DeFi-бриляция экономики. Часть 1

Криптовалюты как основа новой финансовой системы

Декрет N8 «О развитии цифровой экономики», включающий меры по либерализации условий ведения предпринимательской деятельности в сфере информационных технологий, в частности, цифровой экономике был инициирован белорусским IT-предпринимателем Виктором Прокопеней, и в дальнейшем совместно разработан Парком высоких технологий и представителями белорусского рынка информационных технологий. Одним из авторов текста декрета был белорусский юрист Денис Алейников, работавший над юридической концепцией смарт-контракта. После подписания декрета Беларусь стала первой в мире страной, узаконившей смарт-контракты.

Декрет предусматривает продление срока действия специального правового режима Парка высоких технологий до 1 января 2049г. и расширение списка направлений деятельности компаний-резидентов. По новым правилам резидентами могут стать компании-разработчики решений на основе блокчейна, разработчики систем машинного обучения на основе искусственных нейронных сетей, компании из медицинской и биотехнологической отраслей, разработчики беспилотного транспорта, а также разработчики и издатели программного обеспечения. Перечень перспективных областей неограничен и может быть расширен по решению наблюдательного совета.

Первое упоминание термина «cryptocurrency» (криптографическая валюта) произошло в 2011г. в публикации журнала Forbes,, посвященной биткоинам. При том что сами создатели биткоина и другие авторы чаще использовали термин «электронная наличность» (англ. electronic cash), который гораздо лучше отражает суть этого финансового инструмента. За небольшое время своего существования криптовалюты прошли длинный путь от наличных цифровых монет до полноценной финансовой экосистемы, в основе которой лежит технология распределенного реестра или один из ее вариантов реализации известных как «блокчейн». На этом пути криптовалюты внесли существенные изменения в систему управления идентификационной информацией, защиту персональных данных, управление цифровыми активами (включая их токенизацию), международные платежи, защиту авторского права, умные-контракты, Интернет вещей и электронное голосование.

В первой части нашего обзора мы рассмотрим несколько примеров успешного применения технологии «блокчейн» и начнем разбор этих примеров с ICO (Inicial Coin Offering) – нового способа привлечения инвестиций путем эмиссии (размещения) цифровых монет («коинов»). Впервые такое размещение произошло в 2013г. для проекта Mastercoin, который собрал более $5 млн. Пик популярности ICO как формы инвестиций пришелся на 2017г., когда капитализация глобального рынка криптовалют составила $90 млрд. (тогда в обороте находились более 1600 валют), а уже в 2021г. она достигла $1,80 трлн., с числом проведенных ICO превышающим 4500.

Легкость проведения эмиссии цифровых ценных бумаг и скорость надуванию «крипто-пузыря» привлекла к ICO внимание государственных финансовых регуляторов. Так, в 2017г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала оценку рисков ICO и предложила правовые инструменты для регулирования размещения в соответствии с законом США, а китайские и корейские финансовые регуляторы и вовсе запретили ICO на законодательном уровне. В нашей стране в 2018г. вступил в силу декрет президента, разрешающий проведение ICO для резидентов Парка высоких технологий.

До момента появления Эфириума (специализированной платформы для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна) ICO проводились на самых обычных онлайн-форумах, таких как, например, Bitcointalk, поскольку стандартного способа проведения ICO в то время еще не существовало. Но уже в 2015г. Эфириум выпустил официальный протокол для внесения предложений по улучшению своей сети – протокол ERC-20. Токены, отвечающие этой спецификации, фактически и являются смарт-контрактами на блокчейне Ethereum. Токены ERC-20 функционируют в пределах фреймворка с достаточно широким функционалом, что обеспечило разработчикам большую гибкость при создании смарт-контрактов. Наличие стандартизированного процесса позволило легко создавать собственные токены и также легко проводить ICO, что привело к резкому росту числа ICO в конце 2017г.

ICO – как новая технология привлечения инвестиций – существенно изменили традиционные представления о сложности финансирования стартапа. Ранее это процесс мог занимать существенное время, требовал внимания квалифицированных венчурных инвесторов, рабочий прототип или даже готовый продукт, пусть даже с минимальной функциональностью. ICO ликвидировал эти ограничения и требования, что позволило кому угодно инвестировать во что угодно, без каких-либо географических ограничений. Часто не имея специальный знаний и инвестиционного опыта, ICO-инвесторы не могли квалифицированно оценить риски и вкладывались в проекты, которые имели только whitepaper – описание продукта, с некоторыми техническими деталями.

Для того, чтобы понять что такое ICO, то его можно сравнить с IPO (первым публичным размещением акций). Разница ICO и IPO не только терминологическая, но и технологическая. Ниже в таблице приведены эти различия:

 ICOIEO
АктивыТокеныТокены
Изначальная продажаФорумы, биржи, смарт-контрактыТолько криптовалютные биржи
КотировкаКриптовалютные биржиКриптовалютные биржи
РегулированиеНетНет
Статус бизнеса\проектаСтартапСтартап
Due diligenceНетПроводится биржей
РискОчень высокийВысокий

ICO, все всякого сомнения, инновационных подход к привлечению инвестиций. Но недостатки этой модели привели к созданию новой модели IEO (первичных биржевых предложений), то есть размещение токенов стартапа на платформе биржи, которая фактически и управляет этим размещением от имени стартапа.

Участники IEO должны иметь учетную запись на биржевой  платформе, и покупают токены только на бирже, где и размещаются токены стартапа.

Преимущество инвесторов в том, что непосредственно биржа проводит проверку стартапов перед началом котировки, что существенно снижает вероятность инвестиции в скам-проект (несостоятельный проект). Кроме того, после первоначальной продажи токен сразу появляется на бирже, что гарантирует его ликвидность. Сами биржи помимо оплаты комиссии за котировку токенов имеют возможность получить дополнительный доход с продажи токенов.

С другой стороны, поддержка популярной биржи увеличивает репутацию самого стартапа (проекта) и фактически позволяет легитимизировать проект. Кроме того, биржа в некоторых случаях берет на себя часть расходов на продвижение проекта в социальных сетях и других медиа. Таким образом, преимущества IEO позволили этой модели набрать максимальную популярность за короткий период и практически вытеснить ICO с рынка.

 ICOIEO
АктивыТокеныТокены
Изначальная продажаФорумы, биржи, смарт-контрактыТолько криптовалютные биржи
КотировкаКриптовалютные биржиКриптовалютные биржи
РегулированиеНетНет
Статус бизнеса\проектаСтартапСтартап
Due diligenceНетПроводится биржей
РискОчень высокийВысокий
38
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.