Uber Alles: обнародованы секреты успеха знаменитой компании

Очередная громкая утечка документов, обнародованная британской The Guardian, носит не оффшорный, как мы привыкли, а корпоративный характер. Через Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) неизвестные филантропы (нередко оказывающиеся спецслужбами, преимущественно американскими) традиционно сливают для верификации на местах попавшую в их руки конфиденциальную информацию о сильных мира сего.

На этот раз формальной мишенью слитых документов оказалась компания Uber, а реальными целями – целый ряд действующих и отставных политиков из разных стран мира. Или наоборот – экономика важнее, речь идет об атаке на Uber? «НДГ» попыталась разобраться.

Из чего состоят The Uber files, файлы Uber? Речь идет об электронных письмах и сообщениях в форматах iMessages и WhatsApp топ-менеджеров компании, их записных книжках, презентациях, базах данных, справочных материалах и счетах. Кто может собирать и обрабатывать такие объемы информации? Энтузиаст-одиночка? Группа анонимных хакеров-идеалистов? Конечно, такая задача по плечу только высокопрофессиональной и технически продвинутой оргструктуре.

Такси, которое не вызывали

«Утечка показывает, что Uber нарушал законы, обманывал полицию и тайно лоббировал свои интересы через правительства», – констатирует The Guardian. Издание не скрывает, что документы утечки тщательно подобраны не только с содержательной, но и с хронологической точки зрения: все они относятся к периоду головокружительного успеха и стремительной глобальной экспансии Uber.

Справка «НДГ». The Uber files включают в себя 124 000 конфиденциальных документов корпорации, оказавшихся в распоряжении The Guardian. Они охватывают события 2013-17гг. в 40 странах мира. Для т.н. «глобального расследования» (по странам) The Guardian передала данные 180 журналистам из более чем 40 медиа-организаций через ICIJ.

Эти 4-5 лет, когда Uber шла карта и он расширялся, словно на дрожжах, связаны с руководившим корпорацией до июня 2017г. её скандальным соучредителем Трэвисом Калаником. Фактически Каланик захватывал рынки, используя свои рекордные инвестиции в венчурный капитал для субсидирования пассажирских перевозок в разных городах по всему миру. К моменту, когда авантюрный кофаундер покинул компанию, Uber работал уже в более чем 600 точках земного шара.

Его преемник Дара Хосровшахи стремился не захватывать рынки, а доказать акционерам, что компания может обеспечить не только рост, но и прибыль. Сейчас Uber оценивается в $43 млрд. и обеспечивает пассажирские перевозки на заказ более чем в 10 000 городов.

Корпорация уже ответила на обвинения, прозвучавшие в связи с публикацией The Uber files. Нужно отдать должное пиар-службе Uber – ответ сформулирован таким образом, что компания пытается снять претензии к своей сегодняшней деятельности, подчеркивая, что её этически сомнительные или даже уголовно наказуемые практики остались в прошлом.

прямая речь

Джилл Хейзелбейкер, старший вице-президент Uber по связям с общественностью. Мы не оправдывали и не будем оправдывать свое поведение в прошлом, которое явно не соответствует нашим нынешним ценностям. Вместо этого мы просим общественность судить о нас по тому, что мы сделали за последние пять лет и что мы будем делать в ближайшие годы.

Uber в настоящее время является одной из крупнейших рабочих платформ в мире и неотъемлемой частью повседневной жизни более 100 млн. человек. Мы перешли от эпохи конфронтации к эпохе сотрудничества, демонстрируя готовность сесть за стол переговоров и найти общий язык с бывшими оппонентами, включая профсоюзы и таксомоторные компании.

В настоящее время наша деятельность регулируется более чем в 10 000 городов по всему миру, мы работаем с властями всех уровней, чтобы улучшить жизнь тех, кто использует нашу платформу, и населенных пунктов, которые мы обслуживаем.

Что касается Каланика, официально заявлено, что «он никогда не санкционировал никаких действий или программ, которые препятствовали бы правосудию в любой стране, и никогда не предлагал Uber использовать насилие в ущерб безопасности водителя. Любое обвинение в том, что г-н Каланик руководил, участвовал или был вовлечен в какую-либо из этих действий, является полностью ложным».

