Праздник со слезами на глазах

В районе университета повстречались двое скромно одетых пожилых мужчин. Олдскульная интеллигентность была написана на их измождённых, но приятных лицах. Очки товарищей увлажнились.

– Ну что – со скорым выходом? – то ли поздравил, то ли спросил первый, седоватый и сутулый.

– ЫЫЫЙЭХХХХХХ!.. – шумно вздохнул второй, белый как лунь и сгорбленный так, будто хочет его поцеловать земля.

Рвущая душу, наполненная дикой тоскою боль была в этом протяжном вздохе, невыносимая тяжесть бытия и нестерпимое предчувствие неминуемого.

И понял я: то были преподы.

Близится, близится тот неизбежный праздник, которого со столь смешанными чувствами ждут педагогирующие и педагогируемые. Они называют его праздником со слезами на глазах, но всё равно трепещут в предвкушении. Вместе с осенью, оттеснив мечтательное лето, на сцену выходит учебный год.

Первое сентября называют Днём знаний, но, конечно, тут не только о знаниях идёт речь. Недаром ведь слова «школа» и «вышколить» имеют один и тот же корень. Вышколить, согласимся, вовсе не значит одарить знаниями, здесь совсем другой смысл.

У школы, университета есть функция обучения, есть функция воспитания, есть, да, зачастую и функция вышкола. Есть много других функций: ребёнок, затем молодой человек, подключается к миру по разным каналам.

И всё же самое главное и важное здесь – обретение знания. Пути его тернисты, оно приумножает скорбь, но стремление к нему всегда благородно. И неискоренима человеческая воля к знанию. А значит, постижение знания будет идти всегда, пока живо человечество, на прекрасной белорусской земле в частности. Это хорошая новость.

Помимо неё, признаемся, существует множество новостей менее хороших.

• Неуклонное снижение образовательного уровня;

• Эрозия стимулов учиться;

• Позорно низкие зарплаты педагогов (не для них, а для страны позорные);

• Их не менее позорная перегруженность. Канцелярщина и бюрократизм;

• Как следствие, фрустрация и падение авторитета среди учеников;

• Медленное, но неуклонное размывание фундаментальных направлений, некогда с колоссальными вливаниями и усилиями разработанных.

Это всё серьёзно, и это никуда не исчезает. Есть очевидные симптомы: в прошлом, например, году недобор на бюджет в вузы – 192 человека, в позапрошлом – 86. В этом году представительница министерства называет «практически 490 мест». Это после дополнительного набора, а до него было целых 900.

«Добирают уже абитуриентов далеко не с лучшими показателями, по принципу «и хило, и гнило, да лишь бы было». При этом недобор имеет место быть по преимуществу на самых серьёзных специальностях – математике и физике, без развития которых невозможно развитие страны. А тут какое же развитие, если доукомплектовывают двоечниками»

Понятно, что добирают уже абитуриентов далеко не с лучшими показателями, по принципу «и хило, и гнило, да лишь бы было». При этом недобор имеет место быть по преимуществу на самых серьёзных специальностях – математике и физике, без развития которых невозможно развитие страны. А тут какое же развитие, если доукомплектовывают двоечниками.

Почему на эти специальности не хотят идти, тоже понятно: предметы сложные, а после окончания вуза денег будет мало. Да ведь и с преподавательским непосредственно ремеслом (см. писаное ранее) то же самое. «Будешь плохо учиться – станешь учителем», – пугают мамаши своих чад.

Не то что учитель, у нас кандидат наук меньше грузчика в супермаркете получает. Так, дорогие друзья, никак нельзя. С этим, дорогие друзья, мы ни к чему хорошему не придём.

И это не одного образования уже проблема, а государства – как сохранить важнейшие отрасли.

И вообще основные вопросы образования – это именно вопросы общества. И эти вопросы не только не решены – согласья нет по их решению. Назовём навскидку лишь некоторые, все тесно связанные между собой. Будем говорить о высшем образовании, поскольку о среднем и начальном, как это ни странно, говорить куда сложнее.

• Так и не определились, является образование миссией или сервисом. Либо оно готовит члена общества, обладающего универсальными знаниями, и имеет за это вознаграждение от государства – либо оказывает чётко конкретизированные услуги, продавая на рынке востребованные знания и навыки;

• Какой человек нужен на выходе? Узкий специалист, широкий специалист, специалист, способный к самообучению, специалист и сознательный гражданин, специалист и покорный гражданин, безопасный неспециалист и так далее;

• Какого рода специалисты более всего востребованы страной: инженеры, агрономы, милиционеры, программисты, юзеры ПК, плясуны, певуны и т.п.;

• Степень университетской автономии и университетских свобод. Классический университет должен быть самостоятелен, он не может тянуться в струнку перед бюрократом, экономическим реформатором или ещё кем-то. Существуют веками наработанные, защищённые принципы, которых он и придерживается;

• Соотношение обучения и воспитания, если так можно сказать. То есть понятно, что отсутствие воспитательной работы есть тоже воспитательная работа. Однако вовсе не исключено, что подлинное воспитание в гораздо большей степени происходит при постижении фундаментальных открытий человеческого разума, при сопричастности к генерации смыслов, чем при беганьи за учеником с билетами на концерт самодеятельности или с противогазом для патриотического мероприятия…

Конечно, к решению этих проблем нужно подходить крайне взвешено и даже осторожно. Чересчур активных тормошителей, улучшителей и блюстителей образования и так слишком много. Это сфера, в которой слишком долго можно оставаться безнаказанным, совершая любые глупости. Зато, когда созреет, будет слишком поздно что-либо исправлять: неблагополучный и полуграмотный учитель принесёт неблагополучие и неграмотность в общество, даже если он торгует дипломами за бесценок.

Как сказал классик: «Потеряем учителя – капец. Будем ходить пьяные и дурные». Совершенно верно.

Пожелаем же и стране не потерять учителя, и учителю стать, наконец, на достойное его место. Без помощи страны – это невозможно. Тут как у мушкетёров – один за всех, и все за одного.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции

61
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.