КАК НЕ «ЗАГНАТЬСЯ » ОТ СТРЕССА. Спокойствие, только спокойствие

Если бы MBA составляли психологи, там бы было процентов 40 занятий по стрессоустойчивости, а потом все остальное. Иначе, зачем знать методы управления коллективом, если не умеешь управлять собой? Да, чаще всего психология управления сориентирована на внешнем круге руководителя: сотрудники, контрагенты, конкуренты и т.д. А что вы знаете о себе и своей психике? На что вы способны?

Если экономика – это наука про решения людей, то стрессоустойчивость – это про принятие решений трезвым умом. Оставим гуглу и академическим учебникам все определения и исследования, давайте просто: последние два года для руководителя – это полная неопределенность, риск, много информации, и все это во взаимодействии с сотрудниками, партнерами и конкурентами в таких же условиях. Можно смело сказать, что конкурентное преимущество современного руководителя – это умение выживать и преуспевать в сложных условиях или, как говорят психологи, стрессоустойчивость.

Низкая стрессоустойчивость в лучшем случае – это ругающийся матом руководитель или трясущееся руки

Приведу несколько примеров, как неумение держать себя в руках приводило к полному краху. Итак, топ-4 из скромной практики корпоративного психолога.

1. Линейный руководитель не решается доложить топ-менеджменту о реальном состоянии расчётов с контрагентами, а когда все всплывает, это почти банкротит предприятие. Он боялся их реакции. Потеряны деньги.

2. Руководитель в порыве гнева орет при всех на ведущего программиста, и весь проект стоит под угрозой из-за ухода квалифицированного специалиста. Потеряны деньги.

3. Начальник отдела продаж в порыве гнева из-за политики ругается с ключевым клиентом из другой страны из-за разных взглядов на политику, и компания теряет большую часть прибыли. Потеряны деньги.

4. На переговорах руководитель принимает на компанию очень сложные условиях работы, потому как на него «надавили». В реальной ситуации принял условия отсрочки платежа на 90 дней, которые поставили мелкое предприятие на грань банкротства. Потеряны деньги.

Большой опыт? Нет, недельный опыт консультаций

Есть три подхода к понятию стрессоустойчивости. В первом случае речь идет о том, что некоторые из нас от природы весьма неплохо умеют справляться с собой в любой ситуации. Это особенность психики. Во втором случае говорят, что стрессоустойчивость крепкая у тех, кто прошел серьезные испытания. И что делать, если ты не был в «горячей» точке, или рос в полной семье с нормальными родителями, и на Эверест, мягко говоря, не хочется? Есть третий путь – в себе это можно воспитать и развить. Все три точки зрения не исключают друг друга – рассмотрим третью, как наименее фатальную.

Здесь следует оговориться, что речь идет именно о навыках. Как много книг вы читали по психологии или слушали лекций? Ну как помогло? А что, если я скажу, что нет ни одного человека, который знает психологию? Современная психология – это молодая наука. Чуть более 150 лет – это для науки ничто. Поэтому в ней много костылей и глупых метафор. Но много людей, которые имеют навыки. Поэтому все, что написано далее, следует тренировать, а не просто «я где-то читал» или «мы про это знаем».

Первое, что следует помнить: в ситуации стресса у вас нет времени «вспоминать» умные книжки или рекомендации из статьи, которую вы читали «под кофе».


Итак, первое, что делаем в ситуации стресса – включаем «мудрый разум» или осознанность. Осознанность – это просто умение быть «здесь и сейчас», не поддаваться импульсу, а включиться в то, что происходит. Как? Отключить эмоции и принимать решения, соразмерные ситуации. Осознанность в себе можно развить несколькими способами: йога, если не нравится философия Mindfulness или техники остановки внутреннего диалога.

Я когда-то задавался поисками этих техник и на 150-й остановился. Это и дыхательные практики, визуализации, физические упражнения и даже просто контрастный душ. В моменте важно остановиться и не «загонять» себя мыслями. В ситуации стресса последнее, о чем думает наш мозг, это о рациональных решениях. У него вырабатывается кортизол – нейромедиатор стресса. В этом состоянии когнитивные функции просто блокируются, и мы просто действуем на эмоциях. Ваша задача – нейтрализовать кортизол. Это можно сделать расслабившись.

Навыки осознанности – это не только про остановку мыслей, но и про умение не улететь в мыслях. Например, у вас проверка, контролеры не нашли чего-то предосудительного, а вы в мыслях вспомнили «косяк» столетней давности, из-за которого начинаете хамить проверке или просто вести себя нервно. В этом случае вы более подвержены негативным последствиям, чем в случае, когда мыслите «здесь и сейчас»: нашли только один недочёт, остальных пока нет, и нет смысла показывать свою нервозность.

