ГИГАНТЫ ПОШЛИ В РАСХОД. Никому не нужны рекламные деньги

Ну вот, только успели перевести дыхание в начале недели, как во вторник американские технологические индексы оказались под сильным давлением продавцов. Снова зацепило технологическую биржу Nasdaq, где во вторник отмечена новая волна падения – после публикации вечером накануне квартальных цифр Snap ­– и новых головных болей о рисках экономического роста.

Через час после начала торговой сессии «тяжелый» технологический индекс Nasdaq 100 уже теряет 3,2% до 11.650 пунктов. Snap, «материнский» концерн фотоприложения Snapchat, сообщил вечером накануне о невыполнении прогнозов по оборотам/прибылям за 2-й квартал из-за ухудшения экономических трендов. Что не замедлило выразиться в 40-процентном падении курса акции.

Впрочем, те, кого называют Big Techs, поддержали младшего товарища – Amazon тут же потерял 4,8%, Alphabet – 7,8%, а Meta – 9,2%. Рыбешке поменьше пришлось переваривать даже двухзначные потери – Pinterest (-27 %), Roblox (-11%), Trade Desk (-19%), Upstart (-19%).

Джеффри Хали, аналитик рынка из компании Oanda Asia Pacific, вновь обратил внимание на сильные колебания настроений на биржах и «немедленном бегстве инвесторов при первом появлении проблем». «Рынок находится в постоянном вращении в обе стороны в бесконечных попытках оценить, учтены ли все предстоящие повышения ставок, комбинация из рецессии, инфляции или стагфляции, Китай, Украина, летний сезон в США, цепочки поставок и прочее», – констатировал аналитик.

Частный банк Merck Finck вообще назвал 2022г. «большим перезапуском». И снова занялся отделением зерен от плевел, считая разумный рост в тяжелые времена базирующимся на качественно солидных балансах, избыточной маржинальности и высоком денежном обороте. Банк настоятельно рекомендует учитывать эти аспекты, а не дорого купленные бумаги с утопическими цифрами роста. Только тогда можно рассчитывать на достойное место технологических акций в портфеле и хорошие результаты в будущем.

А в фазы вроде текущей большинство инвесторов действует иррационально – все расчесывается под одну гребенку и продается. Наверняка некоторые компании исчезнут, а другие выйдут окрепшими из кризиса.

Затронуло всех: Amazon, Snap, Nvidia, Netflix, Klarna

Налицо не поддающаяся разуму мгновенная переоценка ценностей у технологических гигантов. Буквально вчерашний поиск многими из них новых сотрудников резко сменился сообщениями об увольнениях, переизбытках и охлаждении экономики.

Сначала технологический спад сказывался только на акционерах, но затем вследствие усиливающейся рецессии в США затронул и сотрудников. Snap вообще после предупреждения о падении прибыли резко затормозил: вместо запланированных 2 тыс. человек речь идет о найме в текущем году лишь 500 сотрудников. Netflix даже сообщил о вынужденном сокращении 150 сотрудников – 2% от всего персонала.

В Европе также отмечены первые неприятные моменты. Родственный шведский стартап Klarna увольняет из-за высокой инфляции и войны в Украине 700 сотрудников – 10% всего коллектива.

Bloomberg сообщает со ссылкой на информированные источники, что даже гигант чипов искусственного интеллекта компания Nvidia нанимает сотрудников с непривычно медленной скоростью, так как сначала запланировано интегрировать уже нанятых в 2021г. Смена трендов отмечена также в отделах персонала Walmart и Amazon. По информации WSJ, обе компании уже страдают от переизбытка персонала.

А еще Bloomberg стало известно, что Amazon готов сдать новым арендаторам площадь складских помещений примерно в 1 млн. кв. м, так как объем ECommerce кажется стопорится.

А владельцы Snapchat вообще шокировали своих вкладчиков прогнозами на текущий квартал, акция среагировала падением на -44,54%.

Скорее всего, что компании не удастся достигнуть поставленных целей по обороту и оперативной прибыли, сообщила компания Snap накануне. Начиная с прогноза прошлого месяца происходило ухудшение конъюнктуры – и даже быстрее ожиданий.

Рекламные клиенты Snap вообще заявили о своей готовности потратить на платформе деньги на различные виды рекламы. И это можно только приветствовать во времена экономической неуверенности.

Snap еще в апреле включил осторожность в заявлениях, после того как цифры 1-го квартала среди прочего сильно тормознула война в Украине. Предупреждения подобного рода скорее свидетельствуют о стремительном ухудшении бизнеса. А ведь старт года был выше всех ожиданий – оборот 1-го квартала в какой-то момент даже превышал 38% – хотя многие клиенты и остановили свои рекламные компании с началом войны в Украине.

Сейчас руководитель и сооснователь компании Эван Шпигель говорит разве что об экономии. По сообщениям Financial Times и технологического блога The Verge, в понедельник он сообщил о сокращении нанимаемых сотрудников. А все менеджеры должны проверить свои участки на предмет новых сокращений затрат.

Snapchat в последнее время превратился в платформу для шоппинга и медийных контентов, особой популярностью у Snap пользуется так называемая дополненная реальность (Augmented Reality, AR). Технология позволяет интегрировать на экране цифровое содержание в реальное окружение. Snapchat позволяет клиентам виртуально попробовать таким образом обувь или косметику – разумеется, за деньги компаний.

Инвесторы Snap начинают нервничать. Прошлой осенью они обвалили курс на четверть – после того как оказалось, что компания сильнее подвержена влияниям новых положений о защите данных на iPhone, за что так ратовала Apple. И даже если после прибыли 1-го квартала движение поменялось к концу года: год назад акция еще стоила дороже $60, и вот уже – всего лишь $15,51. Прямо не позавидуешь – в 4 раза.

На фоне проблем Snap инвесторы начинают опасаться и за другие технологические компании, зависимые от рекламных денег. Так, акции Facebook сначала упали на 7% на постмаркете, а бумаги материнской Google – компании Alphabet – подешевели на добрых 3%.

А пока после отредактированного прогноза Snap терпит рекордные убытки, акции упали во вторник до минимальной отметки за два года. Бумаги потеряли почти 40% – исторический рекорд.

Уже последний прогноз Snap был достаточно осторожным и не исключал конъюнктурного охлаждения, отметил Марк Махани из инвестиционного дома Evercore. Исправленный же прогноз однозначно указывает на то, что деловое окружение всего лишь за месяц «катастрофически ухудшилось», преимущественно за счет отрицательных новостей из рекламного сектора онлайн.

«Говоря в целом мы верим, что попутный ветер для Snap может сразу подуть из нескольких направлений», – отметил аналитик Дуг Анмут из JPMorgan. Обычно ВВП коррелирует с расходами на рекламу, а последние крайне важны для Snap.

Падение в пропасть Snap оставило заметные следы и на других знаковых бумагах технологического сектора. Так, материнская компания FacebookMeta – отметила потери почти в 9%. Бумаги еще одной фото-платформы Pinterest обрушились почти на одну пятую.

Не все могут помнить биржевой дебют Snap в марте 2017г. – тогда удалась сенсация: инвесторы как мухи слетались на бумаги компании. Однако последующие три года курс акций практически не двигался. Настоящий бум пришел в начале пандемии – акции выросли к сентябрю 2021г. с 8 до $80. Слабые цифры квартала отправили бумаги в боковую спираль, которая продолжает свое кручение. Прибылями времен пандемии пришлось практически полностью пожертвовать.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.