УДАЛЁНКА ИЛИ ОФИС? Где лучше всего «валять дурака» сотруднику

Сейчас идет много разговоров о том, как вернуть сотрудников, работавших на удалёнке, в офис, и как повысить их эффективность. Но тут есть две крайности: или оставить всё как есть, или жестко загнать всех назад.

Из огня, да в полымя

Если проанализировать публикации и исследования по эффективности работы сотрудников на удаленке, то можно найти интересный факт: публикации 2020г. все за удаленку, публикации в 2022г. – все против. Спрос  рождает предложение.

Например, Илон Маск заставляет всех сотрудников вернуться в офис – иначе увольнение. Его сфера – высокотехнологичный бизнес и машиностроение – там нужна команда, а не личности в трусах, укутанные в пледы. Поэтому его решение отправить всех инженерных работников назад в офис, скорее всего, верное.  Оставим все плюсы удаленки на откуп другим авторам, рассмотрим только минусы и их психологическую составляющую.

Производительность труда

Во-первых, чаще всего говорят именно о снижении производительности труда сотрудников на удаленке. Мало  кто обладает высокими навыками самоорганизации. Хотя уже некоторые коллективы два года активно работают удаленно, все до сих пор отмечают снижение качества работы.  Но ведь все равно работу делают? Просто производительность – это число труда в единицу времени. А исследования показывают, что люди на удаленке работают больше, выполняя тоже самое.

Многое списывается, конечно, на внешние факторы, но исследования автора этой статьи в рамках консультирования коллективов  показывают: в отделах продаж падают показатели, вполне зависящие от работников: число звонков, новые базы и т.д.

Если работника не контролировать, то он и не будет работать

Это рынок – работодатель хочет меньше платить, а сотрудник больше денег за меньшее время. Поэтому не все работники найдут, как провести работодателя. Я, кстати, встречал бота, который сам отмечается в программе, которая контролирует труд программиста, и постепенно что-то даже делает в среде разработки.

Здоровье на удалёнке падает

Исследования последнего года говорят о росте соматических и психических заболеваний у тех, кто работает дома – у вас меньше движения, общения и режима. Конечно, кому-то удается придерживаться режима дня, даже работая удаленно, правильно сочетая умеренную двигательную и социальную активность. Но у большинства же  дорога домой и на работу – путь от кровати до письменного стола и обратно.

В случае с офисом – все-таки активности больше. Активность – залог психического здоровья. Знаете, что советуют, обратившимся  с депрессией, – поведенческую активацию. Проще говоря, начать ходить, гулять и двигаться. Обратное тоже действует – чем более пассивный наш образ жизни, тем больше мы подвержены депрессии, да и другим заболеваниям.

И запомните: у человека, который работает дома, реже общается с другими людьми именно в живую, регистрируется больше ментальных расстройств – от легких депрессий до, извините, откровенной психиатрии

Кейс

У психолога на приеме пациентка, ей 33 года. После выхода на дистанционную работу стала замечать у себя перепады настроения, нежелание общаться с другими людьми, раздражительность.

Первое, что тут можно было предположить: как и многие из нас, человек перечитал новости с «фронта». Но нет, девушку именно угнетала работа дома. Казалось бы, что проще – иди в офис. А за время ограничений ее состояние так ухудшилось, что любой поход в офис начал сопровождаться паническими атаками.

Тут следует оговориться: если специалист дает вам общие рекомендации и советы – бегите от него. Психолог с вами должен именно работать.

Был разработан план постепенной поведенческой активации – выхода в офис. Да, да, как в детей садик приучать. Кстати, лайфхак для руководителя, если есть жесткое сопротивление: можно начать с офисных дней и постепенно переводить назад. Если все сделать резко, это может привести к сложности адаптации (уже второй за 2 года) и падению производительности.

Мозг по своей природе социален и ему нужно живое общение и разное. Например, есть четкая зависимость между деменцией и общительностью. Пожилые люди, которые больше общаются, как правило, живут дольше и имеют меньше ментальных проблем. А общение это не только слова. Вербалика – это только 50% нашего общения, а как же мимика, пантомимика? Без этого тоже нет полноценного общения.

