Торговля – двигатель прогресса. Исторически этот избитый тезис относили к товарам. Торговля стала ещё более значимым источником роста благополучия и богатства, когда к товарам присоединились услуги.
Сегодня, когда в развитых странах производство/потребление услуг составляет 70–80% ВВП, когда в каждом промышленно изготовленном товаре «сидит» ~40% услуг, когда современные технологии в сфере IT, транспорта и телекома сделали мир «плоским», критически важно в страновой стратегии развития и роста обратить внимание на производство и экспорт услуг. Это экологичнее, чем металлы, перспективнее, чем зерно, и прибыльнее, чем кукуруза.
Экспорт услуг по определению человекоцентричен. Его развитие напрямую зависит от тех условий, которые созданы для творческой, коммерческой самореализации человека.
Производителю услуг должно быть безопасно, социально комфортно, финансово/логистически удобно. Ему необходимо создать адекватные, конкурентные с другими юрисдикциями налоговые, регуляторные условия.
Для производителя услуг критически важна экономическая свобода и защита прав собственности, в том числе интеллектуальной.
Производителю большинства современных услуг легко сменить юрисдикцию, поскольку он может работать не только и не столько на внутренний, сколько на внешний рынок.
В мире активно работают сотни особых юрисдикций, тысячи специальных зон, которые заманивают к себе талантов и творцов, предлагая комфортные инфраструктурные, бытовые, экологические условия – за минимальную плату (налоги).
В сфере производства услуг конкуренция юрисдикций весьма интенсивная, но и выгода от их развития очевидная.
Что за услуги
Под услугами МВФ и ВТО, ведущие базы данных по всем странам мира, понимают следующие:
Транспортные (воздушный, наземный, морской и т.д.) по перемещению людей и грузов. В 2022г. экспорт этих услуг в мире составил $1481 млрд. Самый большой экспортёр транспортных услуг – Евросоюз. В 2022г. на него пришлось $585,8 млрд., или 39,6% мирового объёма. Следом идут Китай ($148,8 млрд.), Сингапур ($101,6 млрд.), США ($91 млрд.) и Южная Корея ($51,9 млрд.).
Туристические услуги – товары и услуги, которые приобретает турист за пределами своей страны. Они могут быть как личными, так и бизнес-услугами. В 2022г. экспорт этих услуг составил $1116 млрд. Ведущие экспортёры туристических услуг в 2022г.: Евросоюз – $379,7 млрд., или 34% мирового рынка, США – $136,9 млрд., Британия – $68,2 млрд., ОАЭ – $61,1 млрд., Турция – $41,2 млрд.
Категория «другие коммерческие услуги» включает строительство, страхование, финансовые услуги, пенсионные услуги, плату на пользование интеллектуальной собственностью, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, персональные, культурные и рекреационные услуги. В 2022г. экспорт этих услуг составил $4202 млрд. Их доля в общем объёме экспорта услуг выросла с 47,9% в 2005г. до 59,7% в 2022г. В этой категории ведущие экспортёры мира – это Евросоюз – $1579,1 млрд., США – $858,8 млрд., Британия – $381,4 млрд., Индия – $248,2 млрд., Китай – $235,2 млрд.
Услуги по товарам (goods-related services): ремонт, услуги по товарам/физическим объектам, которыми владеют другие. В 2022г. экспорт этих услуг в глобальной экономике составил $245 млрд. В 2022г. самым крупным экспортёром услуг по товарам стал опять-таки Евросоюз – $121,5 млрд. За ним – Китай ($28,5 млрд.), США ($14,5 млрд.) и Британия ($10 млрд.).
В 2022г. экспорт услуг в мире достиг уровня $7,04 трлн., импорт услуг – $6,51 трлн. Сектор услуг больше, чем промышленность и сельское хозяйство вместе взятые, достигнув в 2021г. 67% мирового ВВП.
Услуги составляли 50% мировой торговли с точки зрения добавленной стоимости. Для сравнения: промышленность даёт 34% добавленной стоимости, сельское хозяйство – 16%.
В 2022г. объём услуг, поставляемых в цифровой форме, составил $3,82 трлн., или 54% всего объёма услуг глобального рынка – на 375% больше, чем в 2005г.
В период 1970-2021гг. в странах с высоким доходом доля сектора услуг выросла с 59 до 75%, в странах выше среднего дохода (upper middle-income) – с 40 до 56% ВВП, в странах с низким доходом – с 36 до 42% ВВП.
Ныне услуги генерируют 75% ВВП и занятости в самых развитых экономиках мира. В странах с доходом выше среднего этот показатель составляет 53%. В 2000г. в мировой экономике сельское хозяйство и сектор услуг генерировали по 40% рабочих мест каждый.
К 2021г. 50% рабочей силы было занято в секторе услуг, а доля занятости в сельском хозяйстве сократилась до 27%.
