«СМЕРТЬ НАСТУПИЛА ОТ МЕХАНИЧЕСКОЙ АСФИКСИИ ВСЛЕДСТВИЕ УТОПЛЕНИЯ В ВОДЕ». В Украине вынесли приговор виновникам гибели белорусских туристов

8 сентября Верховинский районный суд Ивано-Франковской области Украины обвинительным приговором завершил рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении водителя и частного предпринимателя, возглавлявшего общественное объединение «Федерация рафтинга Прикарпатья». По их вине погибли и покалечились граждане Беларуси.

Трагедия случилась 6 мая 2019г., когда группа из 23 белорусских туристов приехала в Карпаты, чтобы заняться рафтингом (сплав по горным рекам). Утром белорусы погрузились в ГАЗ-66 и отправились к точке начала маршрута. В 11.30 в районе села Быстрец Верховинского района автомобиль слетел с обрыва высотой 40 м, перевернулся и упал в реку Черный Черемош.

В результате ДТП погибли руководитель группы 28-летний уроженец Слонима Евгений Иванов, 23-летняя бобруйчанка Ангелина Юшкевич и 27-летняя Тамара Ашухина из Гомеля. Еще 10 туристов доставили в больницу с травмами различной степени тяжести.

Сразу же было возбуждено уголовное дело. Первым подозреваемым стал водитель грузовика – 47-летний житель Косовского района, сумевший выбраться из кабины с небольшими травмами ног. Против него возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК Украины (нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами). В крови водителя обнаружили 0,9 промилле алкоголя. Мужчина до суда был под стражей.

По версии следствия, он, «находясь в состоянии алкогольного опьянения, что снижает реакцию и делает невозможным должным образом оценить дорожную обстановку, управлял грузовым автомобилем марки ГАЗ-66 с одноосным прицепом без регистрационных номерных знаков». В машине он перевозил 23 человека, в то время как автомобиль предназначен для перевозки не более 4 пассажиров.

Вторым фигурантом следствие назвало 52-летнего частного предпринимателя – владельца турбазы «Челночная станция», являвшегося председателем общественного объединения «Федерация рафтинга Прикарпатья», который нанял водителя и дал ему разрешение на перевозку туристов. В отношении него дело возбудили по ст. 287 УК Украины (выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств или иное нарушение их эксплуатации).

По данным следствия, 5 мая предприниматель без официального трудоустройства нанял водителя, которому поручил утром 6 мая отвезти группу белорусских туристов для занятия рафтингом к реке Черный Черемош. Следствие отмечало, что водитель «заведомо для него находился в состоянии алкогольного опьянения». Свободу мужчины ограничили домашним арестом с ношением электронного браслета. Украинскому водителю за ДТП со смертельным исходом грозило лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Предпринимателя могли наказать штрафом, исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы на срок до 5 лет.

Включили дурака

Судебный процесс начался 23 июня. Всего потерпевшими по этому делу признали десять граждан Беларуси, из которых трое – близкие родственники погибших. Ввиду их нахождения за пределами Украины заседания проходили в режиме видеоконференции, путем онлайн-трансляций.

Корреспондент «НДГ» ознакомился с приговором, опубликованном в открытом доступе.

Как следует из судебного документа, водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и управлял ГАЗ-66, не прошедшим обязательный техосмотр. В кабине грузовика разрешалось перевозить четырех пассажиров, однако в момент трагедии там находилось семеро белорусских туристов, остальные шестнадцать – ехали в кузове. Также к грузовику был присоединен одноосный прицеп, эксплуатация которого была запрещена из-за разных размеров шин. На дороге, покрытой щебнем, обвиняемый проявил невнимательность в выборе скорости и не справился с управлением автомобиля, который начал движение назад и свалился в реку.

Примечательно, что смерть погибших наступила не от полученных травм. По заключению экспертов, двое скончались «от механической асфиксии вследствие утопления в воде», еще одна жертва ДТП умерла «от механической асфиксии из-за перекрытия дыхательных путей инородным телом (рвотными массами)». Все они находились в кабине, и, возможно, был шанс их спасти, но водитель в тот момент думал о собственном спасении. У остальных пострадавших туристов медики диагностировали множественные переломы, относящиеся к средней степени тяжести телесных повреждений, «которые повлекли длительное расстройство здоровья и не опасны для жизни в момент их причинения».

