АВИА ПЛЮС АВТО. Белорусский промсектор сделал ключевые ставки в промполитике

Темпы роста промпроизводства в РБ за январь-март, как обычно, демонстрируют умеренный рост. Однако обрабатывающая промышленность за первые три месяца 2023г. в сопоставлении с аналогичным периодом 2022г. прибавила 2,4%, и эта цифра действительно важна. Стратегически белорусский промсектор в 2023г. сделал две большие ставки – вхождение в производственные цепочки российских автопрома и авиапрома. Это не только промышленные мощности и рабочие места – это добавленная стоимость и технологический суверенитет.

Вице-премьер Петр Пархомчик в начале последней декады апреля не скрывал оптимизма относительно темпов развития курируемого им сектора: «Вся промышленность за первые три месяца этого года выросла на 1,8%. Минпром сработал плюс 9,7%. Хорошие показатели у легпрома – плюс 11,1%, у «Белнефтехима» – плюс 7%. Также положительная динамика наблюдается по лесоперерабатывающей промышленности».

Разделяя радость за отдельно взятые отрасли, «НДГ», тем не менее, советует обратить внимание на +7% «Белнефтехима» – последние годы у «нефтянки» не назовешь легкими, но за черной полосой всегда наступает белая.

Справка «НДГ». В январе-марте 2023г. объем промпроизводства в РБ в текущих ценах составил BYN44,2 млрд, или в сопоставимых ценах 101,8% к январю-марту 2022г., в т.ч. в горнодобывающей промышленности – 101,8%, в обрабатывающей промышленности – 102,4%, в снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 98,2%, в водоснабжении, сборе, обработке и удалении отходов – 99,7%. Индекс промпроизводства за март 2023г. к марту 2022г. составил 109,2%, за март 2023г. к февралю 2023г. – 110,2%.

Что касается Минпрома, которому досталась первая порция похвал Пархомчика, то министр промышленности Александр Рогожник уже выразил уверенность, что в 2023г. его подчиненные выполнят все доведенные показатели:

«По I кварталу предприятия Минпрома достигли темпа роста по индексу физического объема производства почти 110%. Мы выполнили абсолютно все показатели. Значительно вырос экспорт».

Справка «НДГ». По данным Минпрома, подотчетные ему организации за I квартал 2023г. обеспечили темп роста объема производства промпродукции в сопоставимых ценах 109,6% при задании 101%. Темп роста экспорта товаров организаций Минпрома за январь-март оценен в 117,1% к аналогичному периоду 2022г. при задании 100%. Рентабельность продаж в промышленности по госорганизациям и АО с долей государства более 50% ожидается в размере 6,3% при задании 4,9%. Среднемесячная зарплата по системе Минпрома за I квартал складывается в размере BYN1911,8 – +21,9% к соответствующему периоду предыдущего года.

В общем, промышленность на подъеме. Следует присмотреться к двум проектам, призванным обеспечить этому подъему достаточные количественные и качественные параметры.

Авто: «Мы можем как минимум удвоиться»

Российские эксперты, характеризуя сокращение гражданского производства в автопроме в пользу военного и продукции двойного назначения, обычно оперируют показателем в 10-15%. Оценки объемов, которые требуется восполнить при импортозамещении, еще выше и колеблются в очень широких пределах – до $19 млрд. Емкость тех сегментов рынка РФ, где сейчас востребованы белорусские автокомпоненты, огромна.

Посол РБ в РФ Дмитрий Крутой, комментируя в начале апреля двустороннее сотрудничество, пояснил, отчего и насколько велика эта ниша: «Это не только сфера классического автомобилестроения. Это все виды – и железнодорожного, и атомного, и судостроения, турбины. Мы пока сосредоточены на самом деле там, где далеко продвинулись. Это автомобилестроение. За прошлый год было поставлено продукции наших предприятий примерно на $150 млн. Это хорошая цифра – рост буквально в 2 раза за год. Выделяется, конечно, «большая семерка», как мы ее часто называем: «КамАЗ», «Урал», «ГАЗ», заканчивая «Ростсельмашем». Это компании, с которыми мы имеем отдельные программы по каждому нашему предприятию».

