Статус пандемии COVID-19 в мире отменён, об этом в начале мая заявил глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебреисус. Чрезвычайную ситуацию в связи с распространением коронавируса в мире ВОЗ объявил 30 января 2020г., 11 марта была объявлена пандемия.
«С 2020г. от COVID-19 официально погибло около 7 млн. человек, но реальные цифры намного выше. Речь идёт как минимум о 20 млн. погибших. Победить пандемию помогли врачи, меры правительства, а также люди, решившиеся на личные жертвы ради общественной безопасности», – заявил Тедрос Аданом Гебреисус на пресс-конференции.
Комитет экспертов ВОЗ по чрезвычайным ситуациям по COVID-19 ранее предложил Гебреисусу отменить статус «чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение» для COVID-19. Глава ВОЗ пояснил, что «последовал этому совету и объявил о прекращении пандемии». Однако это решение не означает, что коронавирус перестал представлять угрозу, добавил он.
Распространение коронавируса официально признали эпидемией мировых масштабов в марте 2020г. На тот момент вирус проник в 114 стран, заражены были около 118 тыс. человек.
Цена ошибки в оценке рисков
Теперь время подвести предварительные итоги. Профессионалы в сфере эпидемиологии и вирусологии пусть подводят свои медико-биологические итоги. Во сколько же обошлись миру последствия пандемии, стоит оценить на примере 12 крупнейших государств мира по объёму государственных расходов.
Расходы госбюджета: в 2020-22гг. произошло резкое повышение расходов органов госуправления, львиная доля которых потрачена на различные программы нейтрализации последствий ковида: выплата денег за то, чтобы люди сидели дома, а не работали; компенсация бизнесам; расходы на медицину и лекарственные товары/препараты.
Упущенная выгода/убытки от введения режима локдауна. Не работали целые сектора экономики. Качество образовательных услуг резко снизилось. Возникли искажения в системе здравоохранения. Вся экономическая деятельность была поставлена с ног на голову.
Огромная накачка «пустыми» денежными фантиками (денежный печатный станок центробанков) привела к резкому всплеску инфляции. Сначала центробанки и сторонники государственного интервенционизма убеждали, что инфляция носит временный, переходный характер. По факту же оказалось, что она пришла надолго. Ожидается, что динамика потребительских цен вернётся к норме (инфляция 2% в год) к 2025-26гг. Издержки от инфляции гигантские, особенно для людей с низким доходом.
Резко обострилась проблема государственных и корпоративных долгов. Центробанки вынуждены были поднимать ставки рефинансирования, чтобы снизить спрос на очень дешёвые деньги. Посыпались банки. В зоне высоких рисков дефолта – более 100 стран мира. Обострились бюджетные проблемы, связанные с ростом нагрузки на обслуживание долгов. Настоящий широкомасштабный катарсис мировой экономики от токсичных активов и «мёртвого» капитала ещё впереди.
Обострение психологических проблем в семьях, на работе, падение производительности труда. Рост числа разводов и разладов в семье. Дисгармония внутри общества и между странами. Резкое падение уровня доверия в обществе к институтам государства, СМИ и НГО.
Дать полную статистическую оценку последствий борьбы с COVID-19 пока невозможно – все последствия, в частности детоксикация структуры экономики и нейтрализация последствий инфляции, ещё неизвестны. Поэтому оценка издержек пока неполная, но и её объём поражает воображение.
Только расходы государства на антиковидные меры, в том числе поддержка бизнеса, и только в 12 крупнейших экономиках мира составили примерно $12,64 трлн. С учётом аналогичных расходов остальных ~190 стран совокупные издержки на противодействие COVID-19 оцениваются в сумму около $15 трлн. И это только по одной из пяти статей. Издержки инфляции, выхода из долговой ловушки, банкротств финансовых и нефинансовых структур, нейтрализации искажений структуры капитала (недвижимость, фондовый рынок, энергетические, промышленные, венчурные, инновационные проекты и т.д.), снижение темпов экономического роста – это ещё около $10 трлн.
Таким образом, оценочно издержки борьбы с COVID-19 составляют примерно $25 трлн. По официальным данным, от пандемии умерло около 7 млн. человек. На одну смерть от коронавируса неполные издержки составили ~$3,57 млн. По факту же смертность от этого вируса оказалась гораздо меньше, чем представляли ВОЗ и правительств стран G7/ЕС.
Являются ли принятые по всему миру меры против COVID-19 адекватными той угрозе, которую представляет этот вирус? Чисто с экономической точки зрения перед нами явный перебор. Это как раз тот случай, когда дорогим микроскопом за несколько миллионов долларов кому-то приходит в голову забивать гвозди.
С эпидемией можно было бы справиться с гораздо меньшими издержками и убытками, если бы подавляющая часть государств мира не закрыла бы всем рты и не заставила плясать под свою дудку. В результате – не только гигантские материальные издержки, но и беспрецедентное поражение прав и свобод граждан. Кстати, Беларусь тут приятное исключение.