Тем не менее, из материалов утечки следует, что компания использовала если не противоправные, то этически нечистоплотные механизмы продвижения на новых рынках: «часто там, где существующие законы или правила делали ее деятельность незаконной», она либо обходила их с помощью протекции влиятельных чиновников, либо агрессивно лоббировала изменение правил.

Обыкновенный лоббизм

Читатель, потирая руки, наверняка сейчас потребует традиционного для такого рода расследований перечня высокопоставленных знаменитостей и их проступков. Что ж, извольте. Номер один – Джо Байден, на тот момент вице-президент США.

Будучи горячим сторонником Uber, вице-президент США Байден сорвал рандеву со своим кумиром Калаником, опоздав на запланированную встречу с ним на полях Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе. Каланик в переписке с коллегами отреагировал на это так: «Я попросил своих людей сообщить ему, что с каждой минутой его опоздания беседовать со мной он будет на одну минуту меньше».

Вероятно, Сонного Джо эта угроза действительно напугала: The Guardian предполагает, что после встречи с Калаником Байден внес правки в свою подготовленную для Давоса речь. Вице-президент США говорил про «генерального директора, компания которого предоставит миллионам работников свободу работать столько часов, сколько они пожелают, и управлять своей жизнью так, как они пожелают».

Помимо Байдена в Давосе топ-менеджмент Uber тет-а-тет беседовал с Эммануэлем Макроном, премьер-министром Ирландии Эндой Кенни, премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, канцлером (главой Минфина) Великобритании Джорджем Осборном. Осборн уже дал официальные пояснения: мол, это генеральная линия была такая – секретничать с мировыми технологическими фирмами и убеждать их инвестировать в Великобританию для создания там рабочих мест.

Скорее всего, это так. Правда, в Англии с Калаником кроме Осборна встречалось еще 6 министров, и подробности их общения не преданы публичной огласке, а лондонские таксисты в 2016г. протестовали против прихода Uber, перекрывая улицы. Но Uber все равно пришел.

Утечка включает переписку между Калаником и Макроном, в ту пору министром экономики Франции. Макрон в ту пору «тайно помогал компании, позволяя Uber часто и напрямую обращаться к нему и его сотрудникам». Он сообщил Каланику, что сделал все возможное, чтобы помочь Uber, даже якобы заключил секретную сделку с ее оппонентами во французском кабинете министров. Кстати, в частном порядке руководители Uber в переписке выражают «едва скрываемое презрение к выборным должностным лицам, менее восприимчивым к бизнес-модели компании».

Консультантами Uber по GR, точнее – по организации доступа к высокопоставленным руководителям, чиновникам и дипломатам, – выступили двое высокопоставленных советников Барака Обамы в президентской кампании, Дэвид Плауфф и Джим Мессина. А в Европе, в частности в Голландии, приватные беседы топ-менеджмента Uber с премьер-министром и членами правительства тайно организовывала Нили Крус, бывший вице-президент Еврокомиссии. «Ее отношения с компанией были настолько деликатными, что главный европейский лоббист Uber предупредил, что всё это строго конфиденциально и не должно обсуждаться за пределами руководителей компании», – пишет The Guardian.

Отметился в The Uber files и нынешний федеральный канцлер Германии, в ту пору мэр Гамбурга. В конфликтной ситуации Олаф Шольц выступил против лоббистов Uber и настоял на выплате таксистам минимальной зарплаты. Обиженный Каланик сказал подчиненным, что Шольц – «настоящий комик».

Везде, куда приходил Uber, начинался инициированный его приходом передел рынка. Велся он далеко не мирными средствами: массовые протесты таксистов, демонстрации, забастовки, побоища с полицией и т.п. Например, в 2016г. беспорядки, связанные со страхом тысяч водителей остаться без средств к существованию, охватили Бельгию, Испанию, Италию и Францию.

Справка «НДГ». На пиар-акции по смягчению негативного имиджа и лоббирование изменений в трудовом законодательстве и законодательстве о такси в Европе, согласно утечке, в 2016г. Uber планировал потратить (и, скорее всего, потратил) чрезвычайные $90 млн.