Глава Минпрома, описывая кооперацию отечественного холдинга «Автокомпоненты» с российскими автосборочными предприятиями, финансовых показателей не называл, однако отметил, что в 2022г. поставки автокомпонентов на российский рынок выросли к уровню 2021г. в 1,5 раза, а в 2023г. ожидается их дальнейший рост.

Рост этот происходит практически помесячно, как явствует из слов Крутого: «Уже на этот год, буквально сейчас, на март, у нас заявок плюс 15% роста к прошлому году… Если брать все наши автокомпоненты – наш экспорт примерно $400-500 млн. Сегмент чисто автомобилестроения – $150 млн… Но мы можем здесь как минимум удвоиться. Резервы просто колоссальные».

Стоит заметить, что помимо готовой продукции, технологически сложных узлов и отдельных запчастей присутствие в производственных цепочках автопрома РФ означает гарантированный спрос на сотни, если не тысячи позиций в самых разных отраслях – от микроэлектроники до кожзама и прочих синтетических материалов для сидений и салонов.

Авиа: «Загрузить наши заводы до 2030г.»

Еще в советские времена специализацией БССР был автопром. Все сказанное относительно него смело можно спроецировать и на авиастроение. Замахнуться на кооперацию с российским авиапромом – значит, нарастить и расширить уже имеющиеся мощности и компетенции.

По словам посла РБ в РФ, сделано уже немало: белорусские делегации зачастили в Иркутск, Ульяновск, Казань и прочие центры российского авиастроения.

Российских авиастроителей последние десятилетия заказами не баловали (1-2 самолета в год в лучшем случае, 3-5 банкротств за последние пару десятилетий), и сейчас у них просто не хватит мощностей и кадров, чтобы покрыть неожиданно возросший спрос, так что помощи от белорусов они будут только рады.

Справка «НДГ». Предварительно речь идет о формировании долгосрочной программы загрузки ОАО «Минский завод гражданской авиации №407» и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах. В РБ намечено производить порядка 1350 изделий и компонентов для МС-21, 2,1 тыс. – для Ил-76 и Ил-78 различных модификаций, около 700 – для Ту-204.

«Это первая тактическая задача – загрузить наши заводы до 2030г. этой компонентной базой по тем направлениям, которые существуют. Дальше премьер-министр поручил активно привлечь к этой истории не только непосредственно два наших профильных предприятия, но также «Интеграл» и «Горизонт». Они здесь должны найти свою нишу в сфере авионики, микросхем, жидкокристаллических панелей», – поведал Дмитрий Крутой.

По его словам, во многих случаях россияне уже аттестовали и проверили белорусские предприятия, дав согласие на производство авиакомпонентов и дальнейшую постановку на финишное производство в РФ.

Имеются и более амбициозные планы – например, организовать в РБ финальную сборку какого-нибудь самолета попроще, чтобы набить руку: «На сегодняшний день в проработке Су-25. Соответствующая документация сейчас изучается, передается российской стороной. Но премьер-министром даже задача ставится жестче: от сборки авиационных двигателей – до финишной сборки самолетов. Это, конечно, суперзадача, задача максимум».

Одномоторный штурмовик Су-25, созданный в 1975г. и впервые поднявшийся в воздух в 1981г., как очень популярная и давно эксплуатирующаяся ВВС разных стран машина действительно хорош для запуска авиастроительного конвейера – и с точки зрения технологий, и с точки зрения оборонных нужд.

Сюжет с авиастроением, таким образом, обещает оказаться гораздо более сложным и захватывающим, чем с автомобилестроением: для белорусских предприятий он означает загрузку заказами и качественный технологический рывок.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.