Занимательная география
Страна, которая сочетает в себе интенсивный экспорт товаров и услуг, является оптимально сбалансированной, нацеленной на быстрые, долгосрочные темпы экономического роста.
Сочетание экспорта услуг с экспортом товаров даёт мощный импульс для развития страны, капитализации её бизнеса, повышения качества человеческого капитала. Многие страны Центральной и Восточной Европы усвоили этот исторический урок.
Так, в период 2005–22г. Чехия увеличила экспорт услуг в 3,1 раза, что также позволило увеличить ВВП на душу населения в 2 раза. Отметим, что скачок произошёл с уровня $13,45 тыс.
Сделать это без полноценной интеграции в региональный и глобальный рынки услуг весьма проблематично. Отметим, что Чехия – это не самый успешный пример выхода на мировой рынок услуг. С экспортом товаров у неё получается гораздо лучше. Доля же экспорта услуг к экспорту товаров с 2005 по 2022г. практически не изменилась, составив в 2022г. 13,9%. Доля Чехии в мировом рынке услуг также осталась неизменной.
Словакия также оказалась гораздо успешнее в экспорте товаров, войдя в производственные цепочки ряда крупных ТНК. А вот прорыва в экспорте услуг она не добилась. Доля в мировом экспорте услуг осталась неизменной – 0,18%, а доля экспорта услуг к экспорту товаров даже сократилась, но и в таком варианте объём экспорта услуг вырос в 2,9 раза.
Польша оказалась гораздо успешнее на рынке услуг. В 2005г. экспорт услуг там составил всего $16,1 млрд., а в 2022г. – $95,3 млрд., т.е. увеличился в 5,9 раза.
Развитие этого сектора экономики, безусловно, добавило темпов экономического роста полякам. ВВП на душу населения за этот период вырос в 2,3 раза. Доля услуг по сравнению с объёмом экспорта товаров выросла с 18 до 26,4%, в мировом экспорте услуг – с 0,67 до 1,35%.
Ещё одна страна бывшего соцлагеря – Румыния – в 2005–2022гг. стала лидером Европы по темпам роста объёма экспорта услуг – в 7,9 раза. Темпы роста ВВП на душу населения также впечатляют – в 3,4 раза. Доля экспорта услуг страны к объёму экспорта товаров выросла с 17,8% в 2005г. до 40,2% в 2022г.
Румыния сумела увеличить долю экспорта своих услуг в мировом в 2,8 раза.
Похожая тенденция зафиксирована в Литве, увеличившей объём экспорта услуг в 5,9 раза и удвоившей свою долю в мировом экспорте услуг. Экспорт услуг Литвы к товарному экспорту был 26%, стал 39,4%.
Литовские элиты прекрасно усвоили важность открытости торговли, полноценной интеграции страны в мировые/европейский рынки. Вот поэтому Литва по ВВП на душу населения почти в разы богаче многих стран СНГ.
Испания, став членом ЕС, попав под влияние социалистов, решила почивать на лаврах кормилицы Евросоюза. Экспорт её сельхозпродукции превышает $81 млрд. Более 2/3 этого объёма идёт в Евросоюз.
А вот с экспортом услуг явно не сложилось. Это один из факторов, почему ВВП на душу населения Испании за 18 лет увеличился только на 12,7%.
На контрасте в Ирландии, которая является одним из чемпионов мира по развитию экспорта, ситуация радикально иная. По ВВП на душу населения страна в 3,5 раза богаче Испании. У неё отношение экспорта услуг к экспорту товаров выросло с 48,6% в 2005г. до 166% в 2022г.
Поразительный результат – увеличить экспорт услуг за 18 лет в 6,7 раза. Это один из важнейших драйверов, который позволил Ирландии стать одной из самых богатых стран мира. Если в 2005г. по ВВП на душу населения Ирландия была богаче Британии на 19,7%, то в 2022г. в 2,3 раза.
Пригласив к себе тысячи иностранных компаний, в том числе лидеров мира, Ирландия не только стала богатой и процветающей, но и резко улучшила свою демографию, укрепила безопасность и резко улучшила качество своей мягкой силы в мире.
Как превратить услуги в драйвер экономики
Производство современных услуг требует от страны выполнения ряда требований. Вот основные:
Полноценная защита прав собственности, в том числе интеллектуальной, в международных частных судебных инстанциях (импорт элементов правосудия).
Конкуренция стандартов товаров/услуг, которые имеют сертификаты, другие документы от стран ЕС/ОЭСР.
Финансовая открытость, полноценное развитие платёжных систем, полноценная конкуренция валют и платёжных инструментов при соблюдении privacy и мер кибербезопасности.
Полноценная реализация принципа четырёх свобод: перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы.
Развитая телекоммуникационная инфраструктура, включая национальный охват связью 5G.