И они пытаются нас похоронить

Беларусь – первая в Европе и вторая среди 100 стран мира по уровню технологических компетенций, согласно отчету Coursera Global Skills Report 2021 от компании Coursera – мирового лидера в области онлайн-образования.

В основе отчета – анализ данных от более чем 77 млн. учащихся из 4000 университетов и 2000 компаний мира, показывающих спрос на различные технические компетенции в мире. Высокий рейтинг Беларуси – это в первую очередь демонстрация высокого уровня знаний и навыков учащихся. Согласно отчету, в Беларуси лучшие в мире кадры в области облачных вычислений, разработки программного обеспечения, в том числе мобильных и веб-приложений. И если они не найдут применения в своей стране, их с руками и ногами оторвут другие страны и зарубежные компании, которые обращают внимания на реальные знания и компетенции. «НДГ» публикует ключевые выдержки из отчета Coursera Global Skills Report 2021 с комментариями.

Рынок труда в постковидном мире

Глобальная пандемия создала угрозу потери рабочих мест для миллионов, и для миллионов создала возможность подготовиться к будущей жизни в цифровом мире. В 2020г., согласно отчету Международной организации труда, пандемия послужила причиной потери 255 млн. рабочих мест с полной занятостью и потери $3,7 трлн. дохода – это примерно в 4 раза больше, чем во время мирового финансового кризиса в 2009г. По прогнозу Международного валютного фонда, большая часть этих рабочих мест потеряна навсегда. Сейчас как никогда важно понимать, какие именно компетенции и навыки будут способствовать сохранению и возникновению новых рабочих мест, формировать условия устойчивой занятости и создавать новые возможности экономического роста.

Во время пандемии мы наблюдали разительный контраст между массовыми потерями рабочих мест в таких секторах, как туризм, розничная торговля и строительство и ростом числа рабочих мест в сферах информационных технологий и финансовом секторе. Недавнее исследование McKinsey Global Institute восьми крупнейших экономик мира показало, что более 100 млн. – примерно 1 из 16 – к 2030г. потребуется найти новую работу. Это на 12% больше, чем прогнозировалось до пандемии, а для развитых стран этот прогноз и вовсе вырос до 25%.

В дополнение к проблемам трудоустройства добавилась еще одна – поляризация рынка труда. Доля высокооплачиваемых и низкооплачиваемых рабочих мест стабильно растет последние 35 лет за счет рабочих мест со средней зарплатой, следствием чего является увеличение неравенства доходов, которое иногда называют как «исчезновение среднего класса». Поляризация рынка труда оказывает существенное влияние на широкий спектр вопросов экономической политики, включая занятость, налогообложение и образование. Проблема поляризации будет только усугубляться в связи с тем, что компании, как правило, во время экономических спадов увеличивают инвестиции в автоматизацию рутинных операций. В результате снижаются экономические возможности и социальная мобильность в первую очередь для менее образованных людей.

Онлайн-образование и уровень проникновения интернета

Онлайн-образование, которое в первую очередь представляют авторы отчета, до сих пор позиционировалось как средство уравнивания возможностей доступа к образованию как таковому для разных стран и разных социальных групп. К сожалению, доступный интернет, необходимая составляющая онлайн-образования, до сих является нерешенной задачей даже для развитых стран.

Так, согласно исследованиям Международного союза электросвязи, уровень проникновения интернета в развитых странах составляет 87%, в развивающихся странах – 47% и 19% в наименее развитых странах. Для сравнения, в Беларуси, которая в 2017г. находилась на 71-м месте в мире по уровню проникновения интернета (79% имели доступ), сейчас занимает 63-е место с 7,82 млн. пользователей, а уровень проникновения интернета в Беларуси в январе 2021г. составил 82,8%. Так что по уровню проникновения мы уже начинаем конкурировать с развитыми странами. Кстати, по данным исследования Института социологии НАН РБ, проведенного в ноябре 2019г., среди женщин доля пользователей интернета составляла 77,8%, а среди мужчин – 80,1%.

Динамика проникновения интернета в Беларуси и сопредельных странах (данные datareportal.com)

Страна Число пользователей интернета, на январь 2021г. Динамика за период с 2020г. по 2021г. Уровень проникновения, январь 2021г., %
Беларусь 7,82 млн. +4,6% 82,8%
Украина 29,47 млн. +7,3% 67,6%
Литва 2,22 млн. -0.06% 82,0%
Латвия 1,67 млн. +2.2% 88,9%
Россия 124,0 млн. +5.1% 85,0%
Польша 31,97 млн. +4.4% 84,5%
Эстония 1,21 млн. +1.1% 91,0%
Кипр 1,04 млн. +2.0% 86,1%

Категории отчета: наука, технологии, бизнес

Отчет Coursera Global Skills Report 2021 охватывает три области образования: 1) бизнес; 2) технологии; 3) наука о данных (Data Science). Авторы отчета ориентируются на эти области, как на самые популярные домены знаний на платформе Coursera. Компетенции и навыки, указанные в отчете распределены внутри этих доменов.

