ИНФЛЯЦИЯ: MADE IN USA. Всё почти как у нас, только стейки потолще, а арахисовое масло погуще

Активизировавшаяся еще весной и обострившая кризис цепочки поставок инфляция – одна из самых обсуждаемых тем в американских СМИ. В США всё персонифицировано, поэтому противники правящей партии называют это «инфляция Байдена». Инфляция Байдена, если верить оппозиционному ресурсу Breitbart, это когда «цены взлетают на гамбургеры, бекон, ребрышки, курицу, детское питание и арахисовое масло». Она уже «украла Рождество», потому что подорожали игрушки, велосипеды, электроника, спортивный инвентарь и даже домашние животные. А еще резко возросли транспортно-логистические расходы на перемещение всего перечисленного в Америку и по Америке.

Обломанные крылышки стабильности

Сначала, конечно же, о подорожавших продуктах питания. Ну, давайте без всякого злорадства вспомним, как это звучало бы на языке советских газет: «Всё сложнее простому американцу хрустеть любимыми куриными крылышками, все проблематичнее пропихивание в гортань резко подорожавшего говяжьего стейка, все больше горечи в любимом арахисовом масле…»

Ладно, пошутили и хватит. Статистические данные, обнародованные 13 сентября, свидетельствуют, что домохозяйствам в сентябре стало еще сложнее покупать провизию: как и в Беларуси, в первый же осенний месяц цены на продукты питания в США резко подскочили.

Справка «НДГ». Рост цен на продукты питания составил в сентябре 1,2% – это огромный скачок за один месяц, в 3 раза превышающий августовский уровень инфляции. Из индекса потребительских цен (ИПЦ) Минтруда США явствует, что по сравнению с прошлым годом цены на продукты питания выросли на 4,6%.

Breitbart подчеркивает: повышение цен не является отражением того, что чиновники ФРС называют «базовыми эффектами» (по-нашему – эффект низкой базы), когда большой скачок цен в настоящем оказывается статистической иллюзией из-за снижения цен в прошлом. В 2020г. цены столь же быстро росли, и в итоге за прошлый год продукты питания в США подорожали на 4,1%. Если же сравнивать с допандемийным сентябрем 2019г., то суммарный рост цен на продовольственные товары домашнего приготовления составил 8,8%.

Повышение цен затронуло все виды розничной торговли продуктами питания, причем во всех шести основных товарных категориях продуктов питания были зафиксированы более высокие цены, чем месяцем ранее.

Справка «НДГ». Индекс цен на мясо, птицу, рыбу и яйца вырос на 2,2% за последний месяц и на 10,5% по сравнению с 2020г. Индекс цен на фрукты и овощи вырос на 0,6% в сентябре, что значительно превышает августовские 0,2%, в годовом исчислении его увеличение составило 3%. Индекс по зерновым и хлебобулочным изделиям демонстрирует рост на 1,1% за месяц и на 2,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Чемпионы годичного роста цен-2021: продовольствие

Товарная позицияРост цен за год
1.Стейки+22,1%
2.Бекон+19,3%
3.Жаркое из свинины, ребрышки, стейки+19,2%
4.Куры+17,1%
5.Яйца+12,6%
6.Свежая рыба+10,7%
7.Говяжий фарш+10,6%
8.Яблоки+7,8%
9.Ветчина+7%
10.Арахисовое масло+6,2%
11.Детское питание+4,4%

В общем, белорус, заглянув в американский перечень наиболее пострадавших от инфляции продуктов питания, даже не удивится: вот свинина, вот остальные виды мяса, вот растительное масло – правда, не подсолнечное, а арахисовое.

Общепит в Америке, развитый значительно сильнее белорусского, тоже внес свою лепту в инфляционную гонку. «Сводить семью куда-нибудь поесть тоже теперь стоит дороже», – сетует Breitbart. Индексы ресторанного питания, включая рестораны с полным спектром услуг и закусочные фастфуда, выросли в сентябре на 0,6%. Цены на питание заведений с полным спектром услуг увеличились на 5,2% по сравнению с 2020г., в то время как цены на питание с ограниченным ассортиментом (сетевой общепит) – на 6,7%.

Предрождественские слёзы

«Сезон отпусков в этом году будет намного тяжелее сказываться на финансах многих американских семей из-за инфляции, которая растет сильнее, чем все последние десять лет», – констатирует Breitbart. Понятно, с непродовольственными товарами в США ситуация принципиальное иная, нежели в Беларуси: все производители мира норовят пропихнуть свой продукт на самый обширный и платежеспособный рынок планеты. Нет столь жесткой привязки к «Алику» (AliExpress), ближайшему рынку или ТРЦ. Иная и сезонная динамика: спрос на подарки накануне рождественских каникул играет в Америке куда более важную для продаж роль.

