НЕСЪЕДОБНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ. Изнанка импортозамещения непродовольственного ширпотреба

Политика правительства по стимулированию покупательного спроса через повышение зарплат потихоньку начинает приносить плоды: реальные располагаемые денежные доходы (РРДД) населения растут. Однако статистика внутренней торговли – как розничной, так и оптовой, – демонстрирует, что до кассовых узлов эти деньги трудящихся еще не добрались. Или добрались, но не стали задерживаться.

В 2022г. РРДД белорусов испытали полномасштабное потрясение – потребительский рынок РБ получил несколько мощных ударов, спрос съежился, экономическая активность ощутимо просела. Конечно, это не беда – в кризисные времена потребитель старается не тратить, а экономить, да и бизнес не спешит инвестировать.

Нестыковочка вышла

С осени 2022г. внутреннее потребление начали приводить в порядок – начиная с инфляции и ценообразования. К началу 2023г. прохудившийся внутренний спрос потихоньку реанимировали, пошагово повышая зарплаты, чего и без того требовал жесткий рынок труда, на котором спрос на человеческие ресурсы вырос, а предложение сократилось из-за демографии и миграции.

Справка «НДГ». В январе 2023г. РРДД населения составили 99,1% к уровню января 2022г. На оплату труда в общем объеме РРДД пришлось 62,9%, на доходы от предпринимательской и иной деятельности – 8,1%, на трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) – 23,8%, на доходы от собственности и прочие – 5,2%.

РРДД – такой показатель, что его снижение на п.п. сразу ощущается в среднестатистическом супермаркете. И не только через средний чек: те читатели, которые помнят последнюю белорусскую рецессию 2015-17гг., наверняка подтвердят, что потребительская активность еще и восстанавливается медленно. Вот и тогда начальство уже по три раза отчиталось, что рецессия миновала и все хорошо, даже лучше прежнего, а РРДД восстановили позитивную динамику лишь к сентябрю 2017г.

В начале 2023г. доходы населения совершили ощутимый рывок, пусть и еще отделены от уровня января 2021г. дистанцией в 0,9%. С учетом ситуации на внешних рынках рационально выглядит желание компенсировать определенную часть потерь за счет внутреннего рынка. Однако показатели торговли говорят о том, что потребительская активность все еще не восстановилась до ожидаемых кондиций.

Справка «НДГ». Розничный товарооборот в январе-феврале 2023г. составил BYN10,5 млрд., или 96,5% в сопоставимых ценах к январю-февралю 2022г. Однодневный розничный товарооборот в расчете на душу населения с начала года – BYN19,1 против BYN17,4 за аналогичный период предыдущего года.

Розничный товарооборот организаций торговли (93,6% розничного товарооборота РБ) в январе-феврале 2023г. составил BYN9,8 млрд., или 96,7% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года. Оптовый товарооборот в январе-феврале 2023г. – BYN21,8 млрд., или 86,7% в сопоставимых ценах к январю-февралю 2022г.

Понятно, чтобы денежка дошла до населения, а население отнесло её к розничной кассе, нужна определенная временная дистанция – от месяца до полугода. Но в нашем случае дело не только в знакомом любому потребителю ритуале расставания с деньгами в объекте розничной торговли.

Импортозамещение, съедобное и несъедобное

Давайте прислушаемся к тому, что говорит о текущей ситуации главный регулятор белорусской розницы – МАРТ. Устами министра Алексея Богданова говорит он буквально следующее: «Мы активно работаем над тем, чтобы больше представить белорусских товаров на полках наших магазинов. Отмечу, что в прошлом году нам удалось этого добиться, мы 12-летний тренд переломили. Над этими же вопросами продолжаем работать в текущем году…

Основной акцент хотим сделать именно на непродовольственной группе товаров, поскольку продовольственные товары и так очень широко представлены – более 75%. А вот доля непродовольственных должна усиленно расти. И здесь очень важна работа не только торговых организаций, но и наших производителей».

Всё так: раз значительная часть импорта в 2022г. нас покинула, а оставшееся из-за возросших издержек подорожало, то, по идее, на потребительском рынке должен царить отечественный производитель. В товарах продовольственной группы он высвободившиеся ниши в основном заполнил, в товарах непродовольственной группы – нет.

Причин тому масса. Во-первых, белорусские предприятия, производящие непродовольственные потребительские товары, традиционно испытывают проблемы со сбытовыми сетями, у них обычно низкая дистрибуция – как нумерическая (мало торговых точек, где продается товар), так и взвешенная (мала доля во всех продажах товарной группы). Ресурсов для строительства собственной сбытовой сети у среднестатистической для РБ производственной компании попросту нет. Во-вторых, предприятиям-экспортерам, как правило, побоку внутренний рынок – на экспорт можно продать больше, с более высокой маржой, с меньшими хлопотами и т.п. В-третьих, цифровизацию розничной торговли большинство производителей ширпотреба проспали и сейчас с трудом вскакивают в её последние вагоны. У крупных предприятий ситуация существенно лучше, однако номенклатура потребительских товаров – это даже не тысячи, а десятки тысяч позиций, «крупняку» обычно неинтересных.

