ЖГУТ НЕ ТОЛЬКО ФАВОРИТЫ. 5 классных, но недооценённых сериалов минувшего года

В предыдущем выпуске мы рассказали о классных, но недооценённых фильмах сезона-2021. Сегодня – очередь сериалов. Спору нет, «Игра в кальмара» и «Ванда/Вижн» – отличные проекты, но давайте вспомним и тех, о ком не так часто писала пресса, хотя они ничуть не хуже раскрученных фаворитов масс-медиа.

«Ломка». Режиссёры Барри Левинсон, Патрисия Ригген и др. (США)

В середине 1990-х гг. США накрыло бедствие, которое впоследствии назовут «опиоидной эпидемией» – наркотические анальгетики стали широко использоваться врачами для купирования не только тяжёлых болей, но и болей средней тяжести, причём многим пациентам их прописывали целыми курсами.

Развитию эпидемии способствовали фармацевтические компании и в первую очередь Purdue Pharma, принадлежащая семейству Саклеров, которая, благодаря коррумпированным чиновникам в правительстве, смогла вывести на рынок и агрессивно продвигать годами якобы совершенно безопасный препарат – оксиконтин. Это привело к тому, что миллионы людей, сами того не желая, сделались наркоманами. Согласитесь, есть разница, когда человек сознательно делает выбор в пользу наркотика, и когда его подсаживают на наркотик втёмную.

Многие, подсев на оксиконтин, переходили затем на героин. Пулитцеровский номинант Барри Мейер, по книге которого был снят сериал, писал: «С точки зрения наркотической мощи оксиконтин был ядерным оружием». Коррумпированные чиновники всячески помогали Purdue Pharma избегать препон с продвижением препарата. Но нашлись и те, кто решил дать отпор этому фармацевтическому беспределу.

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Фильмы 2021-го года\Новая папка\Ломка.jpg Формой подачи материала «Ломка» напоминает знаменитые «В центре внимания» и «Игру на понижение», делая упор на документальную выверенность. В проекте задействовано множество известных актёров – Майкл Китон, Питер Сарсгаард, Майкл Стулбарг, Розарио Доусон и др. Шоу номинировано на «Золотой глобус» в категории «Лучший мини-сериал». А вот на просторах «нового СССР» о нём слышали немногие – возможно, из-за специфичности темы.

«Змей». Режиссёры Ханс Херботс и Том Шенклэнд. (Великобритания)

Бангкок, 1975г. Группа бандитов во главе с Чарльзом Собраджем, которого окружающие знают как Алена Готье, торговца драгоценными камнями, используя различные уловки, наживается на доверчивых туристах – они их опаивают и грабят, а иногда и убивают. Однако полиция не торопится проводить за расследование. Когда бандиты убивают двух голландцев, сотрудник нидерландского посольства Херман Книппенберг решает сам выяснить, кто причастен к их гибели.

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Фильмы 2021-го года\Новая папка\Змей.jpg «Змей» – динамичный криминальный триллер, основанный на реальных событиях, и выдержанный в классических рамках жанра: ничего лишнего, никаких «соцповесточек». Яркое, насыщенное событиями зрелище, погружённое в пёструю атмосферу 70-х. Шарма картине добавляет агрессивная нелинейность сюжета – реалтайм здесь то и дело сменяется флэшбеками, но это не только не раздражает, а наоборот усиливает интерес к происходящему.

«Психиатр по соседству». Режиссёры Джесси Перец и Майкл Шоуолтер. (США)

Рассказ о не в меру робком бизнесмене и его психиатре, который не только изменил жизнь своего пациента, но и полностью ею завладел. Пациенту понадобилось почти 30 лет, чтобы это понять и вновь стать хозяином своей судьбы. Трудно поверить, но этот сериал тоже основан на реальных событиях.

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Фильмы 2021-го года\Новая папка\Психиатр по соседству.jpg

История эта прогремела в 2019г., когда журналист Джо Носер выпустил подкаст «Психиатр по соседству», сделанный в формате журналистского расследования. Так получилось, что в 2010г. он поселился рядом с особняком владельца крупной сети ателье Марти Марковица и долгое время думал, что хозяин недвижимости – психиатр Исаак Хершкопф, настолько самоуверенно тот себя вёл, и так был скромен в его тени настоящий владелец виллы. Журналист заинтересовался и стал «копать».

Вскоре раскрылась правда: Марти в течение 27 лет безропотно подчинялся своему врачу, не общался по его рекомендации с родной сестрой, и чуть было не лишился прибыльного бизнеса – Хершкопф едва не прибрал к рукам его многомиллионное состояние. С большим опозданием, но всё-таки поумнев, Марковиц порвал с Хершкопфом и подал на него в суд. В итоге Хершкопфа лишили лицензии на практику в Нью-Йорке за «нарушение профессиональных стандартов в работе с пациентами».