Авторы отчета признают, что использование платформы онлайн-образования Coursera зависит от многих факторов, таких как: интернет-инфраструктура, образование учащегося, а также локальные условия. На результаты отчета могут оказывать влияние местные экономические или социальные условия. Например, экономический спад иногда может быть мотивацией к приходу учащихся на платформу Coursera.

Авторы отчета предполагают, что постковидный мир дает уникальную возможность для создания более инклюзивных, современных и масштабируемых систем образования, в первую очередь новых инструментов онлайн-образования. Переподготовка миллионов рабочих, пострадавших от пандемии, и грядущая масштабная автоматизация рутины, означают, что сейчас, как никогда ранее, мир нуждается в инновационных решениях по переподготовке кадров как в частном, так и в государственном секторах экономики.

Европа – мировой лидер в сфере профессиональных навыков – столкнулась с дефицитом высококвалифицированных кадров

Более 70% предприятий в регионе говорят, что нехватка персонала с адекватными цифровыми навыками является препятствием для инвестиций. Так, талантливых кадров в области науки о данных в Европе вдвое меньше, чем в США, а их удержание – это серьезная проблема для большинства европейских компаний. Например, большая часть талантов в области искусственного интеллекта, выходцев из Евросоюза, в конечном итоге оказывается в Великобритании, что свидетельствует о серьезной конкуренции внутри региона, поскольку разные местные игроки соревнуются за одни и те же ресурсы.

Общий рейтинг по трем доменам

Global Rank Business Technology Data Science
1 Switzerland 98% 84% 96%
2 Luxembourg 100% 62% 85%
3 Austria 95% 88% 95%
5 Germany 91% 89% 94%
6 Belgium 83% 86% 98%
7 Sweden 89% 82% 96%
8 Denmark 84% 87% 99%
9 Russian Federation 79% 92% 97%
11 Norway 69% 63% 88%
12 Belarus 54% 99% 91%
13 Chech Republic 62% 97% 90%
14 Finland 63% 90% 100%
15 Bulgaria 76% 95% 75%
16 Italy 79% 91% 72%
17 Netherlands 71% 79% 93%
18 Hungary 55% 96% 84%
21 Croatia 73% 83% 78%
22 Greece 80% 73% 71%
24 Latvia 68% 72% 77%
27 Ukraine 36% 93% 82%
28 France 61% 70% 79%
30 Poland 52% 64% 76%
31 Portugal 54% 80% 55%
32 Spain 44% 59% 87%
33 Serbia 43% 76% 68%
34 Ireland 37% 79% 65%
36 Estonia 67% 63% 59%
47 Slovakia 46% 54% 66%
48 Lithuania 45% 52% 63%
49 Romania 30% 65% 62%
57 Armenia 71% 23% 60%
60 Turkey 65% 47% 37%

В таблицах ниже – распределение оценок отдельно по каждой измеряемой компетенций, в каждом из трех доменов.

Бизнес (Беларусь на 50-м месте в мире и 25-е место в Европе)

