наверняка будут привлекать ресурсы и внимание европейских полисимейкеров.
Логика тут проста. Чем больше у Европы своих внутренних экономических проблем, тем выше вероятность, что они свои решения/действия будут направлять на себя, тем сложнее будет Украине убеждать своих европейских партнёров выделять ей ресурсы. Своя рубашка ближе к телу.
Даже по 2022г. стало ясно, что объём энергетических, аграрных дотаций своим потребителям в ЕС был на порядок больше совокупной помощи Украине. Если же Евросоюз накроет рецессия, то тут борьба за поддержку избирателей может перераспределить бюджеты стран ЕС ещё больше на решение внутренних проблем.