КАРАНДАШ КАК «КАЛАШ». Миграционный кризис на границе с ЕС привёл к «войне карикатур»

Миграционный кризис на рубежах РБ и ЕС нашел отражение в работах многочисленных карикатуристов, как по ту сторону границы, так и по эту. Правда, видят они ситуацию и изображают ее в своих работах под полярно разными углами.

Считается, что первым, кто оценил, каким грозным оружием в полемике с врагами может быть сатирическая графика был Мартин Лютер. Его прокламации с карикатурными изображениями понтифика и монахов на ура заходили в широкие массы, что стимулировало антипапскую фронду.

С тех пор в принципе мало, что изменилось. Практически ни одна нынешняя политическая конфронтация не обходится без порции графики – для охаивания и дискредитации оппонентов плюс мотивирования собственного актива.

Рекрутировали художников и на освещение актуального кризиса на границе Польши и РБ. В беспощадный карикатурный бой вступило негласное формирование графиков провластных СМИ России и Беларуси, которым противостояла нестройная, но зато набившая руку когорта коллег из западных изданий.

Судя по контенту рисунков художников по эту сторону Буга, их миссия заключалась в том, чтобы обнажить «лицемерную природу» Запада, который преследуя на границе беженцев, якобы забил болт на международное право. Рисунок из российского телеграмм-канала «Рядом с Ольгино»

Припомнили Польше и активное участие в интервенции в Ирак в начале нулевых – сегодня основной поставщик мигрантов, которые рвутся на Запад через Беларусь. Эту тему акцентировали в издании «Минская праўда».

В свою очередь по ту сторону границы педалировался месседж о рукотворном характере конфликта. Мол, Минск в качестве ответки на западные санкции решил заюзать орды мигрантов. Как пример – карикатура из французского Le Monde, где иммигранты аллегорически изображены в качестве нового белорусского суперваффе.

Были попытки изобразить мигрантов как террористов, которые решили воспользоваться трафиком в ЕС через Беларусь, очевидно, для реализации своих коварных планов. К адептам такой версии относится художник Cagle.

Кстати, тема Беларуси, которая так или иначе остается европейской периферией, нечасто востребована на карикатурном рынке. Поэтому для изображения реалий Синеокой на Западе зачастую используется устойчивый набор клише, включая постсоветские.

Тут всех переплюнул австрийский художник Марьян Камински, который также отреагировал на новости с белорусско-польского кордона. На его рисунке, посвященному кризису на границе, настоящий гербарий стереотипов – обнаженный ВВП, труба «Северного потока-2» и даже лозунг «Жыве Беларусь!» на какой-то романской трасянке. Его Марьян почему-то вложил в уста белорусского пограничника.

По ходу конфликта первоначальные нарративы изменились. Сочная телекартинка, на которой польской силовики заливают мигрантов газом и колбасят их из водометов, пришлась не по вкусу лево-либеральному электорату Запада, зацикленному на правах беженцев. Поэтому часть художников изданий указанного выше идейного направления оперативно генерировали новые смыслы. Стояние на границе теперь выглядит как противостояние одинаково бездушных белорусских и польских погранцов, которые пытаются вытолкнуть со своей территории несчастных мигрантов, заложников ситуации. На гуманитарном аспекте кризиса заострил, например, внимание немецкий Der Spiegel. «Мы заблудились. Где же путь к демократии?» – говорят персонажи рисунка.

Одновременно многие западные СМИ по-прежнему, упирают на то, что нашествие мигрантов на Литву и Польшу из Беларуси является некой формой гибридной войны, за которой торчат уши Кремля. (см. ниже тематический рисунок художника интернет-ресурса Cartoon Movement). Соответственно, тема прав беженцев даже особо не афишируется.

Такой разнобой вызывает подозрение об отсутствии на Западе единой позиции насчет рецептов решения кризиса. Собственно говоря, противоречивая реакция европейских политиков на звонки Ангелы Меркель в Минск, этот тезис отчасти подтверждает.

Ну и картинка будет не полной без визита на форумы польских противников президента Анджея Дуды и его партии «Право и справедливость» (PiS). Среди дудофобов знатный фурор вызвала идея дирекции Нацбанка Польши оперативно напечатать монету и банкноту, посвященную «героической обороне восточной границы». Тут же появились иронические варианты будущих банкнот с изображением демонического Александра Лукашенко и его «героического» визави – Дуды.

Идея Нацбанка прозвучала на фоне очередного витка инфляции в Польше. Поскольку курс злотого под вопросом, ряд критиков PiS предлагают перестраховаться и в качестве номинала на новой купюре напечатать – «Trochę pieniędzy» (немножко денег).

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.