Global Rank Accounting Communications Entrepreneurship Finance Human Resources
1 Luxembourg 88% 95% 97% 100% 84%
3 Switzerland 75% 83% 96% 99% 52%
4 Norway 61% 63% 91% 77% 72%
6 Austria 54% 87% 81% 97% 69%
8 Azerbaijan 70% 93% 89% 79% 96%
10 Germany 43% 73% 83% 88% 64%
12 Sweden 49% 72% 80% 73% 61%
18 Denmark 35% 60% 86% 72% 35%
19 Belgium 63% 61% 87% 93% 26%
22 Greece 59% 58% 67% 90% 75%
23 Italy 30% 78% 54% 95% 54%
24 Russia 10% 98% 36% 36% 100%
27 Bulgaria 36% 90% 48% 96% 71%
30 Croatia 32% 74% 51% 80% 80%
31 Georgia 53% 94% 60% 84% 71%
32 Netherlands 37% 64% 68% 76% 38%
33 Armenia 13% 96% 82% 62% 92%
36 Latvia 41% 42% 40% 69% 83%
37 Estonia 47% 31% 29% 94% 94%
39 Turkey 18% 63% 45% 67% 87%
42 Finland 31% 29% 22% 81% 46%
43 Czech Republic 24% 48% 34% 89% 73%
44 France 33% 33% 88% 87% 3%
49 Hungary 13% 75% 31% 91% 53%
50 Belarus 8% 96% 25% 50% 99%
51 Portugal 27% 47% 41% 98% 25%
53 Poland 20% 80% 26% 64% 59%
59 Slovakia 4% 34% 14% 86% 41%
61 Lithuania 15% 52% 16% 75% 79%
62 Spain 74% 36% 71% 71% 58%
63 Serbia 19% 66% 19% 55% 62%
69 Ireland 26% 26% 24% 83% 20%
70 Ukraine 4% 86% 21% 32% 97%
76 Romania 16% 39% 20% 54% 28%
77 United Kingdom 23% 21% 13% 85% 13%
Global Rank Leadership & Management Marketing Sales Strategy & Operations
1 Luxembourg 99% 89% 65% 98%
3 Switzerland 94% 99% 96% 95%
4 Norway 92% 98% 98% 94%
6 Austria 89% 95% 86% 88%
8 Azerbaijan 91% 46% 37% 88%
10 Germany 85% 94% 92% 89%
12 Sweden 87% 96% 97% 87%
18 Denmark 86% 90% 96% 86%
19 Belgium 88% 85% 79% 82%
22 Greece 79% 87% 61% 63%
23 Italy 75% 96% 57% 60%
24 Russia 38% 74% 43% 45%
27 Bulgaria 54% 76% 47% 54%
30 Croatia 74% 93% 63% 66%
31 Georgia 72% 78% 82% 15%
32 Netherlands 77% 79% 85% 77%
33 Armenia 60% 60% 24% 62%
36 Latvia 51% 88% 84% 43%
37 Estonia 41% 54% 46% 31%
39 Turkey 58% 81% 63% 46%
42 Finland 39% 82% 94% 83%
43 Czech Republic 44% 70% 55% 41%
44 France 82% 46% 40% 74%
49 Hungary 43% 79% 58% 34%
50 Belarus 22% 31% 23% 52%
51 Portugal 49% 59% 36% 37%
53 Poland 45% 71% 77% 33%
59 Slovakia 29% 39% 38% 19%
61 Lithuania 42% 62% 51% 36%
62 Spain 28% 37% 29% 27%
63 Serbia 37% 55% 33% 26%
69 Ireland 36% 57% 49% 48%
70 Ukraine 25% 28% 15% 24%
76 Romania 32% 47% 48% 23%
77 United Kingdom 33% 58% 50% 21%

Технологии (Беларусь на 2-м месте в мире и 1-е место в Европе)

Global Rank Cloud Computing Computer Networking Databases Mobile Development Operating Systems
2 Belarus 88% 33% 60% 97% 85%
3 Czech Republic 71% 90% 96% 76% 74%
4 Hungary 65% 87% 95% 69% 98%
6 Bulgaria 81% 71% 78% 86% 88%
8 Ukraine 80% 59% 90% 87% 66%
9 Russia 22% 29% 98% 95% 48%
10 Italy 75% 57% 34% 42% 87%
11 Finland 95% 69% 59% 75% 81%
12 Germany 77% 44% 80% 49% 95%
14 Austria 66% 45% 52% 45% 90%
15 Denmark 61% 38% 85% 80% 63%
16 Belgium 76% 46% 92% 71% 76%
18 Switzerland 46% 16% 97% 93% 86%
19 Croatia 67% 79% 89% 36% 89%
20 Sweden 85% 54% 54% 58% 84%
22 Portugal 69% 76% 88% 37% 92%
23 Ireland 60% 72% 57% 55% 60%
24 Netherlands 79% 42% 87% 38% 75%
27 Serbia 54% 24% 84% 27% 79%
30 Greece 43% 92% 91% 38% 68%
31 Latvia 70% 83% 30% 54% 46%
34 France 68% 35% 73% 46% 72%
39 Romania 63% 62% 38% 73% 65%
40 Poland 89% 71% 24% 56% 80%
41 Estonia 57% 13% 79% 53% 52%
53 Lithuania 64% 15% 93% 20% 43%
Global Rank Security Engineering Software Engineering Theoretical Computer Science Web Development
2 Belarus 11% 91% 94% 97%
3 Czech Republic 90% 88% 88% 94%
4 Hungary 91% 75% 86% 91%
6 Bulgaria 68% 96% 98% 85%
8 Ukraine 26% 79% 82% 87%
9 Russia 12% 64% 79% 99%
10 Italy 78% 100% 65% 50%
11 Finland 46% 86% 96% 67%
12 Germany 56% 95% 91% 88%
14 Austria 65% 99% 78% 88%
15 Denmark 84% 77% 87% 93%
16 Belgium 63% 79% 83% 89%
18 Switzerland 46% 94% 93% 82%
19 Croatia 79% 71% 76% 70%
20 Sweden 57% 90% 85% 75%
22 Portugal 93% 80% 55% 72%
23 Ireland 80% 97% 63% 59%
24 Netherlands 72% 88% 77% 79%
27 Serbia 50% 93% 99% 83%
30 Greece 84% 54% 67% 79%
31 Latvia 48% 65% 73% 96%
34 France 53% 81% 79% 71%
39 Romania 54% 60% 72% 48%
40 Poland 29% 82% 71% 25%
41 Estonia 40% 62% 88% 86%
53 Lithuania 43% 73% 64% 54%

