«И ПОЛИТИЧЕСКИ, И СО ВСЕХ СТОРОН». Правительство обещает, что ВВП в марте 2023г. достигнет уровня марта 2022г.

Про белорусский ВВП есть две новости – хорошая и плохая. Начнем, понятно, с плохой: наш ВВП пока всё еще находится в отрицательной плоскости, демонстрирует «отрицательный рост», как говорят в таких случаях модные зарубежные экономисты. Хорошая новость – прямиком из Совмина: руководство правительства убеждено, что скоро все выправится и наш родной, всенародный ВВП покинет отрицательную плоскость и рванет в позитив.

Ньюсмейкером относительно ВВП 17 марта выступил премьер-министр Роман Головченко. Посещая Щучинский район, он поделился с местными жителями радостными вестями: «За февраль ВВП прибавил 1,4% к уровню января. Поэтому, я думаю, что в марте мы уже выйдем на уровень более 100% март к марту (нынешний март к прошлогоднему – НДГ)».

Можно допустить, что на Щучинщине от премьера ждали именно актуальных статистических прогнозов, особенно по внутреннему валовому продукту, поэтому он так горячо и совершенно честно объяснял, что радость от анонсированного достижения, увы, будет омрачена тем, что в квартальном сопоставлении (I квартал 2023г. к I кварталу 2022г.) планка в 100% все равно не будет достигнута.

Тем не менее, есть чем гордиться: «Но именно уже в месячном исчислении это будет выше 100%. Потому что основные отрасли, которые имеют хорошую долю в ВВП – это и промышленность, и строительство, и сельское хозяйство, они все в положительной зоне находятся». Ну, раз в положительной зоне, уже хорошо. Хотя вообще наиболее популярное исчисление экономических достижений – годовое, год к году (YOY).

Премьер, в общем-то, оказался в стандартной для современного высокопоставленного чиновника ситуации. С одной стороны, ему необходимо было донести до граждан позитив – в нашем случае это позитивная динамика восстанавливающейся белорусской экономики. С другой – под рукой для этого имеется только ВВП, разработанный и впервые примененный 100 лет назад индикатор, сегодня активно критикуемый экономистами. При этом, возможно, экономически продвинутые жители Щучинщины в совершенстве владеют макроэкономическими показателями и методиками их исчисления, однако о среднестатистическом белорусе этого, увы, не скажешь.

В тот же день Белстат поделился результатами первой оценки ВВП. В целом динамика положительная, тенденция на восстановление прослеживается. Однако хлопать в ладоши рано: если по итогам 2022г. Беларусь не досчиталась 4,7% ВВП, то сопоставление данных о двух первых месяцах 2023г. с аналогичным периодом 2022г. дает результат -3,6% ВВП.

Справка «НДГ». По данным первой оценки ВВП Белстатом, в январе-феврале 2023г. объем ВВП в текущих ценах составил BYN30,3 млрд., или в сопоставимых ценах 96,4% к уровню января-февраля 2022г. Индекс-дефлятор ВВП в январе-феврале 2023г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 109,7%.

«И политически, и со всех сторон»

Помимо эрудитов Щучинщины в Беларуси есть еще как минимум один человек, активно интересующийся ВВП и другими макроэкономическими индикаторами. Это президент Александр Лукашенко, в любой ситуации требующий от правительства экономического роста. Это, кстати, не прихоть Александра Григорьевича, а, так сказать, функционал, должностные обязанности.

Вот и на совещании 10 марта глава государства распорядился «обеспечить экономику, чего бы это ни стоило». Сразу после выступления председателя Белстата Инны Медведевой, огласившей основные экономические показатели, президент высказался в том смысле, что -4,7% ВВП за минувший год – это много, чересчур много.

Последствия бурного 2022г. до сих пор не преодолены, и это политически неприемлемо, подчеркнул Лукашенко. «Если бы это был 1-1,2% – и политически, и со всех сторон это было бы более-менее. 4% – это вы просто неправильно поняли то, что я вам говорил: вы с Нацбанком остановились в конце III квартала – IV-м. Надо в этом году это все восстанавливать и превосходить. Не забывайте (на это мы обратим в этом году особое внимание): в целом, вроде, где-то хорошо, а сколько предприятий, сколько тысяч людей работают неважно? Температура по госпиталю неплохая, а сколько там, в подвале, людей с низкими показателями мы имеем в экономике? Поэтому спрятаться за общие, средние цифры не получится», – констатировал президент.

Нужен рост – и не только по экономическим, но и по политическим соображениям, да и просто ради мотивации трудящихся на новые трудовые подвиги. Глава государства тут совершенно прав – работать следует на результат, даже если результат этот сугубо статистический.

