РАЗДЕНУТ СОЛИДАРНО. Белорусские долги российского бизнеса выставляют на торги

Этот проект называли одним из крупнейших совместных проектов Беларуси и России в машиностроительной отрасли, в него инвестировали десятки миллионов долларов. Более того, поручение правительству по строительству этого предприятия дал лично глава государства. Однако построенное с ноля предприятие не смогло встать на ноги и обанкротилось.

В юридическом статусе СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод» (ОВЗ) доживает последние дни – по решению Экономического суда Могилевской области ликвидационное производство должно завершиться 20 мая. Следующая процедура – исключение ОВЗ из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А вот осадочек в виде многомиллионной дебиторской задолженности, судя по всему, останется. И кому он достанется?

Справка «НДГ». В 2008г. между правительством Беларуси и российской компанией «Гранд Экспресс» был подписан инвестиционный договор о строительстве завода по выпуску железнодорожных вагонов и танк-контейнеров на базе Осиповичского вагонного депо. Для реализации проекта было создано совместное ЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», где 74% принадлежали российской компании, а 26% – Белорусской железной дороге.

Проектная мощность ОВЗ – после реализации проекта стоимостью $160 млн. – должна была достичь 2,5 тыс. грузовых вагонов и 2 тыс. танк-контейнеров в год.  

В 2011г. к финансированию проекта подключился Евразийский банк развития (ЕАБР), выделивший совместному предприятию на 8 лет кредитную линию в размере $63,519 млн. под гарантию правительства Беларуси.

В июне 2011г., посещая предприятие, Александр Лукашенко раскритиковал российскую сторону за срыв сроков строительства. «Не будете делать вы, не сделаете к концу года, мы от ваших услуг откажемся, и будем заниматься этим сами. Вагоностроительное производство в стране будет. Вопрос в том, с вами или с кем-то другим», – сказал президент, обращаясь к инвесторам.

ОВЗ был построен и запущен в 2013г., но он так и не вышел на проектные мощности. А затем и вовсе пошел на банкротство. В итоге гасить обязательства завода пришлось Минфину Беларуси, под гарантии которого был привлечен кредит ЕАБР. Затем белорусская сторона для покрытия расходов выставило претензии ОВЗ. Судебный исполнитель организовал торги, по результатам которых большую часть имущества завода приобрело Могилевское отделение БелЖД. Работники завода перешли на специально созданное ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения».

В ноябре 2016г. Экономический суд Могилевской области в отношении ОВЗ возбуждает производство по делу об экономической несостоятельности.  По заключению антикризисного управляющего, основной причиной банкротства предприятия стало снижение объемов грузоперевозок по стране и за ее пределами и спроса на выпускаемую продукцию.

Это привело к неспособности завода рассчитаться по кредитным обязательствам и повлекло за собой отчуждение имущества, необходимого для производства. Торги по реализации оставшегося от ОВЗ имущества идут до сих пор. Однако были найдены и конкретные виновники, ушедшего под откос проекта.

В январе 2020г. стало известно, что замгенпрокурора Беларуси в интересах БелЖД обратился в суд с иском к бывшим владельцам и руководителям ОВЗ. Сумма иска – 23 млн. евро и BYN16,2 млн. в виде убытков, которые понесла белорусская сторона от партнерства с россиянами. Летом того же года на брифинге заместитель генпрокурора Беларуси Алексей Стук сообщил, что дело было приостановлено по процессуальным причинам: «Нужно решение суда апелляционной инстанции по делу о банкротстве вагоностроительного завода. Кроме того, ответчики – субъект хозяйствования Российской Федерации и некоторые физические лица – находятся на территории РФ. При этом международной конвенцией предусмотрен достаточно продолжительный порядок вручения вызовов для судебного заседания».

Известно, что ответчиками по этому делу являются ряд физических лиц, в их числе соучредитель ЗАО «Гранд Экспресс» Михаил Рабинович. Напомним, что он также является третьим лицом затяжного процесса по экономическому спору между российским ООО «Управляющая компания «ДаВинчи» и Республикой Беларусь в лице Совмина РБ. Цена спора – более $3,3 млн. и он напрямую касается строительства СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод» («НДГ» подробно об этой тяжбе рассказывало). Дело повторно слушается в Арбитражном суде Москвы. А в Беларуси в рамках ликвидационного производства ОВЗ намерены продать дебиторскую задолженность, которая образовалась при участии Рабиновича и его партнеров. 