Выполненный в формате драмеди, сериал демонстрирует, чем чревато безропотное подчинение чужому авторитету, кем бы он ни был – твоим психиатром, президентом страны или лидером мнений в интернете – даже если авторитет этот утверждает, что хочет вам только добра, и что без него вы пропадёте.

«Пищеблок». Режиссер Святослав Подгаевский. (Россия)

Полгода назад мы подробно рассказывали об этом удивительном проекте, изящно вскрывшем вампирскую сущность советского прошлого. Логично было бы предположить, что на излёте года «Пищеблок» назовут одним из лучших сериалов сезона. Однако большинство изданий, подводя итоги-2021, не включили его в свои топы. Лучшими называются «Вампиры средней полосы», «Happy End», «Вертинский», а «Пищеблок» почти не упоминается.

Хотя в контексте «нового СССР» это тоже логично. В отличие от, скажем, «Вампиров средней полосы», в «Пищеблоке» вампирская тема не просто элемент антуража, а часть философского высказывания, в значительной степени противоречащего текущему идеологическому дискурсу.

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Фильмы 2021-го года\Новая папка\Пищеблок.jpg

Писатель Алексей Иванов, по роману которого поставлен сериал, как-то заметил, что его история – о влиянии идеологии на свободу личности: «Пионерство было порождено советской идеологией. А идеология умерла. На излете СССР никто уже не верил в коммунизм, никто его не строил. Отчего так получилось? Оттого что идеология была тоталитарной. Единственной. Вот представьте, что на нашей планете останутся, скажем, одни только слоны. Будет ли Земля раем для слонов? Нет, слоны вымрут. Это закон экологии. Должно быть разнообразие видов. Так же и с идеологией. Когда в обществе их несколько, они живые. Когда одна – она умирает. Тоталитарная идеология всегда превращается в свою мертвую противоположность: коммунизм – в террор, либерализм – в беспредел, христианство – в инквизицию, ислам – в джихад. То есть тоталитарная идеология оказывается прекрасным прибежищем для чудовищ, для вампиров».

Учитывая, сколь ревностно относится ко всему советскому нынешняя пропаганда, вряд ли ей пришёлся по нраву антисоветский месседж «Пищеблока».

«1883», а также 4-й сезон «Йеллоустоуна». Режиссёр Тейлор Шеридан и др. (США)

D:\Документы\Рабочая папка\Новая деловая газета\Авторские материалы\Фильмы\Фильмы 2021-го года\Новая папка\1883.jpg

Когда на каком-нибудь стриминге выходит очередная агитка про ущемлённые меньшинства, иные СМИ как с цепи срываются, бросаясь наперебой петь ей оды, а голливудская ассоциация прессы осыпает её «Золотыми глобусами». Сериал «Йеллоустоун» идёт уже четвёртый год, но вокруг него словно заговор молчания – никто не двигает его ни на какие «Глобусы», никто не поёт ему од. Хотя режиссёрские задумки и актёрская работа здесь на такой высоте, что аж дух захватывает.

Возможно, всё дело в том, что сериал снят в манере, не свойственной «актуальным» сериалам эпохи MeToo и BLM. Его герои – обладатели той самой «токсичной маскулинности» (вот же придумали термин), которую сегодня шпыняют приверженцы так называемой новой этики. При этом мужчины, ведущие себя по-мужски, показаны не карикатурным бычьём, не «абьюзерами» (ещё одно назойливое словечко), а персонажами глубокими, разносторонними, достойными, может, и не всегда уважения, но сопереживания – точно. При этом Тейлор Шеридан ничуть не идеализирует патриархальный уклад, представляя его во всей драматической сложности и противоречивости.

«Йеллоустоун» рассказывает историю семьи Даттонов, которые владеют одним из самых больших ранчо в США. На их землю зарятся многие – крупные застройщики, соседние города и даже индейская резервация, которая считает Йеллоустоун «своей землёй». Глава семьи Джон (его блестяще сыграл Кевин Костнер) всеми силами пытается сохранить своё ранчо.

В отличие от иных СМИ зрители высоко оценили шоу. В 2018г. его двухчасовая премьера собрала в прямом эфире 2,8 млн. зрителей, став самым популярным оригинальным сериалом в истории Paramount Network. А в этом году Шеридан подарил публике не только 4-й сезон «Йеллоустоуна», но и новый сериал «1883», рассказывающий о том, с чего полтора века назад, во времена Дикого Запада, начиналось ранчо Даттонов. Приквел флагманской драмы собрал уже 4,9 млн. зрителей, установив для Paramount Network новый рекорд. Когда есть такая зрительская любовь, можно обойтись и без «Золотых глобусов».

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.