ШЕРИФ И ПРОБЛЕМЫ ИНДЕЙЦЕВ. Геоэкономика и геополитика санкций США против Беларуси

Санкции, введенные 9 августа в отношении Беларуси Великобританией, Канадой и, конечно же, США, столь резко контрастируют с европейскими, что первый же вопрос, который возникает при ознакомлении с ними, это вопрос, почему Белый дом решил так резко повысить градус давления на РБ.

Что обращает на себя внимание в санкционном пакете администрации Джо Байдена? Во-первых, гораздо более широкий охват, чем в санкционных европакетах, с которыми все уже сбились со счета и которые более всего напоминают зондаж и подмигивание. В дело пошло все, от нефтепереработки и калия до табачных изделий ГТФ «Неман», а также персон, не имеющих отношения ни к нефти, ни к калию, ни к табаку. Во-вторых, рамочный характер документа: в идеале, при включении всех заложенных в нем возможностей, объектом санкций США может стать любой экономический агент, контактирующий с попавшими под санкции юр- и физлицами. По американской логике, небелорусские компании просто должны бояться работать с белорусскими компаниями в результате полного включения санкционных механизмов, производимого внутренними распоряжениями Казначейства (Минфина) США и прочих ведомств.

В свое время такая тактика сработала против европейских внешнеэкономических партнеров Ирана, однако в случае с Россией, например, результаты были заметно хуже. Этот же рамочный характер дает возможность варьировать давление на Беларусь в случае возобновления диалога: затянули гайки для одного сектора, ослабили для другого.

Менеджер глобальной цепочки поставок

Чтобы понять, почему США действуют так, а не иначе, нужно вспомнить словосочетание, которое последние годы все чаще звучит в публичных выступлениях американских должностных лиц – supply chain, цепочка поставок. С помощью санкций Вашингтон осуществляет своего рода глобальный supply chain management (SCM), управление цепочками поставок. Он не только удаляет из своих цепочек поставок уязвимые или подконтрольные враждебным юрисдикциям звенья, но и фактически указывает, кому с кем торговать и какие при этом нести издержки. Параллельно включается логика раздела некогда глобального рынка на макрорегионы: зачем Вашингтону на американском рынке «Беларуськалий» или «Гродно Азот», если у него под боком в Канаде Nutrien, крупнейший производитель калийных и третий по объемам производитель азотных удобрений?

В случае обхода запрета те же белорусские нефтепродукты придут на те же нефтеналивные терминалы Роттердама от лица другой компании в другой юрисдикции, но по другой цене. Возрастающие в результате санкций издержки поставщика снижают конкурентоспособность его продукции, однако потребитель без мазута все равно не останется. Санкции – один из инструментов контроля и управления глобальной экономикой. Между тем, цена их политического обоснования смехотворна – 10 минут протокольного флирта и горстка печенек.

При последовательном использовании таких санкционных тисков Беларусь может превратиться в страну с полностью обрубленными внешнеэкономическими связями не только с США, Соединенным Королевством или Швейцарией, но и с ЕС. В политической плоскости это означает конец многовекторности и серьезные ограничения субъектности нашей страны на международной арене. Неужели США или Великобритания действуют вопреки собственным декларациям о сохранении суверенитета Беларуси? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как меняется американская политика в регионе в целом.

Под конец карьеры на посту канцлера Германии Ангеле Меркель на баланс сдан весь кочующий цирк восточноевропейских лимитрофов с их мечтами о политической и экономической самодостаточности

Отдам в хорошие руки

На протяжении последнего десятилетия американская политика в Восточной Европе, по сути, направленная как против Москвы, так и против Берлина, строилась на противодействии строительству газопровода «Северный поток». Цели при этом преследовались даже не столько экономические, сколько геоэкономические: исключить экономическое срастание российской «бензоколонки» с европейским «бензобаком», сделать менее конкурентоспособным экспорт ЕС в США, расчистить энергетический рынок Европы для американского СПГ и т.п.

В качестве барьера и противовеса поставкам российских энергоносителей в Европу мыслился санитарный кордон поперек Центральной и Восточной Европы – Междуморье, Межморье (Miedzymorze, Intermarium), выстраиваемый вокруг Польши и институализированный в Инициативе трех морей (Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония) и Люблинском треугольнике (Варшава-Вильнюс-Киев). Этот проект, усиленно пиарившийся и в Беларуси, у нас трактовался в основном как геополитический. Но под него готовилась довольно серьезная инфраструктурно-экономическая база, так что корректнее все-таки говорить о геоэкономике.