Долги с молотка

На сайте Единого государственного реестра о банкротстве размещено объявление о приеме заявок на участие в открытых торгах  по продаже дебиторской задолженности. Общая сумма восьми лотов впечатляет – свыше $30 млн. Точнее – $320,4 тыс., 22,5 млн. евро и BYN16,2 млн. Очень похоже на сумму иска, заявленного Генпрокуратурой.

Первая (долларовая) сумма дебиторки висит на ООО «Спецвагон» (Украина). По остальным – в евро и белорусских рублях – сообщаются некоторые подробности их образования с упоминаем лиц, с которых долги можно взыскать солидарно. Впрочем, по порядку.

Лот №2. Дебиторская задолженность в сумме 41,034,73 тыс. евро: убытки, причиненные в результате недоставки компанией Mobex GmbH (Австрия) предварительного оплаченного СЗАО «ОВЗ» товара – солидарно с Андрея Кушнарева (гражданин РФ, экс-глава представительства «Гранд Экспресса» в Беларуси), Михаила Рабиновича (гражданин РФ, соучредитель «Гранд Экспресса»), Ольги Доник (гражданка РФ, гендиректор «Гранд Экспресса»), Владимир Нехай (гражданин РБ, бывший директор ОВЗ). Так же в этом списке присутствует одно юридическое лицо – НАО «Гранд Экспресс».

Лот №3. Дебиторская задолженность в сумме 393,927 тыс. евро: убытки, причиненные в результате недоставки компанией Mobex GmbH (Австрия) предварительного оплаченного СЗАО «ОВЗ» товара. В этом лоте российская сторона представлена по списку лота №2. От Беларуси – Вадим Василевич (гражданин РБ, бывший директор ОВЗ).

Лот №4. Дебиторская задолженность в сумме BYN421,1 тыс.: убытки, причиненные в результате оплаты ООО «Энергопоток» по акту сдачи-приемки работ от 31.01.2013г.  Должниками названы все те же лица из лота №2

Лот №5. Дебиторская задолженность в сумме 3,769,109,92 млн. евро: убытки, причиненные в результате заключения договоров поставки оборудования №01/10-2012 от 01.10.2012 г. и №30/10-2-2012 от 30.10.2012г. с компанией Parkmill Impex LLP (Великобритания). Должниками названы все те же лица из лота №2

Лот №6. Дебиторская задолженность в сумме BYN5,100,329,76 млн.: убытки, причиненные в результате реализации продукции ниже себестоимости. В этом лоте российская сторона представлена по списку лота №2. От Беларуси новый фигурант – Евгений Антонович Артюшенко (гражданин РБ, полный тезка бывшего заместителя гендиректора Мозырского НПЗ, «Белгорхимпрома», System Technologies, экс-депутата Палаты представителей, проректора БГУИР).

Лот №7. Дебиторская задолженность в сумме BYN10,746,430,24 млн.: убытки, причиненные в результате реализации продукции ниже себестоимости. Солидарный долг российской стороны в лице: Кушнарева, Рабиновича, Доник и НАО «Гранд Экспресс».

Лот №8. Дебиторская задолженность в сумме 18,353,478,73 млн. евро: убытки, причиненные в результате заключения договоров поставки оборудования в 2009-12гг. с компанией Parkmill Impex LLP. Солидарный долг российской стороны в лице: Кушнарева, Рабиновича, Доник и НАО «Гранд Экспресс».

Заявки на участие в торгах, которые состоятся в Осиповичах,  принимаются до 6 июня т.г. Сумма задатка для участия – 10% от начальной цены лота. Сомнительно, что найдутся желающие приобрести даже самый дешевый лот из этого списка. Впрочем, такова обязательная процедура.

Если дебиторскую задолженность продать не удастся, то, согласно законодательству, управляющий предложит кредиторам оставить ее себе в счет погашения их требований. (Скорее всего, в деле о банкротстве ОВЗ основным потерпевшим кредитором является БелЖД). При любом раскладе, в Беларуси эти деньги из российских должников, грубо говоря, не выбить. Судиться с ними придется на их территории, что чревато судебными и прочими расходами.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.