Как реагировал на протесты Каланик кроме увеличения рекламных бюджетов? А вот как: «Знайте, что это нормальная часть бизнеса Uber. Примите хаос. Это означает, что вы делаете что-то важное». Когда его пытались одернуть и убедить не разжигать страсти (в конце концов, могут же пострадать водители Uber), соучредитель компании отвечал: «Я думаю, оно того стоит. Насилие гарантирует успех. И этим парням нужно сопротивляться, верно? Нужно продумать правильное место и время». Иными словами, амбициозный отец Uber попросту провоцировал или даже разжигал беспорядки.

от редакции

Деуберизация на марше

О чем умолчала The Guardian

Не очень масштабно выглядят разоблачения The Uber files, не находите? Трэвиса Каланика действительно можно и нужно упрекнуть в неразборчивости и самонадеянности при лоббизме. Но и только: всерьез обвинять политиков первого ряда в том, что они получали деньги от Uber не рискнет никто. Да и анализ The Guardian далеко не полон, поскольку игнорирует то, насколько изменилась конкурентная среда за последнее десятилетие.

В 2013-17гг., охватываемых утечкой, в моде была «уберизация» – замена дорогостоящих услуг людей («посредников») куда менее затратными услугами цифровых платформ, чтобы удешевить предлагаемые тем же людям услуги и товары. Uber был в авангарде этой моды, поэтому политики ранга Байдена или Макрона почитали за честь побеседовать сколько-то там минут с Калаником. «Uber подорвал устоявшиеся рынки такси и такси и оказал давление на правительства, чтобы они переписали законы, помогая внедрению бизнес-модели с применением ПО, основанной на экономии и распространившейся с тех пор по всему миру», – пишет британское издание. Плюсы: компания сделала пассажирские перевозки в больших городах более дешевыми и эффективными. Минусы: она разрушила социальные и бизнес-структуры, связанные с покоряемыми ею рынками.

Что касается политиков, упоминаемых в утечке, то им, конечно, слегка попортят нервы. Однако в основе их явно неравнодушного отношения к Uber вовсе не обязательно корысть и коррупция. Это идеология такая, в США называется «прогрессизм» – прогресс любой ценой. Они прекрасно понимали стратегию Трэвиса Каланика: пока другие платформы не обзавелись бизнес-моделью и ПО, аналогичными Uber, ретивый бизнесмен стремился любой ценой масштабировать свой продвинутый бизнес в глобальном масштабе. Главное для него было обойти городские власти крупных мегаполисов, сразу выходя на уровень исполнительной, а не местной власти. Каланик реализовывал имевшееся у него в 2013-17гг. конкурентное преимущество – и реализовал.

Однако времена изменились, звезда Uber закатывается. Те же самые государства, которые 5-8 лет назад оказывали ему протекцию, теперь системно лишают компанию конкурентных преимуществ. В 2020-21гг. большинство стран Западной Европы приравняли водителей и курьеров оказывающих услуги платформ к обычным работникам, со всеми их соцгарантиями и соцпакетами, так что на таксистах теперь не сэкономишь.

В феврале 2021г. Верховный суд Великобритании официально опроверг ключевой тезис Uber о том, что используемые им водители являются подрядчиками, а не наемными работниками, и предположил, что используемая Uber договорная схема незаконна. А в феврале тот же Верховный суд признал незаконной бизнес-модель Uber в целом. Корпорации, которую до сих пор атрибутируют как «технологическую компанию», по сути, намекнули, что не так уж она и технологична, предложив стать обычным таксопарком. А тут и слив в The Guardian подоспел… Совпадение?

Почему политики, дверь в кабинеты которых Каланик недавно открывал ногой, вдруг разлюбили его детище? Потому что стала ясна дальнейшая стратегия развития городского пассажирского транспорта – искусственный интеллект (ИИ), позволяющий экономить не только на таксистах, а на всех сразу. А еще потому, что изменился социальный заказ – не только государству, но и обществу на Западе теперь нужны полноценные рабочие места с социальными пакетами и полноценные выплаты налогов в казну, без схематоза с «подрядчиками». И воспетый в 2010-е туевой хучей независимейших СМИ Uber и его амбициозный соучредитель внезапно из объекта обожания превратились в объект порицания.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.