НЕ СОЙТИ С УМА НА ДИСТАНЦИИ. Удалёнка – это про деньги, а не про удобство сотрудников

Врачи говорят, что не так страшен ковид, как его последствия и осложнения. Одним из таких осложнений для бизнеса после ковида стала удалёнка: многих сотрудников просто не загнать офис. Это стало новой реальностью. Ни одно из исследований не свидетельствует о росте производительности на удалёнке. Чаще всего говорят о снижении работоспособности персонала. Казалось бы, решение простое ‑ загнать всех назад, но не торопитесь, дочитайте хотя бы статью.

Если от производительности персонала ваша компания теряет не более, чем аренда помещения и «плюшки» в офисе, то смело шлите всех в сад, вернее на удалёнку. А если убытки от падения производительности работников большие, то смело гоните всех в офис, уволив самых ярых бездельников. А что если производительность упала, но офис еще не так выгодно, но и увольнять никого не хочется? Давайте поговорим о том, как повысить производительность свою и работников, если все же работаете на удалёнке.

Для успешной удалёнки не отказывайтесь полностью от офиса

Как ни странно, не всем сотрудникам удалёнка нужна: у кого-то маленький ребенок, к кому-то приехала тетушка из деревни пожить и т.д. У сотрудника должна быть возможность работать не дома. Поэтому пару дежурных рабочих мест могут быть вашим преимуществом перед компаниями, где целиком отказались от офиса. Иначе ваш сотрудник будет вынужден часто брать дни за свой счет или вообще уволиться. Потому как дом изначально не предназначен для работы.

График

Работа на удалёнке – это работа со всеми вытекающими. Даже, если вам кажется, что работник может сам работать, попросите его самого составить свой график и выслать его вам или директивно установите его в компании. В выигрыше все: вы знаете, когда у вас законное право беспокоить работника, а у него есть время на отдых.

Например, ко мне обращается человек с запросом, что постоянно работает и нет времени на отдых. Он сам себе поставил диагноз «выгорание». На практике у человека была удалённая работа, без графика и он работал не в определённое время, а «когда захочется». Задания выполнял вовремя без задержек, но вся его жизнь была и не отдыхом, и не работой: то шеринг по сериалам, то составление документации «под обед» и т.д.

Так что даже на удалёнке, работе ‑ свое время, по графику и точка. Иначе – ни работы, ни отдыха.

Митинги

Обратилась программистка из крупной компании с запросом, что на удалёнке, она плохо работает. Но ее за это не ругают вся компания работает хуже. Оказалось, что линейный руководитель строит свое общение с персоналом только на уровне общих митингов через zoom, а индивидуальной коммуникации в компании нет. А конкретно это программистка иногда стеснялась спросить лично. Конечно, при личном общении в офисе это было бы выявлено раньше.

Дальше мы почитали рабочий чат компании, а там обмен мемами, разговоры на отвлеченные темы и все это в рабочее время, при участии руководителя. А как работать, если мемы шлет сам руководитель?

Тут, вероятно, следует возразить: в любом коллективе есть неформальная коммуникация и от нее никуда. Как ни странно, то лучше сделать два чата: рабочий и с мемами. Тогда те сотрудники, которые зайдут в рабочий чат, будут видеть то, что надо по работе и не отвлекутся на очередную очень смешную картинку или полезную статью о прокрастинации.

Дополнительные стрессы

И еще одна ошибка – все митинги в компании были утром. Далее прямая цитата: «Для меня митинг всегда стресс – я вставала пораньше, готовилась к митингу. Не работала. Далее на митинге я отвечала, что у меня могли спросить. После митинга напряжение падало и работать в целом было сложно». Выводы? Может, митинги каждый день и не нужны или их перенести на конец рабочего дня? Зачем создавать дополнительный стресс в начале дня?

Уход от общения

Другая крайность – это когда в компании целиком уходят от общения, заменяя его системами контроля от CRM до Trello. В этом случае ваш сотрудник будет какое-то время работать и все будет хорошо, кроме одного – он будет не частью вашего коллектива.