Статистика, как правило, отражает экономическую активность с изрядным опозданием и определенными лакунами. В свою очередь, реальные хозяйственные связи и отношения не изменишь одним росчерком пера. Наверняка в Совмине пусть и не удовлетворены темпами восстановления, однако понимают, чем обусловлено их отставание от прогнозов.

Головченко практически сразу заявил: снижение ВВП в январе 2023г. технически обусловлено высокой базой января 2022г. по отдельным отраслям. «Такая же тенденция будет наблюдаться по результатам февраля. В марте выйдем на темпы выше 100%», – обещал премьер.

В 2022г. неизбежное падение ВВП в правительстве наперебой парировали другой цифирью: рекордные показатели внешней торговли, финансовое оздоровление предприятий, погашение долгов, выполнение социальных обязательств государства и т.п. На следующий день после совещания премьер в телеинтервью попытался объяснить ситуацию в том же ключе: «Да, мы допустили проседание по ВВП, которое было вызвано сумасшедшим, не имеющим аналогов внешним давлением на страну. Но, с другой стороны, получили неплохие финансовые результаты. Рентабельность продаж по экономике – рекордная за 10 лет. 80% заблокированного экспорта было переориентировано на другие страны. У нас исторически лучшее сальдо внешней торговли. Существенно повысилась операционная прибыль предприятий. Что важно, предприятия смогли использовать лишние деньги для того, чтобы погасить существенную часть своей задолженности. Суммарная долговая нагрузка снизилась. Уже в декабре прошлого года мы вышли на реальный плюс по доходам населения, эта тенденция сохранилась и в январе этого года. Пенсии не упали. Все элементы социального контракта выполняются безоговорочно. Все это доказывает, что экономика в целом справлялась с вызовами».

Все правильно, однако с марта 2022-го минул год. «Выстояли, справились с вызовами» – это сохранение статус-кво. Позитив для любой современной экономики – это рост, оцениваемый (за неимением лучшего) через ВВП. Как президент, так и общество ждут от экономики более весомого результата, причем всегда.

Поэтому правительство, конечно, в сложном положении: способствовать достижению такого результата оно может, гарантированно обеспечить – нет. Вдобавок наша мобилизационная экономика всегда хорошо держит удар, а вот перестраивается обычно медленно и болезненно.

Переключить рубильник

В Совмине прекрасно всё это понимают. Премьер достаточно подробно описал эту коллизию: «Те отрасли, которые попали под самые жесткие санкции, под прямое блокирующее влияние – а это порядка 25% экономики – продолжают испытывать определенные трудности. Не так просто переключить рубильник – чтобы все, условно говоря, поплыло в другую сторону по тем же ценам и с той же эффективностью. А ведь, помимо этих 25% под прямым влиянием, остальные находятся под косвенным воздействием санкций. Нам было отведено 9-10 месяцев на то, чтобы разрулить основные вопросы и не позволить сбыться прогнозам международных организаций. Замечу, что мы сработали лучше, чем самые оптимистичные их прогнозы». Здесь Головченко вполне искренен – объективно его кабинет в более драматичных, чем во время прошлой рецессии условиях действует куда эффективнее и слаженнее, чем тогдашний.

Насчет темпов перепрыгивания ВВП из отрицательной плоскости в положительную есть неплохой косвенный показатель – объем промпрозводства вообще и обрабатывающей промышленности в частности. По ним мы в первые два месяца 2023г. все еще не дотягиваем до уровня аналогичного прошлогоднего периода – 1,8% и 1,5% соответственно. Предсказуема ситуация с грузоперевозками: грузооборот нынешнего января-февраля составляет лишь 66,4% от соответствующего показателя 2022г. С другой стороны, агросектор за указанный период демонстрирует рост, о чем не без гордости рапортует руководство отрасли.

Справка «НДГ». В январе-феврале 2023г. объем промпроизводства в текущих ценах составил BYN28,3 млрд., или в сопоставимых ценах 98,2% к уровню января-февраля 2022г. В горнодобывающей промышленности соответствующий показатель составил 101,6%, в обрабатывающей – 98,5%, в снабжении электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 95,6%, в водоснабжении; сборе, обработке и удалении отходов, ликвидации загрязнений – 100,9%.

Правительство в текущем году ставит перед собой три ключевые задачи: сохранение устойчивости реального сектора, проактивная инвестиционная политика государства, значимые для населения социальные обязательства (в первую очередь – доходы). Однако спрашивать с него будут и за ВВП. Позиция главы государства по этому вопросу хорошо известна и ни разу не менялась: сверяться имеет смысл не только с предыдущими месяцем, кварталом, годом, досанкционным уровнем и т.п., но и с более высокой базой прошлых периодов: «Нам надо добавлять, да еще и как добавлять». Против этого в 2023г. будет работать как инерция отечественной экономики, так и замедление экономической активности на внешних рынках. Однако задачи экономического роста никто не снимал и снимать не собирается.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.