Справка «НДГ». Экономическую базу Троеморья призваны были создать терминалы для СПГ в Свиноусьце (Польша) и Крк (Хорватия) и газопровод между ними, автомагистраль Via Carpathia (Клайпеда-Салоники), Балтико-Адриатический коридор, автомобильный евромаршрут E67, железнодорожные Rail Baltica и Янтарный коридор.

В июле 2021г. состоялись переговоры президента США и канцлера Германии Ангелы Меркель. По итогам Вашингтон в обмен на восстановление трансатлантического партнерства фактически дал добро на достройку «Северного потока-2»: экономическое развитие как сателлитов, так и противников легче сдерживать новыми экологическими стандартами, чем экономическими санкциями. На баланс Берлину сдан весь кочующий цирк восточноевропейских лимитрофов с их мечтами о политической и экономической самодостаточности: Троеморье, которое теперь будет финансироваться Берлином и получит прописку там же или в Брюсселе, украинская ГТС, специальный Зеленый фонд для Украины, чтобы поменьше отъедала от остро необходимого немецкой промышленности калорийного газа, и т.п.

Польские СМИ полны стенаниями о «предательстве». Всерьез рассматривается вопрос о введении санкций против Польши из-за попыток национализации СМИ. Пронемецкий Дональд Туск, экс-премьер Польши и экс-глава Евросовета, внезапно вернулся на родину – явно надеясь вот-вот принять дела у проамериканский PiS. В опале президент Украины Владимир Зеленский: его визит в Вашингтон оскорбительно долго откладывался, в итоге Байден предпочел ему Светлану Тихановскую, что в Киеве восприняли как еще большее оскорбление.

Достройка «Северного потока» резко снижает для Вашингтона ценность государств восточноевропейского лимитрофного пояса, к которому пытались пристегнуть и Беларусь. Он не намерен тратиться на государства Восточной Европы. Он сдает их в ведение Берлина и берёт паузу.

«Конечная цель санкций Вашингтона – сделать из нашей страны, как говорят россияне, «Украину на минималках» образца 2013-14гг., которая и в «Таёжный союз» не хочет, и в Евросоюз не может, в результате бурлит и взрывается. Чтобы избежать такого сценария, руководству страны, по-видимому, придется не только выйти за рамки привычной политической парадигмы, но и приложить недюжинные усилия для пересмотра принципов управлениями существующими цепочками поставок»

Подсанкционное братство

Понятно, белорусские элиты не хотят возвращения к временам General Bezirk Weissruthenien в рамках Reichskommissariat Ostland, они хотят независимости и многовекторности. Отсюда и шпильки «бацькi» в адрес всеевропейской «мацькi», mutti Merkel во время Большого разговора, и повышенный градус антифашистской риторики официального Минска. Кажется, у нас сумели правильно прочесть месседж бесконечных санкционных пакетов ЕС, слепленных по готовым лекалам преимущественно депутатами той самой Европейской народной партии, лидером которой с 2019г. числится Туск. Думается, правильно интерпретируют белорусские власти и мессидж санкционного пакета США.

Американские санкции, под которые уже попало УВД Гомельского облисполкома и под которые теоретически может попасть любой оппозиционер, получавший в этом УВД паспорт, не только лишают Беларусь статуса экономического агента на глобальном рынке и субъекта международной политики, но и толкают к активизации экономической интеграции с Россией. При этом элитные группы, ранее контролировавшие экспортные потоки на Запад и валютные потоки в бюджет, очевидно, будут против такого сценария. Явно не в восторге от него окажется и Россия: в процессе работы с белорусскими предприятиями российские компании будут бояться попасть по санкции США, да и политически страна с оставшейся без печенек элитой и перекормленной этими печеньками оппозицией – гиря на ногах и чемодан без ручки. Интеграцию это явно не ускорит – скорее, обострит существующие внутри Союзного государства противоречия и притормозит экономическую кооперацию.

Так что конечная цель санкций Вашингтона – сделать из нашей страны, как говорят россияне, «Украину на минималках» образца 2013-14гг., которая и в «Таёжный союз» не хочет, и в Евросоюз не может, в результате бурлит и взрывается. Чтобы избежать такого сценария, руководству страны, по-видимому, придется не только выйти за рамки привычной политической парадигмы, но и приложить недюжинные усилия для пересмотра принципов управлениями существующими цепочками поставок.

53
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.