Еще полезно в таких ситуациях, когда вы понимаете, что куда-то «улетаете», искать способ заземлиться. Например, я смотрю на комнату и просто перечисляю про себя всю мебель, или проезжающие авто, или слушаю только гул, или пытаюсь почувствовать свое тело – иногда просто себя ущипнуть.

Все вышеописанное позволит вам в моменте не начать паниковать, а возвращаться в реальность. Думаете, не поможет? А вот и нет – именно это используют в работе с суицидниками, и оно работает в процентах 95-ти. Все эффективное, как ни странно, звучит просто.

Второй навык – умение владеть своими эмоциями. Тут есть небольшой алгоритм:

  1. Распознать эмоцию. Порой хватает сказать про себя на переговорах, например, мне «страшно потерять партнера», «я боюсь продешевить» и т.д. Это позволит вам понять, что с вами происходит, прийти в себя и понять, что делать дальше. Если эмоцию распознать сложно, можно просто сказать: «Меня кортизолит».
  2. Сделать противоположное. Например, если мне страшно потерять партнера вполне уместно будет представить, что страшнее: получить убыток по текущему контракту или удержать клиента. Или я осознаю, что мой собеседник сильнее, и я вместо того, чтобы уступать методично снова и снова проговариваю позицию мою и моей компании. Иногда помогает вместо злости через силу улыбнуться – так мы стимулируем нейтрализацию кортизола.
  3. Иногда сложно придумать, что сделать противоположное, поэтому можно предпринять мозговой мини-штурм, но не о том, что делать, а о том, что вас сейчас успокоит. Например, у клиентов психолога это могут быть антикризисные карточки. У вас же это могут быть элементарные планы успокоения: иди, попей кофе, возьми паузу, покушай.

Навык «Стоп». В ситуации стресса нет ничего страшного, если просто попросить всех успокоиться, остановиться. Это хорошо работает при сложных переговорах – когда вы видите, что вас соперник загоняет, просто попросите паузу.

Умение отвлекаться. Помните Эйнштейна – он играл на скрипке, а Менделеев любил делать чемоданы. Чудачество? Вовсе нет! Когда мы отвлекаем свой мозг от проблем, мы даем ему возможность самому решить, что делать. Да, наше сознание всего лишь средство вывода и ввода информации. Многочисленные исследования показывают, что наш мозг приходит к лучшим решениям, если не забивать сознание, а позволить ему заняться чем-то другим. Помните в детстве: долго не получается задачка, а потом пришел с прогулки, и как-то «само» решилось. На самом деле, наш мозг об этом думал, но без вашего участия.

Иногда мы не можем ничего поделать, поэтому следует учиться радикальному принятию. Почему радикальному? Бывают ситуации, когда наши действия ничего не исправят – нужно просто принять ситуацию целиком. Про это много написано, но мне нравится фраза «Важно уметь принимать то, что не можешь исправить, учиться справляться с тем, на что ты можешь повлиять и, главное, отличать одно от другого».

Улучшить момент. Вот мы приняли ситуацию. Например, тендер проигран или клиент ушел. Единственное, что тут можно сделать – улучшить момент. Это можно сделать любым доступным способом: от хорошей музыки до встречи с друзьями. Задача простая – не стать заложником ситуации и не впасть в цикл или, как говорят психологи, не загнаться. Да, ситуация плохая, но что я могу сделать чтобы улучшить момент?

Сон, еда и режим отдыха. Да, чтобы быть стрессоустойчивым нужно нормально спать, есть и отдыхать. Ведь голод, усталость и сонливость – лучше среда для стресса. И там сложно выбраться: я не выспался – не справился со стрессом – получил бессонницу – опять не выспался – еще сильнее стресс. В итоге замкнутый круг, из которого не выбраться. Первична физиология – больной и раздраженный вряд ли может называть себя успешным руководителем.

Все, что описано выше – лишь часть навыков, которые стоит современному руководителю развивать. Можно погуглить и найти больше. Только научившись управлять собой, можно легко управлять другими. Почему тут я избегаю слов «совет», «рекомендации», а пишу про «навыки». Дело в том, что в состоянии стресса сработают именно выученные навыки, а не мифические «знания». Тренируйтесь – иначе бессмысленные релокации, паники, споры в соцсетях и траты на последствия своих глупых решений.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.