Компания – это коллектив

Как уже было сказано, коллектив – это связи между сотрудниками, в том числе неформальные. Поэтому важно, чтобы коллектив оставался коллективом. Поэтому, даже если компания работает на удалёнке, важно, чтобы остались корпоративные мероприятия. Причем, они могут быть и не обязательно офлайн. Попробуйте провести неформальную встречу в zoom, отпраздновать удалённо хотя бы чей-то день рождения или даже проведите внутрикорпоративное соревнование по компьютерной игре. Тут уже на помощь вам фантазия.

Виртуальные конфликты

Коммуникация ваших сотрудников, чаще всего, не ограничивается рабочими чатами и только одним месседжером, чаще всего они общаются на разных площадках, и вы даже не знаете, есть ли в коллективе конфликты или нет. При обычной организации работы, вы бы это поняли, хотя бы по кислым минам сотрудников. А тут никак.

Пример не мой, а у коллеги. В коллективе журналистов все на удалёнке, совещаний не проводится, руководитель знает про свой коллектив только по полученным материалам. И все вроде хорошо, как вдруг на его столе оказываются сразу два уже не виртуальных, а реальных заявления на увольнение. Оказывается, у сотрудников произошел конфликт в комментариях в фейсбуке на общественно-политическую тему. У руководителя даже не было возможности погасить этот конфликт – он о нем не знал.

Как его можно было предотвратить? Правильно, руководитель, должен интересоваться виртуальной жизнью своих сотрудников, если они, конечно, его допускают туда. В конкретном случае руководитель выступил в роли медиатора и уговорил сотрудников остаться в коллективе.

Контролируйте не сотрудника, а результат

Если ваша работа не предполагает, что сотрудник работает в конкретное время – предложите ему самому составить себе расписание. Это позволит ему работать, когда у него наилучшие условия для работы (он жаворонок или просто, когда спит ребенок). Но вы, как руководитель, вправе контролировать сроки и результаты. При этом важно, чтобы вы и сотрудник четко понимали, по каким критериям вы оцениваете его работу: от подробного КПИ до банального срока и конкретной задачи.

А что сотруднику?

Не все умеют организовать свою работу на удалёнке, и вам придется их этому учить и помогать организовать свое рабочее место. А что же можно посоветовать сотруднику?

Договоритесь

Договоритесь с домашними, что вы работаете и в это время вас дома нет. Для этого используйте отдельные комнаты, зонирование и т.д. Вся наша жизнь сегодня на экране ноутбука: от работы до сериала. Так вот: некоторым важно смотреть сериал и работать в разном месте.

Разделите домашние дела и работу. Казалось бы, почему не загрузить стиралку во время работы, но тут проблема в том, что, когда вам надо будет развешивать белье, вы будете выбирать между стиркой и работой. А такое отвлечение будет вам мешать снова вернуться в работу. Поэтому работе время, домашним делам час.

Рабочая одежда

Как я уже писал, наш дом изначально не планировался для работы. Дома мы привыкли отдыхать. Поэтому, если все-таки работаете на удалёнке, то хотя бы смените одежду. Пусть это будет хотя бы майка, в которой вы только работаете. Это позволит вам как-то переключаться между домом и работой, никуда не выходя. Можно использовать и другие ритуалы: кружка, из которой пью только во время работы; делаю медитацию перед работой; закрываю все вкладки и т.д.

Порядок

Наведите порядок на столе. Часто люди, которые приходят с проблемой прокрастинации, отказывается делать одно простое задание – сфотографировать свой рабочий стол. Знаете, почему? Там бардак и много лишнего. А все лишнее – источник отвлечения.

Помните, для чего

При удалёнке особенно много проблем с прокрастинацией и на эту тему можно писать много. Главное при работе на удалёнке: помните, что вы работаете ради своей семьи, ради себя, мечты и т.д. Это очень важно, потому как при удалёнке, даже самый строгий руководитель не может вас контролировать – вы сами себе руководитель на удалёнке. Поэтому развивайте в себе навыки самоорганизации и самодисциплины или возвращайтесь на офис.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.