ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА. В Украине арестовали технику белорусских дорожников на миллионы долларов

Власти Украины продолжают аресты и национализацию любого имущества, находящегося на территории страны, которое принадлежит Беларуси и России.  К середине мая общая сумма изъятых белорусских и российских активов превысила $1 млрд. Процесс экспроприации по-украински продолжается. Очередными жертвами стали белорусские дорожники и дилеры Минского автозавода.

Генпрокуратура Украины заявила о передаче в управление Национального агентства по выявлению и розыску активов, полученных от коррупционных и других преступлений, 60 единиц строительной техники, принадлежащих белорусским предприятиям.

Ведомство сообщает, что в ходе следствия были арестованы: экскаваторы, катки, погрузчики, бульдозеры, машины для обслуживания дорог, автогрейдеры, автогудронаторы, тракторы, генераторы и т.п. на общую сумму более 200 млн. гривен ($6,7 млн.).

В пресс-релизе отмечается, что досудебное расследование осуществляют следователи Подольского управления полиции в Киеве по материалам Службы безопасности Украины. А прокуратура осуществляет «процессуальное руководство в уголовном производстве, начатом по факту присвоения государственных средств, выделяемых на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также возможного финансирования действий, совершенных с целью захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины».

Дополнительно поясняется, что в рамках следствия проверяется деятельность ряда белорусских компаний, функционирующих в Киеве и на территории других регионов Украины, на предмет причастности к совершению данных преступлений.

Аналогичным образом под будущую национализацию попало имущество дилеров Минского автозавода в Украине. Генпрокуратура сообщает; в рамках, судя по всему, того же уголовного дела «было установлено, что в Киеве осуществляют свою деятельность два предприятия – «АвтоМАЗ Украина» и «Торговый дом «МАЗ-Украина», конечными бенефициарными собственниками которых является государственная структура, подконтрольная правительству Республики Беларусь».

В ходе досудебного расследования на этих предприятиях проведены обыски, изъято и арестовано 20 грузовиков марки МАЗ на общую сумму свыше 20 млн. гривен ($675 тыс.). Техника и корпоративные права дилеров передали в управление Агентства по розыску и менеджменту активов.

Досудебное расследование по уголовному делу по фактам «присвоения имущества и финансирования действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины» проводят следователи Подольского управления полиции под надзором прокуратуры.

Зачистка конкурентов?

Непримиримая борьба в Украине со всем российским и белорусским больше похожа на узаконенный рэкет с возможностью навсегда убрать с рынка конкурентов.

Для дилеров МАЗа прошлый год был весьма успешным. По итогам 2021г. они сохранили лидерство на рынке новых грузовиков Украины. Им удалось продать 1031 автомобиль, что превысило результат предыдущего года на 36%. Бренд МАЗ в 2021г. 21,5% рынка. Второе место – у MAN с долей 10%. В топ-5 самых востребованных марок вошли также Scania, Ford Trucks и Iveco. А всего на украинском рынке новых грузовиков в 2021г. было представлено 36 брендов.

Всего в минувшем году в Украине было реализовано более 4,8 тыс. новых грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны. Рост продаж за год составил 30,4%. Как отмечают эксперты, способствовали этому три фактора: большое дорожное строительство в рамках госпрограммы, активность аграриев и территориальных общин (громад).

К первому фактору также приложили руки белорусы. В апреле 2017г. на встрече президентов Беларуси и Украины (Петр Порошенко) была достигнута договоренность о привлечении белорусских дорожных предприятий к участию в тендерах по ремонту дорог в Украине. Тогда же было создано совместное украинско-белорусское предприятие «Белавтодор-Украина».

За прошедшие годы белорусские строительные компании выиграли полтора десятка тендеров и вошли в десятку лидеров украинского дорожного строительства. К слову, осенью 2019г. во время встречи в Житомире Александра Лукашенко и Владимира Зеленского украинский президент дал высокую оценку работе белорусских дорожников в Украине и выразил надежду на более активное продолжение сотрудничества.

С появлением белорусов на украинском рынке автодорожного строительства усилилась и конкуренция. Наши дорожники побеждали в крупных тендерах на десятки миллионов долларов – благодаря более выгодным предложением цены со снижением от 10% до 20% от первоначальной стоимости контракта. И не только по этому. «Компания «Белавтодор-Украина» предлагает более низкую цену на строительство за счет более современных технологий и отказа от участия в схемах, сговорах и коррупции, которые присущи отечественным дорожным строителям», писал информационный портал MY.UA. По данным издания, «коррупционный налог, который забирается из карманов граждан в этой сфере, составляет 20% стоимости каждого километра дорог».

На белорусских строителей украинских дорог проигравшие тендер конкуренты писали жалобы в Антимонопольный комитет Украины, обращались с заявлениями в правоохранительные органы и суды. Короче, прессовали по полной, выдавливая с рынка. И было за что бороться. Правительство Украины планировало выделить 113 млрд. гривен. ($3,8 млрд.) на строительство и реконструкцию 4 тыс. км дорог.

В 2019г. эта борьба материализовалась в уголовное дело о хищении госсредств, выделенных на ремонт и строительство дорог в Житомирской области. Одно из белорусских предприятий заподозрили в сговоре с чиновниками Житомирской областной дорожной службы.  Следствие предполагало, что белорусский подрядчик закупал стройматериалы по завышенным ценам и намеренно занижал ряд показателей, влияющих на качество дорог. В результате бюджету Украины якобы был нанесен ущерб на сумму 18,9 млн. гривен ($750 тыс.).

В компании «Белавтодор-Украина» тогда не исключили, что уголовное дело заказное, и его цель – выдавить белорусских дорожников с украинского рынка. О ходе следствия больше не сообщалось. Скорее всего, оно, что называется, уперлось в тупик, а сейчас пришло удобное время, чтобы его реанимировать и отжать белорусскую строительную технику на якобы законных основаниях.

По сведениям «НДГ», в качестве подрядчиков и субподрядчиков на строительство дорог в Украине привлекались ДСТ №2 (Гомель), ДСТ №4 (Брест) и СМТ№8 (Минск). Скорее всего, именно их 60 единиц техники национализировали по-украински.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.