Но тенденции, увы, те же: все дорожает, а то, что пользуется повышенным спросом или претендует на таковой накануне рождественских каникул, дорожает еще сильнее. Breitbart со ссылкой на статистику Министерства труда США (ИПЦ и индекс цен производителей) демонстрирует, что подорожало ощутимее за последние двенадцать месяцев.

Чемпионы годичного роста цен-2021: непродовольственные товары

Товарная позицияРост цен за год
1.Телевизоры+12,9%
2.Спорттовары+12,0%
3.Основные бытовые приборы+9,7%
4.Велосипеды и спортивные транспортные средства+8,9%
5.Компьютеры и помощники по умному дому+8,5%
6.Фотоаппараты и фотооборудование+6,9%
7.Домашняя электроника+6,4%
8.Игрушки, игры, детские транспортные средства+5,8%
9.Бытовая техника: 5,0 процента.+5,0%
10.Домашние животные и товары для них+4,2%

Справедливости ради: президент Джо Байден лично и его администрация борются с кризисом цепочки поставок, принуждая порты Тихоокеанского побережья работать более чем в одну смену. Поскольку наиболее психологически чувствительная для электората товарная позиция накануне Рождества – детские игрушки, 85% которых импортируется из Китая, лояльный нынешней администрации телеканал CNN пропагандирует прогрессивный антикризисный опыт: 1) закупать мягкие игрушки, 2) закупать маленькие игрушки. Благодаря этому в контейнеры для грузоперевозок влезет больше игрушек (и, кстати, каждая из них окажется дешевле) – следовательно, больше американских малышей получат подарок на Рождество, а падение доверия к нынешней администрации окажется не столь чувствительным.

Минус, который всегда с тобой

Тенденция, которая наслаивается на рост цен на сырье и энергию, усиливая и ускоряя инфляцию, состоит в растущих тарифах на доставку и складирование, усугубленных кризисом цепочки поставок. Расходы на перемещение товаров по США резко возросли за последний год, усилив инфляционное давление, ведущее к резкому росту потребительских цен, сообщает Breitbart со ссылкой на статистику Минтруда.

Справка «НДГ». Компании, специализирующиеся на грузоперевозках, в сентябре 2021г. повысили цены на 10,9%. По сравнению с прошлым годом логистические предприятия теперь взимают с клиентов на 71,77% больше. Цены на перевозку готовой продукции автотранспортом выросли в сентябре на 0,8% по сравнению с августом и на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Железнодорожные перевозки товаров конечного спроса подорожали по сравнению с 2020г. на 6,8%, продемонстрировав по сравнению с августом рост на 0,4%. Стоимость авиаперевозок выросла на 2,3% к предыдущему месяцу и на 5,2% в годовом исчислении, тарифы на курьерские и почтовые услуги – на 2,6% в сравнении с августом и на 7,2% в годовом исчислении.

Безусловно, увеличившиеся логистические издержки икнутся буквально каждому продавцу и каждому покупателю. Breitbart детально описывает, как инфляция понемногу делает продукцию недоступнее на каждом уровне цепочки поставок. Если товары конечного спроса за январь-сентябрь 2021г. подорожали к аналогичному периоду 2020г. на 8,6%, то для товаров промежуточного спроса этот показатель составляет 45,9%. Иными словами, впереди еще более ощутимый инфляционный скачок.

Пит Бутиджич, министр транспорта США, обаятельный гей и любимец прогрессивных журналистов, говорит, что кризис цепочки поставок завершится где-то в 2022г. В это же время, согласно официальной точке зрения, придет в норму и инфляция, о которой, впрочем, сторонники правящей демократической партии предпочитают не распространяться.

Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки (на фото) в пятницу 15 октября в эфире CNN заявила, что рост цен – «хорошая вещь», потому что это значит, что люди покупают товары, а экономика восстанавливается: «Теперь все больше людей имеют работу. Все больше людей покупают товары. Это увеличивает спрос. Это хорошо… В то же время мы также знаем, что поставки невелики, потому что мы выходим из пандемии и потому множество производств по всему миру закрылись из-за того, что порты не функционировали должным образом. Это то, над чем мы работаем. Люди должны знать, что инфляция снизится в следующем году. Экономисты уже говорили об этом… Мы работаем над решением этих проблем с усердием, которое каждый божий день ощущает американский народ».

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.