На пост нового президента Аргентины претендовали министр экономики Серхио Масса и оппозиционный «анархокапиталист» Хавьер Милей. В первом туре победа в голосовании досталась кандидату от власти – Масса получил 36,78% голосов против 29,99% у Милея.
Во втором туре выборов Хавьер Милей набрал 55,95% голосов. Его соперник от правящей партии Серхио Масса получил 44,04%. Это стало известно после подсчёта 86,59% избирательных бюллетеней.
Голосование проходило на фоне шестой рецессии в стране за последние 10 лет и угрозы дефолта.
53-летний Хавьер Милей называет себя «анархокапиталистом» и «палеолибертарианецем». Согласно его неавторизованной биографии под звучным названием «Сумасшедший», он увлекается музыкой, выступает против абортов и за свободные отношения, клонировал свою собаку после её смерти, увлекается спиритизмом и считает экс-президента США Дональда Трампа лучшим главой государства в истории Штатов.
Милей, экономист и преподаватель с 20-летним стажем, приобрёл особую популярность как теле- и радиоэксперт за счёт скандальных эфиров с его участием с использованием ненормативной лексики.
Предвыборные листовки в пользу министра экономики Серхио Массы на предвыборном агитационном плакате в пользу оппозиционного политика Хавьера Милея, Буэнос-Айрес, Аргентина, 15 ноября 2023г.
Он переложил эту модель поведения на свою предвыборную кампанию – сначала на парламентских выборах, а теперь и президентских. При этом на митинги своих сторонников он приходит с бензопилой, обещая «отпилить» аргентинскую бюрократию.
Хавьер Милей возглавляет Либертарианскую партию, входящую в правый альянс «Свобода наступает». Он выступает за минимальное вмешательство государства в жизнь, планирует упразднить Центробанк вместе с десятком министерств, сократить расходы бюджета и предлагает заменить национальную валюту песо на американский доллар.
Милей не собирается развивать межгосударственные отношения с Бразилией, Китаем и Россией из-за несогласия с их политикой, однако он не будет препятствовать частному бизнесу взаимодействовать с этими странами.
Он ярый противник власти в целом, называет государство врагом и обещает провести кардинальные перемены в Аргентине.
Победу Милея страстно приветствуют либертарианцы всего мира, полагая, что Аргентина, «извращённая постмодернизмом, оплёванная бюрократизмом и расчленённая токсичным марксизмом», выбрала президентом человека, открыто называющего вещи своими именами.
И надеются, что он «станет такой же звездой мировой политики и свободнорыночных реформ, как великий Месси в футболе».
Тезисы его предвыборной программы как бальзам на душу всем поборникам безудержной свободы: «Государство-Левиафан – враг человека, друг и источник обогащения чиновника; Государство-Левиафан – враг предпринимателя, партнёр и источник обогащения олигархата», «Государство-Левиафан – враг свободы, партнёр и соучастник тирании.
По накатанной
В начале XX века Аргентина была землёй обетованной, самой богатой на Земле. Но потом её поразили, как выражаются либертарианцы, «локальные аналоги Ленина и Сталина, Брежнева и Хрущёва – не такие кровавые и геноцидные, но с Левиафаном в голове». За сто лет Аргентина превратилась в страну с экономическим статусом failed state.
Примерно 40% населения живёт за чертой бедности. Каждый второй ребёнок не имеет ресурсов для нормального питания. Инфляция сносит крыши сбережениям и нормальной экономической активности. Больше половины экономики в тени.
Страна стала зоной экономического бедствия не самостоятельно. Более 25 лет её властям активно помогал… Международный валютный фонд (МВФ). Международная бюрократия вела страну от кризиса к кризису, от дефолта к дефолту.
Принимали красивые программы. Обещали стабильный рост и процветание. Вот только аргентинские и МВФ-овские социалисты всю экономику опять же выстраивали вокруг государства.
Менялись чиновники и политики. Менялись уголовные дела и списки осуждённых, но Аргентина оставалась полигоном для безумных практик.
В 1980г. ВВП на душу населения Аргентины составлял $8361. Для сравнения: в Чили этот показатель был $2598, в США – $12553. Аргентина опережала Чили в 3,2 раза и только на 33% отставала от США.
В 2000г. ВВП на душу населения был $8639, в Чили уже $5100, а в США – $36313. Аргентина всё ещё оставалась впереди Чили на 69%, но отставание от США составило 4,2 раза.
В 2022г. ВВП на душу населения Аргентины достиг $13620, а в Чили – $15166. То есть аргентинцы были беднее чилийцев на 11%, а отставание Аргентины от Америки (ВВП на душу населения составил $76343) – 5,6 раза.
До начала 1990-х госраходы Аргентицы составляли ~20% ВВП. В 2000г. они уже превышали 25% ВВП, а в 2022г. составили 37,3% ВВП.
В начале 1990-х госдолг Аргентины был чуть больше 20% ВВП, в 2000г. – 40,8% ВВП, а в 2022г. – 84,7%.
Если в 1980-е и 1990-е среднегодовая инфляция не превышала 10%, то после 2000-х она резко прибавила. В 2017-22гг. среднегодовая инфляция превысила 50%.
Среднегодовые темпы роста в период 2012-22гг. составили 0,3% ВВП. Аргентинские социалисты-популисты на глазах всего мира разоряли страну, прикрываясь и пользуясь в том числе рекомендациями МВФ и других организаций всемирного социалистического интернационала.
Перед Хавьером Милей и его командой – настоящие Авгиевы конюшни аргентинской экономики. Предстоит очень сложная, интенсивная работа по созданию полноценных институтов свободного рынка и модели предпринимательского роста и развития.
Что сказал Милей
Первое заявление Милея на посту президента касалось необходимости проведения радикальных реформ в стране и избавления от всепроникающей роли государства.
По его словам, ситуация в республике драматичная, поэтому нет возможности проводить половинные и постепенные меры. Он подчеркнул, что у страны есть либеральное будущее.
«Наше обязательство – это демократия, свободная торговля, мир, мы будем работать со всеми странами свободного мира, чтобы построить лучшее будущее», – добавил избранный президент.
«Я хочу правительство, которое выполняет свои обязательства, уважает частную собственность и свободную торговлю», – заявил политик, призвав правительство сохранять ответственность перед избирателями до конца мандата.