С пациенткой была проведена полноценная терапия социальной фобии и депрессии. Кто знает, были бы у нее такие проблемы, если бы она ездила на работу каждый день. Тем не менее, это спровоцировало у нее это заболевание.

Писать о том, что дистанционная работа обострила и все проблемы семей сотрудников на дистанционке даже не прилично. Но все же большинство из нас дома не имеют своего кабинета, поэтому даже если вы не готовы целиком переводить всех в офис – аренда, глаза ваши бы их не видели – все равно у сотрудников должно быть место, куда прийти работать.

С другой стороны, дома сотрудники тоже не отдыхают. Помните, собаку Павлова, когда у нее включенная лампочка ассоциировалась с едой? Так вот при традиционной организации работы дома – отдых, а на работе работа. А если все это смешивается, то выясняется, что у сотрудника нет полноценного отдыха – весь день дома, как на работе. Но нет и работы дома все – от кота до холодильника – отвлекает. И да, за два года мы привыкли, но такая встряска – возврат в офис – может привести к росту производительности за счет разделения труда и отдыха. Многие люди на удаленке отмечали, что у них нет разделения на свободное время и работу. Вроде, хорошо, что люди работают больше? Но, нет. Как правило, речь идет о сидении за компьютером, а не об эффективной работе.

Нет коллектива – нет роста

Именно коллективы достигают чего-то на рынке. А есть ли у вас коллектив? Или это набор самородков? Коллектив – это горизонтальные связи.

Да, кризис и все такое. Но кто считал, какой потенциал теряет коллектив, когда нет неформальной коммуникации или чувства коллектива. Да, мы верим, что наши сотрудники самые высокомотивированные и организованные, но если у вас вся коммуникация – совещания с помощью мессенджеров, чатиков и писем, есть ли там горизонтальные связи. Ну и черт с ними? А вот и нет, людям в одном офисе проще друг у друга что-то спросить и помочь друг другу.

Тот же пример моей клиентки показал, что она стала больше учиться, потому как не имела возможности вживую перенимать опыт своих коллег. Хорошо ли это? Ну, это те силы, время и энергия, которые она могла бы потратить на задачи нанимателя, просто спросив у коллег.

Никто не умеет организовать работу удалённо правильно

А вы не задумывались, может это ваша вина, что коллектив работает хуже на удаленке? Как пример, если бы три года назад, кто-то рассказал про совещание, то мы бы покрутили у виска.

Помните: «Хочешь забить на работу – проведи совещание». А как идет работа сегодня с удаленщиками? Через совещания посредством дистанционных средств коммуникации. В этом случае мы все используем инструмент, эффективность которого уже давно под сомнением.

С другой стороны, есть много хороших приложений для организации пропашников (CRM, чат-боты, сервисы и т.д.), программистов и для других. Все это должно быть внедрено, если вы на удаленке. Я уже не пишу про приложения для учета рабочего времени  и дисциплины. Анахронизм? Важен результат.

Дисциплина и порядок

Из примеров работы с отделами продаж, могу сказать, что дисциплина и порядок делают 40% продаж, 40% бренд и продукт ну и 20% на везение и умение продажника, при прочих равных.

Для компаний, связанных с разработкой или творчеством, задание рамок позволяет предотвращать «творческие кризисы» и т.д. Крупные художники и писатели много работали, в первую очередь, иначе их талант никому был бы не никому нужен. Это  не про «закрутить гайки», а помочь людям организовать свое время. На удаленке это сложно. Ведь основной мотив, почему мы идем в найм – потребность в помощи в организации нашего времени и ответственности, иначе фриланс лучше. Так что навести порядок и дисциплину – это не только ваша прерогатива, но и обязанность перед коллективом.

В каждом конкретном случае нужно смотреть, стоит ли переходить целиком с удаленки или ограничиться офисными днями. Но стоит понимать, что даже дистанционный коллектив  не снимает с руководителя его обязанности по контролю и дисциплине, а ставит просто новые задачи.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.