Наука о данных (Беларусь на 11-м месте в мире и 9-е место в Европе)

Global Rank Data Analysis Data Management Data Visualization Machine Learning
1 Finland 63% 96% 78% 100%
2 Denmark 57% 72% 92% 95%
3 Belgium 71% 85% 82% 96%
4 Russia 2% 56% 42% 62%
5 Sweden 43% 91% 88% 99%
6 Switzerland 78% 80% 60% 88%
7 Austria 73% 64% 86% 91%
8 Germany 59% 90% 79% 97%
9 Netherlands 71% 84% 84% 89%
11 Belarus 3% 94% 45% 70%
12 Czech Republic 75% 88% 43% 90%
13 Norway 38% 87% 79% 98%
15 Spain 91% 73% 40% 65%
18 Hungary 52% 96% 71% 80%
20 Ukraine 4% 89% 29% 73%
24 France 29% 79% 39% 92%
25 Croatia 54% 49% 96% 87%
26 Latvia 79% 69% 90% 63%
27 Poland 21% 79% 54% 79%
28 Bulgaria 40% 55% 37% 78%
31 Italy 67% 100% 57% 71%
32 Greece 74% 75% 56% 69%
34 United Kingdom 46% 60% 64% 72%
37 Ireland 44% 98% 74% 64%
39 Lithuania 33% 65% 61% 79%
44 Estonia 12% 62% 33% 75%
Global Rank Mathematics Probability & Statistics Statistical Programming
1 Finland 90% 99% 86%
2 Denmark 96% 93% 87%
3 Belgium 92% 96% 75%
4 Russia 99% 67% 100%
5 Sweden 82% 97% 80%
6 Switzerland 87% 98% 77%
7 Austria 88% 91% 89%
8 Germany 81% 90% 81%
9 Netherlands 78% 95% 76%
11 Belarus 94% 56% 99%
12 Czech Republic 91% 85% 72%
13 Norway 77% 94% 79%
15 Spain 48% 63% 90%
18 Hungary 84% 78% 61%
20 Ukraine 96% 55% 97%
24 France 74% 86% 71%
25 Croatia 65% 80% 63%
26 Latvia 83% 49% 88%
27 Poland 80% 77% 84%
28 Bulgaria 97% 69% 55%
31 Italy 69% 71% 67%
32 Greece 73% 73% 48%
34 United Kingdom 79% 75% 52%
37 Ireland 60% 61% 35%
39 Lithuania 63% 48% 56%
44 Estonia 75% 58% 42%

Резюме

  1. Доступ к интернету становится важным для актуализации компетенций, в первую очередь технологических. У Беларуси отличные стартовые позиции по степени проникновения – на уровне большинства развитых стран;
  2. У Беларуси хорошие стартовые позиции по уровню компетенций и лидирующие позиции в мире по уровню технологических компетенций в сфере ИТ. Одной из возможных корневых причин этого достижения была быстрая урбанизация белорусского общества в советские годы, в результате которой Беларусь стала индустриальной страной с большим количеством производств, требующих высококвалифицированных сотрудников. В результате в стране была создана отличная инженерная школа, заложившая фундамент для развития современных технологических компетенций в ИТ-отрасли. Эти стартовые позиции дают нам хороший шанс для перехода в мир постиндустриальной экономики, экономики знаний.
  3. Нужно думать, как этот потенциал развивать в условиях высоконкурентной борьбы с другими странами и корпорациями. Возможно, направлять усилия нужно уже не в 5-й технологический уклад, а выбрать ниши в мировом разделении труда для фокусировки усилий и получении своего места в экономике 6-го технологического уклада.

Полная версия отчета доступна по ссылке:

https://pages.coursera-for-business.org/rs/748-MIV-116/images/coursera-global-skills-report-2021.pdf

75
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.