ФОНД ПРОПИСАЛ АНТИШОКИ. Европу стращают серьёзными вызовами

Международный валютный фонд (МВФ) выпустил весенний обзор экономики Европы «Балансирующие действия Европы: укрощение инфляции без рецессии» (Regional Economic Outlook. Europe. Europe’s Balancing Act: Taming Inflation without a Recession).

В 2023-24гг. Европа будет находиться в сложном положении. Одновременно нужно снизить инфляцию, поддержать экономический рост, сохранить финансовую стабильность, снизить госдолг, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность. При текущем объёме накопленных долгов, структурных дисбалансах, удушающей регуляторке и налоговой нагрузке справиться с решением этих проблем нереально.

На конец апреля 2023г. МВФ фиксирует следующую картинку. Инфляция снижается, но медленно, оставаясь на неприлично высоком уровне. В 2022г. она составила 15,2%, а в 2023г. прогнозируется на уровне 10,4%, в 2024г. – 6,3%. В развитых странах Европы инфляция в 2022г. достигла 8,4%, в 2023г. прогнозируется на уровне 5,6%, в 2024г. – 3,0%. В зоне евро инфляция в 2022г. – 8,4%, в 2023г. прогноз в 5,3%, в 2024г. – 2,9%.

В развивающихся странах Европы (кроме Беларуси, России, Турции и Украины) инфляция в 2022г. составила 14,1%, в 2023г. прогнозируется на 11,7%, в 2024г. – 5,5%.

После роста экономики (реальный ВВП) на 2,7% ожидается минимальный рост в 0,8% в 2023г. и в 1,7% ВВП в 2024г. Развитые экономики в 2022г. выросли на 3,6%, в 2023г. ожидается только 0,7%, в 2024г. – 1,4%. Развивающиеся страны Европы в 2022г. выросли на 4,4%, в 2023г. будет только 1,1% и в 2024г. – 3,0%.

Европейский центральный банк (ЕЦБ), как и другие центральные банки Европы, вынужден ужесточать монетарную политику, чтобы стабилизировать цены, т.е. снизить инфляцию до примерно 2% годовых. Такая мера заставит правительства, финансовые организации, коммерческий сектор пересмотреть свои бизнес-планы и бюджеты. Неизбежно увеличение ресурсов, необходимых для обслуживания долгов. Сделать это будет очень даже непросто, потому что давать долг странам с уровнем госдолга ~100% ВВП и выше проблематично.

Валовой госдолг стран зоны евро в 2014г. был 92,8% ВВП ($12,54 трлн.), в 2022г. – 90,9% ВВП ($15,1 трлн.), Франции в 2014г. 94,8%, в 2022г. – 111,1%, в Германии – 75,3% и 66,5% ВВП, Италии – 135,4% и 144,7% ВВП, Нидерландах 67,9% и 48,5% ВВП, Испании – 105,1% и 112% ВВП, Британии – 86,1% и 102,6% ВВП.

Среди самых больших стран Европы мы видим позитивные тренды в управлении государственными финансами Германии, Ирландии, Нидерландов, Скандинавских стран. Ухудшили свою фискальную позицию Франция, Испания, Италия и Греция.

Как зону евро, так и Евросоюз разрывают разные страны. Одни настаивают на монетарной и фискальной дисциплине, другие – на продолжении политики монетарной и фискальной разнузданности.

Вот оценки и рекомендации МВФ: «Сохранение финансовой стабильности на рынках, в банковских и небанковских финансовых институтах потребует тщательного мониторинга, планирования на случай непредвиденных событий и совершения быстрых корректирующих действий… Правительства должны проводить более амбициозную политику фискальной консолидации. Более жёсткая фискальная политика поддержит монетарную политику в борьбе с инфляцией, поможет центральным банкам добиться их целей при более низком уровне процентных ставок при позитивном эффекте на снижение издержек обслуживания государственного долга и обеспечения финансовой стабильности. Это также восстановит исчерпанное фискальное пространство и способность правительства справляться с большими шоками в будущем».

Европа не обойдётся без структурных реформ. Это значит рост банкротств, слияний/поглощений, числа ликвидируемых токсичных и неработающих коммерческих проектов. «Субсидии «зелёным» секторам экономики должны быть ограничены в объёме. Они должны быть чётко таргетированы для минимизации искажений внешней торговли и единого рынка». Это значит, что возрастает интенсивность «зелёного» лоббизма, удлиняется очередь желающих получить поддержку ЕС и национальных правительств. Предсказуемо увеличение конфликтности между теми странами, которые смогут помочь своему бизнесу дотациями/льготными кредитами и теми, кто останется ни с чем. В таком случае зелёная повестка дня с высокой вероятностью превратится в яблоко раздора.

Так или иначе, но анализ от экспертов МВФ позволяет лучше сориентироваться во внешнем контексте российско-украинской войны, в которой наша страна выступает отнюдь не посторонним наблюдателем, и доскональнее понять те вызовы и риски, которые наверняка будут привлекать ресурсы и внимание европейских полисимейкеров.

Логика тут проста. Чем больше у Европы своих внутренних экономических проблем, тем выше вероятность, что они свои решения/действия будут направлять на себя, тем сложнее будет Украине убеждать своих европейских партнёров выделять ей ресурсы. Своя рубашка ближе к телу.

Даже по 2022г. стало ясно, что объём энергетических, аграрных дотаций своим потребителям в ЕС был на порядок больше совокупной помощи Украине. Если же Евросоюз накроет рецессия, то тут борьба за поддержку избирателей может перераспределить бюджеты стран ЕС ещё больше на решение внутренних проблем.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.