Замахнемся на зубочистки?

Между тем, согласно очень информативному и наглядному исследованию Белстата, непродовольственные товары – это более трети потребления каждого из нас. Поэтому, раздав населению деньги, чтобы часть из них оно потратило на вкусную и здоровую пищу от отечественного АПК, правительство неизбежно должно было задуматься об импортозамещении того, что несъедобно.

Справка «НДГ». По данным выборочного обследования домохозяйств, произведенного Белстатом, в РБ в 2022г. располагаемые ресурсы в расчете на домохозяйство составили BYN1781,5 в месяц, в т.ч. в городах и поселках городского типа – BYN1863,8, на селе – BYN1516,8. Денежные расходы в расчете на домохозяйство составили BYN1696,6 в месяц, из которых BYN1249,1 (73,6%) приходится на потребительские расходы. В структуре потребительских расходов домохозяйств доля расходов на питание достигает 39,7%, на покупку непродовольственных товаров – 33,7%, на оплату услуг – 24,1%.

При этом товары длительного потребления, сбыт которых при кризисе традиционно проседает сильнее, у большинства белорусских домохозяйств имеются. Инвестиционные покупки крупногабаритной бытовой техники обычно идут в гору на фоне финансовой волатильности, а сейчас все спокойно.

Даже самый бескомпромиссный патриот не станет ежегодно приобретать новый ноутбук отечественной сборки, зато спустя какое-то время неизбежно сменит аккумуляторную батарею, выкрутит HDD и поставит SDD, нарастит ОЗУ и т.п.

Не потому что среднестатистический белорус прижимист – просто так рациональнее: 5-7 лет вместо 1 года гарантии и 3 лет эксплуатации.

Справка «НДГ». По данным Белстата, удельный вес домохозяйств, имеющих холодильник, в общем количестве домохозяйств РБ, составляет 99,9%, смартфон – 99,2%, ЖК-телевизор – 98%, стиральную машину – 97,4%, пылесос – 88%, СВЧ-печь – 77,6%, персональный компьютер – 67% и т.п.

Если по уму, импортозамещать в первую очередь нужно мелкие и дешевые товары с коротким жизненным циклом и быстрым оборотом, всяческие непродовольственные fmcg. Технологически они не слишком сложны и не слишком затратны – вопрос в масштабах серии, определяющих себестоимость единицы продукции.

В прошлом году, например, большой резонанс (и официальный, и бытовой) приобрело импортозамещение всевозможных одноразовых гигиенических принадлежностей – начиная с бумажных полотенец и туалетной бумаги, – явно пошедшее на пользу «Беллесбумпрому».

Есть и классический пример из 2010-х – импортозамещение зубочисток, помните? При дешевом импорте и открытом рынке смысл такой затеи был бы даже не нулевым, а отрицательным. Сейчас – напротив: имея отходы деревообработки и дешевую энергию, теоретически можно за счет увесистого экспорта обеспечить конкурентную цену импортозамещенной зубочистки на внутреннем рынке. Короче, идти от простого, делать ставку на быстрый оборот и считать, считать, считать.

Миновав этот барьер (а он преодолевается довольно быстро), производитель сможет уже автоматически усложнять технологию и наращивать добавленную стоимость. При этом не стоит рассчитывать на импортозамещение в два притопа и три прихлопа абсолютно всех типов подгузников, машинок для удаления катышков, собачьих ошейников, алюминиевых выварок и ковшиков из нержавеющей стали. Нет, стоит выбирать то, что выгоднее, перспективнее, стремительнее в обороте.

Импорт на белорусских прилавках в том или ином количестве все равно присутствует и будет присутствовать всегда. Глава МАРТ, к слову, отчитался и по импорту: «Если определенные товары не поставлялись из-за санкций, то мы оперативно еще в прошлом году переориентировались на дружественные страны. Сегодня широкий ассортимент товаров, который мы наблюдаем на полках, обеспечен из альтернативных источников. МАРТ постоянно отслеживает вместе с ГТК обоснованность импортных цен, чтобы не было завышения. В целом ситуация стабильная».

Теперь слово за производственным сектором – сдюжит он частично заместить импортный непродовольственный ширпотреб или примется разрабатывать госпрограмму по созданию белорусского iPhone до 2099г. с бюджетным финансированием.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.