Водитель же в суде свою вину признал частично, как мог выгораживал хозяина и сам выкручивался. По его словам, предприниматель лично не давал ему указаний везти туристов на ГАЗ-66, якобы он сел за руль после уговоров погибшего руководителя белорусских туристов. А на дороге помехой был другой встречный автомобиль, который не предоставил преимущество в движении. Он был вынужден затормозить, хотел переключить передачу на низшую, однако не смог ее включить, автомобиль стал катиться задним ходом, передние колеса оторвались от земли. Он пытался сдержать автомобиль, однако заднее левое колесо, наехало на прогнившее бревно, которое выполняла функцию отбойника с левой стороны дороги. После чего автомобиль, перевернувшись, упал кабиной вниз в русло реки. Из кабины он выбрался с трудом, доплыл до берега и пешком вернулся на территорию базы отдыха.

По поводу алкоголя в крови обвиняемый пояснил, что накануне выпил немного белого вина, с утра не употреблял, а после ДТП начало шалить сердце и он взял в аптечке капли и принял для успокоения. «Также кто-то дал мне горячий напиток, возможно алкогольный», – сообщил он суду, а, проще говоря, включил дурака.

Второй обвиняемый свою вину не признал – утверждал, что водителю, погубившему туристов, указаний их перевозить не давал. Якобы тот иногда помогал по хозяйству, но денег он ему не платил, позволяя жить на базе и питаться. А белорусов должны были перевозить к месту сплава на двух микроавтобусах. Почему их повезли на ГАЗ-66, частник пояснить не мог, да и машина эта не его, а сына.

«Суд считает доказанным обстоятельство, что именно он, предоставляя услуги по организации отдыха группы лиц из Беларуси, прибывшей на его базу 05.05.2019 г., в том числе для сплава по реке Черный Черемош, который должен был состояться 06.05.2019 г., лично определил утреннее время их сплава и доставку к месту сплава на транспортном средстве ГАЗ-66, дав распоряжение водителю управлять этим транспортным средством. При этом его доводы об иной организации сплава этой группы туристов суд во внимание не принимает, и считает их способом защиты, направленным на избежание уголовной ответственности за совершенное преступление»

Приговор и счёт за смерти и увечья

В виновности водителя у суда не было сомнений. Приговором ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок 3 года.

Хозяина турбазы отчаянно защищали адвокаты и часть персонала, давшие свидетельские показания в его пользу. Однако суд пришел к выводу, что без его распоряжений в этом месте ничего не происходило. «Суд считает доказанным обстоятельство, что именно он, предоставляя услуги по организации отдыха группы лиц из Беларуси, прибывшей на его базу 05.05.2019 г., в том числе для сплава по реке Черный Черемош, который должен был состояться 06.05.2019 г., лично определил утреннее время их сплава и доставку к месту сплава на транспортном средстве ГАЗ-66, дав распоряжение водителю управлять этим транспортным средством. При этом его доводы об иной организации сплава этой группы туристов суд во внимание не принимает, и считает их способом защиты, направленным на избежание уголовной ответственности за совершенное преступление», – отмечено в приговоре.

Главу Федерации рафтинга Прикарпатья суд приговорил к 3 годам лишения свободы.

Потерпевшими в ходе следствия были заявлены 10 гражданских исков о взыскании с обвиняемых морального и материального ущерба. Они были удовлетворены частично. Не все смогли предоставить документы о материальном ущербе, да и сам суд суммы морального ущерба уменьшил вдвое. Например, родственница одной из погибших девушек заявила иск на 1 млн. гривен. Суд же решил, что именно полмиллиона «является разумной и справедливой компенсацией душевных страданий истца».

Всего же судом постановлено взыскать с осужденных солидарно в пользу родственников троих погибших моральный ущерб в сумме по 500 тыс. гривен ($18,7 тыс.) каждому. Общая же сумма морального ущерба в этом деле составила 2 млн. 110 тыс. гривен (почти $80 тыс.). Общий материальный ущерб оценен в сумму 170 тыс. гривен ($6,3 тыс.).

Приговор в законную силу не вступил и, скорее всего, будет обжалован осужденными.

51
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.